Найти в Дзене

История бренда Petzl — французского гения в мире спелеологии и альпинизма

Когда мы думаем о бренде Petzl — поставщике снаряжения для альпинизма и скалолазания, — то сразу представляем себе заснеженные вершины, хребты, скалодромы, в конце концов. Однако история этой компании началась… глубоко под землей. Основатель компании, Фернан Петцль, родился в 1913 году во Франции и большую часть жизни провел в деревне Сен-Измье — той, что у подножия карстовой горы Дан-де-Кроль. Эта гора, чья вершина по форме до смешного напоминает коренной зуб, сыграла определяющую роль в судьбе Петцля и его наследников. И вот почему: под Дан-де-Кроль скрывается одна из самых сложных и длинных пещерных систем в Европе. В общем и целом, это почти 60 километров туннелей — о которых местные жители не подозревали вплоть до 1930-х годов. Еще подростком Фернан пытался подступиться к этой тайне, одновременно пугающей и манящей. Первые годы он робко топтался на «пороге» туннелей. Промерзшее брюхо горы, запах сырости, темнота, серебряная изморозь и пар изо рта — Петцль всей душой жаждал приключ
Оглавление

Когда мы думаем о бренде Petzl — поставщике снаряжения для альпинизма и скалолазания, — то сразу представляем себе заснеженные вершины, хребты, скалодромы, в конце концов. Однако история этой компании началась… глубоко под землей.

Опасное хобби

Основатель компании, Фернан Петцль, родился в 1913 году во Франции и большую часть жизни провел в деревне Сен-Измье — той, что у подножия карстовой горы Дан-де-Кроль. Эта гора, чья вершина по форме до смешного напоминает коренной зуб, сыграла определяющую роль в судьбе Петцля и его наследников.

И вот почему: под Дан-де-Кроль скрывается одна из самых сложных и длинных пещерных систем в Европе. В общем и целом, это почти 60 километров туннелей — о которых местные жители не подозревали вплоть до 1930-х годов.

Еще подростком Фернан пытался подступиться к этой тайне, одновременно пугающей и манящей. Первые годы он робко топтался на «пороге» туннелей. Промерзшее брюхо горы, запах сырости, темнота, серебряная изморозь и пар изо рта — Петцль всей душой жаждал приключений и острых ощущений и сполна получал их в мрачных пещерах.

-2

Шли годы, а Фернан по-прежнему тратил все свое свободное время, ползая по гротам и туннелям Дан-де-Кроль. Как оказалось, входов в гору несколько, а сами пещеры намного длиннее, чем он предполагал. Некоторые полости были просторные и пологие, а где-то приходилось выполнять трюки, сравнимые если не с каскадерскими, то все же опасные.

Если бы не работа — Петцль к тому моменту уже устроился механиком-разработчиком — он бы с удовольствием проводил в каменных туннелях и дни, и ночи. Впрочем, профессия оказалась вовсе не преградой, а вспомогательным инструментом в любимом хобби. В то время на рынке еще не было специального оборудования для спусков под землю. Спелеологи адаптировали имеющиеся инструменты или изготавливали их самостоятельно.

-3

Фернан не был исключением. Вообще, эта «рукастость» и страсть к изобретательству была у него в крови. Отец Петцля в свое время эмигрировал из Австрии во Францию. После череды неудачных попыток открыть свое дело он устроился уборщиком на завод электроники. Однажды мужчина случайно подсмотрел на столе чертежи выключателя и подумал: «Да эта штука ни за что не сработает!».

После этого Петцль-старший несколько дней корпел над собственной моделью устройства, которое, по его задумке, было намного эффективнее. Когда все было готово, он принес свое творение на завод. Инженеры были поражены до глубины души: а ведь уборщик прав! Без лишних проволочек Петцля устроили на должность разработчика. «Изобретательство заложено в нашей ДНК», — подчеркивает Поль, сын Фернана.

Полезное знакомство

Поворотный момент случился в 1936 году, когда Фернан встретился с таким же одержимым и в конечном итоге ставшим легендарным спелеологом Пьером Шевалье. В то время Шевалье был еще безымянным исследователем, желавшим сломать шаблоны. Петцль сразу почувствовал в нем родную душу.

