Р. В. Мантай - исследователь книжной миниатюры.
В Септуагинте, древнем переводе книг Ветхого Завета с еврейского языка на греческий (семидесяти толковников), после текста Псалтири была размещена книга «Песни» (др.-греч.: ᾠδαί), которая содержала девять песен из разных мест Священного Писания. Они вполне органично дополняли Псалтирь, поэтому в дальнейшем сложилась традиция добавлять Библейские песни в конце Псалтири, иногда с добавлением молитв Езекии и Манассии. Все эти дополнения иллюстрировались, обогащая традицию иллюстрирования Псалтирей. Среди них Четвертая Песнь имеет название «Слова́ истоща́ние Авваку́м сказу́ет. Сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди» (Авв 3: 1-19). Благодаря этой Песне иконография пророка Аввакума представлена в лицевых Псалтирях весьма разнообразно.
Самая первая по времени миниатюра пророка Аввакума в лицевых Псалтирях, иллюстрирует Авв. 3: 3-4 «Бо́гъ от ю́га прiи́детъ, и святы́й изъ горы́ приосѣне́нныя ча́щи: покры́ небеса́ добродѣ́тель его́, и хвале́нiя его́ испо́лнь земля́. И сiя́нiе его́ я́ко свѣ́тъ бу́детъ». Пророк Аввакум изображен между двух солнц, одно из которых закатывается за гору. Рука пророка приподнята вверх, указывая на Христа.
Подобным образом данный сюжет изображен в Хлудовской Псалтири IX века и в Псалтири Барберини XI века. В Хлудовской Псалтири одно из солнц подписано «Восток» (ΑΝΑΤΟΛΗ).
В Псалтыри Теодора Кесарийского 1066 года из композиции исчезает гора и появляется вторая миниатюра с пророком Аввакумом, иллюстрирующая Авв. 3:13 «Изше́лъ еси́ во спасе́нiе люді́й твои́хъ, спасти́ пома́занныя твоя́, вложи́лъ еси́ во главы́ беззако́нныхъ сме́рть, воздви́глъ еси́ у́зы да́же до вы́и въ коне́цъ». Изображен прор. Аввакум, молящийся Христу и ангел, поражающий беззаконных (ανομοι).
Весьма интересной является иконография пророка Аввакума, происходящая от Авв. 3:2 (ц.-слав. Библия Авв. 3:1) «Господи, услышах слух Твой и убояхся». Пророк Аввакум изображается как бы прислушивающимся, как это отражено в византийской рукописи XIV века (ГИМ. Син. греч. 407. Л. 502 об.), либо указывающим указательным пальцем на ухо, как в Мюнхенской Сербской Псалтири XIV века (MS Cod. Slav. 4) и в Псалтири Томича XIV века (ГИМ. Муз. 2752).
В аристократической редакции лицевых Псалтирей, получила распространение иконография пророка Аввакума, перенесенного Ангелом в Вавилон, иллюстрирующая Книгу пророка Даниила 14:36, «И я́тъ его́ а́нгелъ Госпо́день за ве́рхъ его́, и держа́ за власы́ главы́ его́, и поста́ви его́ въ Вавило́нѣ верху́ рва́ шу́момъ ду́ха своего́». В данном сюжете на миниатюрах византийских Псалтирей X — XI вв. (BNF, Supplément grec. 610) и (Dumbarton Oaks MS 3) пророк Аввакум изображается дважды в одном пространстве: несомый Ангелом за волосы по воздуху, и на земле в молитвенной позе. В левом нижнем углу изображалась персонификация Вавилона. В руке у пророка Аввакума изображен сосуд с едой для пророка Даниила.
Также стоит отметить, что в рукописи Dumbarton Oaks MS 3 прор. Аввакум изображен и в виде инициала К в начале текста. Таким же образом с раскрытым свитком в руках, образуя инициал К, прор. Аввакум изображен и в Псалтири XI века (РНБ, Gr. 214).
В грузинской Псалтири XIII века (Н-1665) имеются две миниатюры, изображающие прор. Аввакума. На одной из них изображена сцена перенесения пророка Аввакума Ангелом, а на второй прор. Аввакум передает сосуд с едой в ров пророку Даниилу.
В некоторых славянских Псалтирях, при иллюстрировании Четвертой Песни «Молитвы Аввакума» так же изображалась иконография «Даниила во рву львином», частью которой и является сцена перенесения пророка Аввакума в Вавилон. «И возопи́ Авваку́мъ глаго́ля: Данiи́ле, Данiи́ле! возми́ обѣ́дъ, его́же посла́ тебѣ́ Бо́гъ» (Дан. 14:37). В Годуновской Псалтири из Государственной Третьяковской Галереи кон. XVI века, миниатюристом была допущена интересная интерпретация сюжета: сосуд с едой изображен в руках у Ангела, а сам пророк Аввакум тоже изображен в виде ангела с крыльями.
