О Храме всех религий я слышала давно.
В своё время СМИ писали и показывали это чудаковатое архитектурное сооружение в Казани, вызывающее у меня достаточно … снисходительное любопытство.
Ну, в самом деле, что это за религиозный китч? Что это за буйство красок и форм? Восточный базар какой-то…
Но, приехав в Казань, я согласилась с предложением Алины посмотреть Храм своими глазами. И мы помчались на окраину города, в поселок Старое Аракчино.
И вот там-то, на берегу Волги, среди маленьких домишек, садов и огородов мы увидели Вселенский Храм. Высокий, многоглавый, пёстрый как … как не знаю что!
Вселенский Храм произвел на меня сильное впечатление!
Он состоит из нескольких зданий, построенных в архитектурных традициях православия, ислама, иудаизма, буддизма. Роскошные фасады обильно украшают стрельчатые и арочные окна с витражами, мозаичные элементы и символы разных верований.
Здесь христианское распятие соседствует с мусульманским полумесяцем, а звезда Давида с буддийским шпилем.
Вселенский Храм выглядел инородцем, инопланетным существом среди скучных домиков планеты Земля.
Каким галактическим ветром его занесло в Старое Аракчино? Какую миссию он выполняет на этой окраине?
Вот если бы стоял он на видном месте, думала я, на огромной площади, величавый, надмирный, чтобы всякий идущий уже на подходе чувствовал грандиозность вселенского замысла! Вот это было бы замечательно! А тут..
А тут оказалось, что на окраине Казани Вселенский Храм вырос не случайно, а волею его создателя, человека такого удивительного, что впору спросить – а он-то как очутился на Земле?
Каким галактическим ветром занесло к нам эту сильную личность, дерзновенного художника и скульптора?
Поэтому, говорить о Храме невозможно без разговора о его Творце.
Об Ильдаре Ханове.
Он родился в 1940 году в поселке Старое Аракчино. Жизненный и творческий путь Ильдара Ханова был непростым. Его произведения словно вырывались из узких рамок социалистического реализма, царившего в СССР.
Подробности творческой биографии Ханова можно прочитать в интернете, я остановлюсь лишь на том, как создавался Вселенский Храм.
В середине 50-х годов прошлого века родители художника построили дом в Старом Аракчино, который и стал отправной точкой возведения Храма.
Спустя сорок лет Ильдар начинает грандиозное строительство прямо над родительской избой, которую он решил оставить, как часть храма.
А перед этим Ханов много путешествовал по Индии, в Китае, на Тибете. Изучал искусство восточных стран, буддизм, йогу, тибетскую и китайскую медицину.
Размышления во время путешествий и подтолкнули его к этой грандиозной идее. Вселенский храм стал архитектурным символом всех религий, как говорил сам Ханов.
Создавать его художник начал самостоятельно, но почти сразу же ему предложили помощь местные жители и даже незнакомые люди: они работали каменщиками, плотниками, покупали строительные материалы.
Архитектура храма вызывает удивление своими необычными формами.
В общей планировке проекта принимал участие Святослав Рерих, сын великого художника Николая Рериха. Святослав Николаевич высоко ценил талант Ханова:
Искусство твое, могучее и прекрасное, несет в себе тайну первозданной красоты. Знай, многие люди слушают тебя, но не все слышат
Здесь необходимо сказать, что Ханов был не только талантливым художником и скульптором, он обладал даром целительства и много помогал страждущим.
Вспоминает его сестра Флюра Галеева:
...Он помогал людям до конца своих дней, спасая от алкоголизма, табакокурения, наркотиков даже тех, на кого махнули рукой врачи. Лечил по 16–20 часов в сутки. Говорил, что духовной энергии ему вполне хватает в отличие от физической – иногда от усталости у него подкашивались ноги. Меня, как врача, это очень беспокоило...
...Часто спрашивают: «Кто был самый близкий друг его молодости?» У него в друзьях были многие из «шестидесятников»: Евтушенко, Галич, Окуджава, но я всегда отвечаю: «Высоцкий!»…. Высоцкого поражало в Ильдаре его феноменальное умение ставить точный медицинский диагноз…
Портрет Высоцкого кисти Ханова сейчас размещен во Вселенском Храме. Хороший портрет! Очень светлый, лучистый.