-4

Пьер обожал горы: за двадцать пять лет «карьеры» альпиниста он покорил в общей сложности 255 вершин, в том числе сорок вершин высотой более 4000 метров. Но в середине 30-х Шевалье решил взглянуть на горы еще и изнутри.

Присоединившись к Парижскому спелеоклубу, Пьер начал колесить по всей Франции, исследуя пещеры разной глубины и протяженности. Одна подземная полость — Дан-де-Кроль — зацепила его не на шутку. Ради нее Шевалье даже взял многолетний «отпуск» от восхождений.

Почти 12 лет Пьер и Фернан без устали штурмовали подземный мир каменного «зуба». Часть их исследований пришлась на военное время. Поставки необходимых для экспедиций товаров на территорию оккупированной Франции были затруднены. Но Петцля и Шевалье это не останавливало.

-5

Коллеги сумели продемонстрировать выдающуюся преданность делу и настойчивость перед лицом физических, технологических и политических невзгод. В своих мастерских они самостоятельно разработали несколько инструментов для исследования пещер. Особенно полезной оказалась нейлоновая веревка Шевалье, изобретенная в 1943 году.

Она была прочной и легкой и позволяла спускаться на большую глубину. Нейлон был еще очень молодым материалом в те годы — его представили миру в 1938 году. Поначалу из этого искусственного волокна изготавливали щетину для зубных щеток и женские чулки. В годы Второй мировой войны нейлон пригодился на фронте — из него шили парашюты и ​​парашютные шнуры паракорды.

-6

Шевалье, будучи опытным химиком-исследователем, прекрасно знал о чудесных свойствах нейлона. Действительно, в условиях сырости этот материал показывал себя куда лучше, чем лестницы из пеньки и сизаля — те быстро намокали и часто рвались.

Ну а спускаться и подниматься по веревке предполагалось с использованием механических зажимов, которые еще в 20-е годы придумал изобретатель Анри Брено по прозвищу Кики. В народе эти зажимы назывались «обезьянками». Единственный минус — устройства были тяжелыми и требовали от спелеологов достаточной физической подготовки.

С помощью этого и других инструментов (в том числе, собственного изготовления) Фернан и Пьер проделали огромную работу: нанесли на карту первые 17 км галерей Дан-де-Кроль и выяснили, что четыре входа в гору соединены между собой. А еще коллеги помогли родной стране установить мировой рекорд, спустившись на невиданную по тем временам глубину.

-7

Благодаря им вплоть до 1953 года считалось, что Дан-де-Кроль — это самая глубокая пещера на планете (658 метров). К слову, нынешний рекорд принадлежит пещере Крубера в Абхазии — 2224 метра.

Отважный исследователь

Начало 1950-х годов было очень активным временем для спелеологии. Когда с Дан-де-Кроль все стало более-менее понятно, Фернан заинтересовался другим горным массивом недалеко от Гренобля — Веркором. Там только-только обнаружили сеть карстовых полостей Гуфр-Берже.

Петцль — будучи не последним человеком во Французской федерации спелеологии (FFS) — возглавил международную экспедицию в эту пещеру. Поход закончился настоящим триумфом. Следующие десять лет Гуфр-Берже считали самой глубокой пещерой в мире (1122 метра), а одна из ее галерей с тех пор носит имя Петцля.

-8

Внимание Фернана было направлено не только на изучение подземных шахт, но и на здоровье спелеологов. В своей небольшой мастерской Петцль кропотливо трудился над разработкой поистине уникальных предметов для эвакуации пострадавших: носилок, блоков и других жизненно важных систем.

-9

Впоследствии Фернан целых 12 лет (начиная с 1970 года) руководил операциями по спасению людей из пещер в родном департаменте Изер. Эта местечковая организация послужила моделью для будущей Французской службы спелеоспасания (SSF).