Если же взять более раннее изображение из Псалтири XV века, то мы видим, что сосуд с едой находился в руках у пророка Аввакума, покрытых платом и крыльев у пророка не изображено. В Псалтири 1556 года (РНБ. Погод. 94) сосуд не изображен.
Очень отличается от всех остальных изображений пророка Аввакума, миниатюра из византийской Псалтири XIII века (Vat.gr.1927). Она примечательна сразу по двум причинам. Первая — это изображение пророка Аввакума в двух разных возрастах. В иконографии пророка Аввакума действительно прослеживается такая особенность, как неопределенность в возрасте. Он изображается то безбородым юношей, то средовеком с темной бородой, то старцем с длинными волосами и бородой с проседью. На двухчастной миниатюре из Псалтири Vat.gr.1927 пророк Аввакум изображен дважды: в верхней части он старец, а в нижней части молодой человек.
Вторая особенность данной миниатюры в том, что на ней проиллюстрировано целых пять мест в тексте. Слева вверху коленопреклоненный пророк Аввакум взирает на Пресвятую Богородицу с младенцем Христом на вершине горы. Это иллюстрация к 3 стиху: «Бо́гъ от ю́га прiи́детъ, и святы́й изъ горы́ приосѣне́нныя ча́щи». Справа вверху изображены люди, сметаемые огненым ветром, иллюстрируя 6 стих: «Ста́, и подви́жеся земля́: призрѣ́, и раста́яша язы́цы». Справа в нижней части, возможно, аллегорическое изображение бездны с поднятыми вверх руками иллюстрирует стих 10: «У́зрятъ тя́ и поболя́тъ лю́дiе, расточа́я во́ды ше́ствiя его́: даде́ бе́здна гла́съ сво́й, высота́ привидѣ́нiя своя́». В синодальном переводе «бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои». Ниже изображены поверженные люди и головы, иллюстрируя стих 14: «разсѣ́клъ еси́ во изступле́нiи главы́ си́льныхъ». Слева внизу изображены быки и овцы, а правее по центру изображен пророк Аввакум в виде безбородого юноши. Вместе они иллюстрируют стихи 17-18: "Зане́ смо́ковь не плодопринесе́тъ, и не бу́детъ ро́да въ лоза́хъ: солже́тъ дѣ́ло ма́слинное, и поля́ не сотворя́тъ я́ди: оскудѣ́ша о́вцы от пи́щи, и не бу́детъ воло́въ при я́слехъ. А́зъ же о Го́сподѣ возра́дуюся, возвеселю́ся о Бо́зѣ Спа́сѣ мое́мъ».
Продолжая экскурс по византийским Псалтирям, рассмотрим оставшиеся примеры изображений пророка Аввакума, на которых изображен только он один и без каких-либо особенностей, которые бы отличали его иконографию от иконографии других пророков. Два схожих поясных изображения находятся в Псалтири XII века и рукописи, содержащей Новый Завет и Псалтирь XI века (Add MS 11836). Правая рука изображает ораторский жест, требующий особого внимания к определенному отрывку речи. Этим жестом миниатюристы, возможно, подчеркивают значимость пророчеств Аввакума, как пророчеств о Мессии. В левой руке пророка Аввакума свиток. На третьем примере подобного изображения из рукописи XII века (GA 365.), этого жеста нет, а правая рука пророка Аввакума просто чуть протянута вперед.
Подобные миниатюры как правило расположены в самом начале Песни и в единичном экземпляре. Соответсвенно выполняют роль входной миниатюры и иллюстрируют всю Песнь. В Бристольской Псалтири XI века пророк Аввакум изображен в рост со свитком в руке. В толковой Псалтири 1059 г. (Vatican Psalter gr. 752) прор. Аввакум изображен в рост с раскрытым свитком. В Киевской Псалтири 1397 г. прор. Аввакум изображен с приподнятыми вверх руками, обращенный к сегменту неба с благословляющим перстом Божьим.
Однако иногда по некоторым признакам мы можем отнести подобные изображения к иллюстрированию конкретного стиха. Например в византийской Псалтири XII века (BNF, Supplément grec 1335) пророк Аввакум изображен в молитвенной позе на фоне горки, что может указывать на Авв. 3: 3 «Бо́гъ от ю́га прiи́детъ, и святы́й изъ горы́ приосѣне́нныя ча́щи: покры́ небеса́ добродѣ́тель его́, и хвале́нiя его́ испо́лнь земля́». А в Угличской Псалтири XV века, благодаря системе подсказок, мы видим, что крестиком отмечен первый стих.