Я стояла перед ним, всматривалась в лицо Высоцкого и уходить не хотелось. Бывает у меня такое, когда я смотрю на картину, которую не хочется покидать, которая притягивает, притягивает с большой силой.
Строительные работы шли быстро, но увидеть своё творение Ильдар Ханов не успел: он скончался в 2013 году, когда храм ещё не был закончен. Возведение религиозного комплекса продолжили его брат Ильгиз и сестра Флюра Галеева.
Вселенский Храм не задумывался, как место проведения религиозных обрядов. Здесь никогда не проводились, и не будут проводиться службы. Вселенский Храм – это архитектурный символ всех религий и музей.
А ещё выставочное пространство и зал для проведения встреч и концертов.
10 апреля 2017 года в комплексе Храма всех религий начался пожар. Здание удалось отстоять. Но урон музею был нанесен основательный. Часть залов и экспонатов была уничтожена. Особенно пострадали картины Ильдара Ханова. Но какую-то часть полотен спасли.
Сейчас в Храме всех религий продолжаются строительные работы. Хотя не очень активно. Не хватает средств, спонсоров. Но музей не прекращает работу.
Всякий желающий посмотреть Вселенский Храм, а это место уже стало достопримечательностью Казани, может погулять по его залам, заплатив 200 руб. По нынешним ценам очень скромная плата.
Храм впечатляет не только снаружи, но и внутри!
Мы увидели Языческий зал, зал Тайных обществ, Православный и Буддийский залы, Египетский и Католический в виде Концертного зала.
В Исламском зале была размещена выставка работ Ильгиза Ханова – брата Ильдара.
Выставка «Татарские красавицы» – это галерея женских образов, написанных в 2016 году к 500-летию царицы Сююмбике.
Сююмбике — легендарная царица правила в Казани в середине XVI века. На всех полотнах изображены тюркские красавицы, а сами картины выполнены в иконописной технике.
Все залы производят больше впечатление!
Но из Буддийского мне уходить не хотелось.
Зал полон множеством экзотических экспонатов, привезённых Ильдаром и Ильгизом из Индии, Китая, Тибета, и подаренных друзьями.
Зеркальная галерея, буйство алых и золотых красок, тихая медитативная музыка – полное ощущение ирреальности происходящего!
Я даже села на стульчик в этом зале, пытаясь растянуть ощущение покоя и умиротворения…
Несмотря на урон, нанесённый пожаром, на продолжающееся строительство, Вселенский Храм сильно впечатляет.
Впечатляет грандиозностью замысла, красотой и разнообразием мирового религиозного искусства, верой в светлое предназначение человека. Удивительно духоподъемное место!
Однако не все посетители Вселенского Храма разделяют мою точку зрения. Читала я в интернете отзывы недовольных людей. Кому-то не нравится, что религии мало, а много каких-то портретов, каких-то картин, какого-то Рериха и уж совсем неприлично братьям Хановым выставлять в Храме свои собственные живописные работы…
Я же увидела в этом удивительном комплексе и логику и гармонию. Всё на своём месте. Всё имеет свой смысл.
Даже два огромных полотна с дедушкой Лениным показались мне уместными в этом Храме всех религий. А что? Много лет Ленин был религией для огромного количества людей.
Разумеется, я написала не обо всём, что увидела в Храме всех религий. Не все залы перечислила, не обо всех экспонатах рассказала.
Да я и не ставила себе такую цель!
Для меня главное — не перечень увиденного написать, для меня главное — чувства от увиденного передать.
При входе в музей стоит большая фотография братьев Хановых на фоне православной иконы.
А сверху этой фотографии небольшая табличка с Пятью принципами этики Ясы Чингисхана. А я ведь до поездки в Казань даже не знала что такое Ясы! Хорошо, что хоть имя Чингисхан было мне знакомо….
Так вот, а теперь я знаю, что
— духовное выше материального,
— общее выше частного,
— справедливость выше закона,
— служение выше владения,
— власть выше собственности.
Как-то так.