Рождение бренда Petzl

В 1968 году любитель спелеологии, студент-инженер Бруно Дресслер принес Петцлю три своих изобретения. В подвале дома своих родителей парень выковал из алюминия блок-ролик, спусковое устройство, не перекручивающее веревку, и зажим с зубчатым кулачком для самостраховки во время спуска по лестнице.

Бруно был членом Парижского спелеоклуба, где прекрасно знали о его творениях и с удовольствием ими пользовались. Фернан с присущим ему дотошным вниманием и скрупулезностью принялся изучать инструменты Дресслера.

-10

Через пару лет Петцлю удалось их усовершенствовать. Например, блокер Бруно стал основой для зажимов, которые Фернан назвал Basic и Croll. По большому счету, с них и началась история компании Petzl, которой будет суждено стать одним из мировых лидеров по производству спелеологического оборудования.

-11

В первые годы изделия придумывались и создавались в мастерской площадью 75 квадратных метров, где Фернану помогали родные — супруга, сыновья и невестка Кэтрин. В числе ранних продуктов семейного бизнеса — зажим «Shunt» (1973): он позволял спускаться по одной или двум веревкам, даже если тросы были грязными или замерзшими. Интересно, что его форма за пять десятилетий нисколько не изменилась.

-12

Прорывной работой Петцля стала модификация «жумаров» — эксцентриковых зажимов с ручкой для подъема по веревке. Необычное название эти приспособления получили по первым буквам фамилий своих создателей, альпинистов Адольфа Жюзи (Adolph Jusi) и Вальтера Марти (Walter Marti).

-13

Эти «жумары», которые еще с 1958 года производили в Швейцарии, были достаточно громоздкими, а иногда и ненадежными. Используя технологии Дресслера, Фернан модифицировал форму ручки и конструкцию кулачка.

Новые устройства были запущены в продажу в 1974 году под названием «Zedel». Появление на рынке удобных и легких зажимов позволило исследователям пещер окончательно отказаться от применения веревочных лестниц и перейти на технику одинарной веревки (SRT). Прямыми наследниками «Zedel» в современном каталоге бренда стали Ascension, которые сегодня выпускаются в различных модификациях.

-14

Да будет свет!

Абсолютное признание Petzl принесли аккумуляторные налобные фонари на эластичной резинке. «Эта конструкция кажется такой привычной для опытных пользователей, но мы были первыми, кто догадался так сделать», — рассказывает сын Фернана, Поль.

-15

Именно Поль натолкнул отца на эту простую и гениальную мысль. Когда сын Петцля служил в пехоте, ему часто приходилось ночевать в палатках в горах. В темное время суток Поль и его сослуживцы использовали налобные фонари Wondery на касках, но те были крайне неудобными. Громоздкий аккумуляторный блок приходилось переносить на ремне или в кармане, а источник света соединялся с ним с помощью гибкого кабеля.

Фонарь работал через раз, а провод постоянно путался, цеплялся за ветви деревьев и снаряжение. «Как кто-то мог придумать что-то настолько идиотское!» — со смехом вспоминает Петцль-младший.

-16

Однажды Поль вспомнил об этом в разговоре с отцом. Мол, ну почему нельзя носить батарейки на голове — и желательно без каски? Сказано — сделано. Всего за одну ночь Фернан реализовал идею, которая, казалось бы, лежала на поверхности все эти годы. За основу он взял плотную резинку, на которую прикрепил батарейку в маленьком пластиковом корпусе и лампу.

Так на свет появился первый компактный фонарь, который можно было носить прямо на голове. Воодушевленные успехом, отец и сын сразу изготовили несколько сотен экземпляров на продажу. Вскоре выяснилось, что их чудо-фонарики полезны не только в походах и пещерах, а еще и в быту.

-17

Интересный факт: за закупку эластичных лент для тестовой партии фонариков отвечала Кэтрин, жена Поля. И приобретала она эти резинки в… магазине нижнего белья. В то время в моде были пояса для чулок, и бретельки от этого элегантного аксессуара как нельзя лучше подходили для создания налобных ламп. Мужчины семьи Петцль до поры до времени даже не подозревали об этом маленьком секрете.

