По аналогии с Татарстаном, Дагестаном, Казахстаном и так далее, Лезгистаном в настоящее время называют исторические земли лезгин, а также гипотетически возможное государство этого народа. Если бы оно появилось на карте, то располагалось на стыке Азербайджана и самой южной из кавказских республик России. Собственно, именно позицией этих стран объясняется то, что возникновение Лезгистана в качестве страны, а не условной территории является крайне маловероятным.
Само это название появилось в конце средневековья в качестве мусульманского синонима для горского государства Лакз, где проживали, в основном, лезгинские народы. Это были сами лезгины в узком смысле, а также табасаранцы, рутульцы, цахуры, удины, крызы, хиналугцы и представители иных этнических образований.
Но когда этой страны не стало, а в данной части Кавказа возобладали независимые друг от друга вольные общества, термин «Лезгистан» начал применяться в значении «Южный Дагестан». А некоторые восточные авторы время от времени называли так Дагестан в целом.
Гораздо позже русские, не особо разбирающиеся в местной политической и этнической географии, по их примеру именовали всех дагестанцев лезгинами, а их любимый танец звали лезгинкой. Хотя, конечно, у каждого народа есть свое отдельное имя, в этот танец они величают по-разному.
Но это все было верно лишь в историческом контексте. А новое понимание Лезгистана, как страны лезгин (возможно, независимой), возникло после распада СССР в 1990-х годах.
До этого их народ не считал себя политически ущемленным решениями высокого руководства. Ведь Азербайджан и Россия были республиками в составе СССР, поэтому их родная земля была разделена только административной границей, а фактически оставалась единым целым. Но отныне это было не так, и нравилось это далеко не всем.
Античная Кавказская Албания, как государство лезгинских народов, средневековый Лакз и более поздние политические образования никак не препятствовали общению горцев. Обычно последние даже сохраняли если не юридическую, то фактическую независимость, свободно перемещаясь на север и на юг.
Впервые эта данность была нарушена в 1920-х годах, когда советские власти разграничили территорию между Азербайджаном и РСФСР, а точнее, между Дагестаном и Азербайджаном. Уловная линия была проведена по продолжению Кавказских гор, и навсегда разделила лезгинские земли. Их жители этого совсем не хотели.
Разумеется, это было сделано ради удобства и высокой справедливости, но мнение самих лезгин тогда никто не учел. Они бы предпочли остаться дагестанцами, и чтоб граница прошла гораздо южнее. Но так как обе части их народа являлись гражданами СССР, в то время каких-то особых проблем из-за этого не было. Точно так же абхазы и южные осетины не протестовали против своего нахождения в Грузии. Ведь эта союзная республика и их собственная родина были частью чего-то большего.
Проблемы начались, когда Советского Союза не стало. Были лезгины – граждане единого СССР, а стали лезгины разделенным народом. А всему виной только то, что их родина находится по обе стороны от горного хребта, который является удобной границей между двумя странами.
В то время раздавались голоса в пользу провозглашения Лезгистана независимым государством, в состав которого должна войти вся историческая лезгинская территория. При этом, большинство лезгин смотрело в сторону России, а точнее, Дагестана, считая себя ближе не к Азербайджану, а к другим горцам.
Поэтому в течение девяностых угроза лезгинского сепаратизма, в основном, была проблемой Баку. Которая, ко всему прочему, наложилась на войну в Карабахе. Однако, к чему-то серьезному это не привело. Хотя лезгины по сей день недовольны. И среди них существует сильное движение в пользу сохранения связей с закавказскими земляками.