Как всегда, отдельного внимания заслуживают печатные Псалтири XVII века, с добавленными миниатюрами на полях. В Псалтири (РНБ ОР Q.I 1129) имеются три миниатюры пророка Аввакума к 4 Песне, иллюстрирующие 1 стих «Господи, услышах слух Твой и убояхся», пророка Даниила 14:37 (Даниил во рву львином) и Авв. 3:13 «вложи́лъ еси́ во главы́ беззако́нныхъ сме́рть».
Однако, рекордное количество: четыре миниатюры к 4 Песне, находятся в Толковой Псалтири XVII в. (Ф 98 №201). Соответственно и проиллюстрирован в ней больший объем текста, включая и то, что больше нигде не проиллюстрировано. Первая миниатюра иллюстрирует текст Авв. 3: 3: «Бо́гъ от ю́га прiи́детъ, и святы́й изъ горы́ приосѣне́нныя ча́щи». Пророк Аввакум на всех четырех миниатюрах изображен в рост с развернутым свитком. На первой миниатюре он обращен к образу Богородицы с младенцем-Христом (иконография «Знаменье»), изображенном в круге на вершине горы. Господь Саваоф изображен в окружении животных-символов Евангелистов, что может быть отсылкой к тексту Авв. 3:2 «Посреде двою животну познан будеши», хотя в данной Псалтири в самом тексте толкования этого места написано "два разбойника глаголет распятая с ним».
На второй миниатюре Господь Саваоф изображен держащим два рога в левой руке, что иллюстрирует текст Авв. 3:4 «И сияние Его яко свет будет, рози в руках Его». Внизу изображены обезглавленные люди и испуганные народы, иллюстрируя Авв. 3:6 «Ста, и подвижеся земля: призре, и растаяша языцы» и Авв. 3:7 «За труд видеша селения ефиопская, убоятся и кровы земли Мадиамския».
Третья миниатюра иллюстрирует Авв. 3:8-10 «Яко всядеши на кони Твоя, и яждение Твое спасение. Наляцая налячеши лук Твой на скиптры, глаголет Господь. Реками разсядется земля, узрят Тя и поболят людие». Изображены скорбящие люди и лучник на коне, натягивающий тетиву со стрелой.
На четвертой миниатюре вверху в сегменте неба по правую и левую сторону от Господа Христа изображены солнце и луна, иллюстрируя Авв. 3:11 «Воздвижеся солнце, и луна ста в чине своем». Ниже изображены молящиеся праведники во главе с царем Давидом и упавший с неба мечь, обезглавивший «беззаконных», а еще ниже в левом нижнем углу изображены два мертвеца во гробе-пещере. Всё это относится к Авв. 3:12-13 «Прещением умалиши землю, и яростию низложиши языки. Изшел еси на спасение людей Твоих, спасти помазанныя Твоя пришел еси. Вложил еси во главы беззаконных смерть, воздвигл еси узы даже до выи в конец». Справа внизу изображено море и входящие в него кони, изображающие Авв. 3:15 «И возвел еси на море кони Твои, смущающия воды многи». Рядом с обезглавлеными телами изображены животные, выходящие из небольшого строения, иллюстрируя Авв. 3:17 «Оскудеша овцы от пищи, и не будет волов при яслех».
Весьма примечательна миниатюра из Арабской Петербуржской Псалтири XVII века (А187). Край миниатюры обрезан и, возможно, мы видим не всю композицию, однако вполне отчетливо видно, что пророк Аввакум изображен на фоне пещеры с младенцем-Христом в яслях, над которым склонились вол и осёл. Это пока единственная миниатюра пророка Аввакума в Псалтирях, изображенного на фоне Рождественской сцены. Скорее всего такая композиция иллюстрирует Авв. 3:2 «Посреде двою животну познан будеши».
В иллюстрированных Псалтирях есть еще одно место, где изображается прор. Аввакум — это Псалом 49. Причем изображается он в довольно сложной композиции, которая, тем не менее, и в IX и в XVII веке передается одинаково: вверху изображено олицетворение восходящего солнца в виде возницы на огненной колеснице, внизу изображено солнце, заходящее за гору, а между восходящим и заходящим солнцами, изображены пророк Аввакум и царь Давид, предстоящие перед образом Христа в медальоне. Эта композиция иллюстрирует первый стих Псалма: «Бог бого́в Госпо́дь глаго́ла и призва́ зе́млю от восто́к со́лнца до за́пад» и встречается в Хлудовской Псалтири IX века, в Псалтири Теодора Кесарийского и Псалтири Барберини XI вв., а так же в печатной Псалтири XVII века с миниатюрами на полях (РНБ ОР Q.I 1129).
Однако в последней (печатной) Псалтири заходящее солнце изображено без горы и подписано как «огнь», а это уже иллюстрирует фразу из третьего стиха: «огнь пред Ним возгори́тся». Таким образом утрата одного из элементов композиции и новое надписание расширило иллюстрирование текста еще на пол стиха.