-18

Сегодня Petzl производит огромное количество товаров, но самыми культовыми по-прежнему остаются налобные фонари, которые уже полвека приносят свет в самые темные уголки мира.

Пополнение ассортимента

В 1976 году Petzl — где по-прежнему работали всего пять сотрудников — стала акционерным обществом с ограниченной ответственностью и переехала в новое здание в коммуне Кроль. Новая локация позволила компании заметно расширить линейку товаров.

Например, в ассортименте появились страховочные обвязки для альпинизма и спелеологии, фонарик «Zoom» (с которым хорошо знакомые все те, кто ходил в походы в 80-х и 90-х), а также — с подачи Поля — крепления для лыж.

-19

Забегая вперед, горнолыжная линейка не задержалась в Petzl надолго. В 90-е годы бренд сделал окончательный выбор в пользу «вертикального мира», сосредоточившись на нуждах спелеологов, альпинистов и скалолазов.

-20

Все новые устройства бренда проходили долгое тестирование. Но если в горах прототипы проверяла вся семья, то в пещеры спускался только Фернан. На этом настояла супруга Петцля. «Она считала, что спелеология слишком опасна, и не хотела, чтобы ее дети рисковали во тьме под землей», — отмечает Поль Петцль.

Международное признание

В конце 1980-х годов компания начала активно продвигаться на международном уровне. Теперь акцент делался не только на спелеологию, но и на скалолазание, которое стремительно набирало популярность по всему миру. В ассортименте Petzl появились шлямбуры и анкерные болты, а бренд рекламировали звезды скалолазания вроде Патрика Эдлинджера и Линн Хилл.

-21

Изначально компания ориентировалась только на спортивный рынок, однако с 1990-х годов Petzl приступила к разработке решений для профессионалов в сфере строительства, горноспасательных работ и промышленности. Одним из кураторов этого направления стал второй сын Фернана — Пьер.

-22

На рубеже тысячелетий бренд приобрел компанию Charlet-Moser, специализирующуюся на производстве ледорубов и кошек. Известнейший среди европейских альпинистов бренд родом из Шамони заметно сдал позиции в 90-х годах. Руку помощи ему протянул Петцль. Интересно, что первые десять лет бренд сохранял свое имя и лишь в 2010 года его переименовали в Petzl Charlet.

-23

Наряду с инвестициями в мир ледового туризма и альпинизма, компания продолжала расширять ассортимент своих фонарей. Так, в 2001 году бренд представил миру «Tikka» — культовый налобный светодиодный фонарь, который обеспечивал мощное освещение в течение нескольких десятков часов.

За чрезвычайную компактность и стильный дизайн «Tikka» полюбили по обе стороны океана. Этот фонарик до сих пор есть в линейке бренда, правда, значительно усовершенствованный. Только представьте: современная версия ярче в 22 (!) раза, хотя по весу изделие почти не изменилось.

-24

Еще одна гордость Petzl — страховочное устройство с автоматической блокировкой «Grigri». Целью создателей было придумать очень понятное, надежное и удобное в обращении устройство. На «Grigri» впервые применили тиснение схемы, демонстрирующей принцип работы механизма.

-25

Разработанное для спелеологов, это устройство затем было адаптировано для альпинистов, потом для арбористов (специалистов по обслуживанию деревьев) и, наконец, для пожарных.

Пожарники Нью-Йорка сами выступили с просьбой придумать для них персональную систему эвакуации. Выпущенная в 2006 году на базе «Grigri» конструкция EXO позволяла легко выбраться даже из самой критической ситуации. Изделие было отмечено несколькими наградами, а влиятельный журнал Time назвал его «Лучшим изобретением года». С тех пор EXO используется пожарными службами по всей территории США.

-26

«Я никогда бы не подумал, что Grigri будет настолько полезен в стольких сферах. Именно благодаря нашим клиентам, которые использовали этот инструмент в различных целях, мы смогли так хорошо его адаптировать», — рассказывает сын Петцля.

Жизнь после

Главными качествами Фернана Петцля были не знавшая границ любознательность, убойная энергия, деловитость и предприимчивость. Порой он не понимал всех рисков, а просто шел напролом — поэтому и выиграл.

До последних дней Фернан «болел» своим детищем. Когда в конце 80-х здоровье стало подводить, бизнесмен передал бразды правления семейным бизнесом сыну Полю, но сам продолжил проектировать инструменты и работать над прототипами. Петцль дожил до 90 лет, скончавшись в 2003 году. Он запомнился миру как удачливый предприниматель, бесстрашный исследователь и человек, который двигает прогресс.

-27

После смерти бизнесмена его сын основал фонд имени Петцля (в который отходит 10% прибыли компании), а также учебный и экспериментальный центр «V.axess». Среди знаковых проектов фонда — программа защиты хищных птиц, живущих в скалах, и финансирование исследований льдов Мирового океана.

В нулевых компания продолжила стремительно расти и развиваться. В 2009 году был открыт завод в Малайзии, а в 2014 году появились два коммерческих филиала в Германии и Испании. В этот период в ассортименте бренда появилось немало крутых разработок, которыми бы гордился старина Фернан.

Среди них — первый налобный фонарик с реактивным освещением (Reactive lighting). Уникальная технология мгновенно обеспечивает нужное освещение в нужное время, не требуя ручного управления.

-28

Стоит отметить и «Duo S» (2018) — первый налобный фонарь с технологией face2face, которая позволяет стоящим рядом пользователям не ослеплять друг друга.

-29

Отдельных комплиментов заслуживают «Duo RL» (самый мощный налобный фонарь Petzl) и «Xena» (перезаряжаемый, водонепроницаемый фонарь). Наконец, многим покупателям полюбилось спусковое устройство со встроенным блок-зажимом «Maestro», которое используется при технически сложных спасательных операциях и работах с тяжелыми грузами до 250 кг.

-30

Правда, на победном знамени Petzl было и пару темных пятен. В мае 2011 года 25-летний альпинист упал с 20-метровой высоты в горах Гренобля, получив серьезные травмы. После случившегося у мужчины начались проблемы со зрением.

Для подъема скалолаз использовал Y-образный строп Scorpio бренда Petzl. Расследование показало, что три шва в стропе — жизненно важных для правильной работы страховки под нагрузкой — попросту отсутствовали.

-31

Компания была оправдана, однако ей пришлось прошерстить работу производства и всю документацию. Изначально считалось, что дефект может быть только у двух моделей ремешков, произведенных до марта 2005 года. Но позже — от греха подальше — было решено отозвать все стропы Scorpio, выпущенные до трагического события.

Petzl в наши дни

Сегодня компания Petzl работает в двух плоскостях. Первая — это снаряжение для спорта: альпинизма, скалолазания, спелеологии, виа феррата, каньонинга, бега по пересеченной местности и т.д. Вторая — профессиональное оборудование для высотных работ (промышленный альпинизм, такелаж, обрезка ветвей) и спасательных операций в труднодоступных местах.

-32

За последние 50 лет маленький семейный бизнес сумел превратиться в крупнейшего европейского производителя инструментов для тех, кто работает «в темноте или на высоте». Когда-то в Petzl работало всего пять человек — сегодня же на благо компании трудится более 1200 сотрудников по всему миру.

Несмотря на грандиозные масштабы, бренд по-прежнему неукоснительно следуют правилу: бизнес должен всегда оставаться в семье. У руля компании стоит сын основателя, на руководящих должностях трудятся внуки — Себастьен отвечает за отдел исследований и разработок, а Оливье возглавляет отдел маркетинга и продаж.

-33

Традиции и постоянство для Petzl — не пустой звук. Штаб-квартира компании с 70-х годов не меняла своего расположения. Если вы однажды захотите заглянуть туда, то приезжайте в Кроль и следуйте по стрелочке «Петцль» — она ведет в «деревню в деревне», где даже есть отдельная улица в честь своего основателя, Рю де Фернан Петцль.

Главный офис вкупе с заводом выглядит весьма необычно. Бетонная башня со странно покатой крышей, рядом с ней узкое, практически без окон здание: это испытательный и тренировочный центр Petzl. Вокруг — дикая смесь построек в разных стилях. Так произошло потому, что заводская территория строилась не одним днем, а расширялась здание за зданием в соответствии с потребностями компании.

-34

На заводе в Кроле в основном собирают фонари и шлемы. Во Франции есть еще две производственные площадки Petzl. Предприятие в Эбансе специализируется на текстиле, а в Ротеране занимаются сборкой металлических деталей — скоб, ледорубов, карабинов и пр.

В 2010 году у Petzl появился завод в Малайзии, который отвечает за текстиль (транспортные сумки, рюкзаки, перчатки). На этот шаг бренд пошел из-за удвоившейся потребности в производственных мощностях и с целью повышения глобальной конкурентоспособности.

-35

85% продаж Petzl осуществляется на международном уровне. Через дочерние компании и дистрибьюторскую сеть продукция бренда попадает на каждый континент — товары Petzl представлены в 55 странах мира. Это почти вся Европа, Китай, США, ЮАР, Австралия и пр. Трудно себе представить, но Petzl продает более 9 миллионов изделий в год. По данным компании, порядка 10 миллионов людей по всему миру пользуются товарами бренда каждый день.

-36

За годы своего существования компания получила более 600 патентов и потратила несколько миллионов евро на защиту интеллектуальной собственности. На разработку устройств уходит порой до десяти лет — каждый товар должен быть максимально логичным и безопасным. Так, карабины тестируются на прочность циклом в 100000 открываний/закрываний.

-37

Идеи новых конструкций частенько привносит сам руководитель компании, Поль Петцль. Например, в 2023 году он придумал страховочное устройство «Neox», усовершенствованную модель «Grigri».

Эта задумка появилась у Поля после очередного восхождения в горы. Петцль испробовал новую страховку от конкурентов и был неприятно поражен: пользоваться ею оказалось куда удобнее, чем «Grigri».

-38

«Как предприниматель, я быстро становлюсь параноиком и не могу спокойно смотреть, как конкуренты отнимают у нас львиную долю рынка. Если другая компания выведет на рынок лучший продукт, для меня это невыносимо», — признается Поль.

После той экскурсии Петцль сразу поговорил со своей командой инженеров. Те успокоили начальника, указав на слабые стороны товара конкурента. Но амбиции уже было не унять. «Мы продолжили размышлять над принципом работы устройства и в конечном итоге разработали “Neox”», — с гордостью сообщает Поль.

-39

Наступившая цифровая эра не оставила бренду возможности игнорировать новые цифровые тренды. Сегодня у Petzl есть собственное приложение ePPEcentre, призванное облегчить работу с товарами из ассортимента.

Чтобы узнать больше о купленном изделии, нужно просто отсканировать его штрихкод. Вся информация, связанная с ним, автоматически отобразится на отдельной странице приложения: дата производства, срок службы, подробная инструкция по использованию и пр.

Этот и многие другие примеры доказывают, что Petzl в первую очередь стремится решить проблему и сделать жизнь своих клиентов проще. И за этим стоит огромный, кропотливый, многолетний труд. Как часто говорил отец-основатель компании, в любом успешном деле есть лишь «один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота».

-40

Где купить товары Petzl и как получить их в России после введения санкций?

Миссия сервиса Покупай Везде! — помочь своим клиентам не потерять возможность покупать товары Petzl, которые пропали или стали значительно дороже в российских магазинах из-за наложенных санкций. И, конечно, мы привозим только оригинальные товары из официальных источников!

Мы можем провести оплату в любой магазин или любому поставщику, так как нам доступно несколько способов. Например, обычная оплата зарубежной картой физ.лица, или заказ на наши юрлица, в том числе санкционных товаров и товаров двойного назначения. Также, используя собственные промежуточные склады в разных странах Европы и СНГ, мы можем без проблем доставить любой товар на территорию РФ, в любой город.

Множество клиентов уже воспользовались услугами сервиса Покупай Везде! и оставили свои положительные отзывы, изучить их все можно на нашей карточке в Яндекс Бизнес по этой ссылке. Присоединяйтесь и вы к нам и подписывайтесь на наш Дзен!