«В Потерянных землях» — полнометражная экранизация короткого рассказа Джорджа Мартина про Серую Элис. Эта ведьма готова выполнить любое ваше желание, если вы достаточно глупы, чтобы обратиться к ней. Мартин неоднократно рассказывал, что эта история замышлялась лишь первой в целом цикле, но он так никогда и не написал больше двух страниц продолжения. Зато теперь, по его словам, если фильм ждет успех, он может вытащить из пыльных сундуков свои старые идеи, чтобы дать жизнь продолжениям в формате кино или графического романа. Увы (или к счастью), успеха не будет.
Повторим, что «В Потерянных землях» — короткий рассказ, в значительной степени состоящий из всевозможных описаний местности и персонажей. Повествование даже не ведется от лица Серой Элис, мы не знаем всех ее мыслей, совершенно не знаем ее истории за пределами крохотных намеков. И поскольку основную часть рассказа занимает собственно путешествие в Потерянные земли, где ведьма собирается найти оборотня и куда ее сопровождает охотник Бойс, то и диалогов там, прямо скажем, немного. Понятно, что подходы к экранизации такого текста могут быть разными, и когда мы увидели трейлер, то где-то даже и успокоились: очевидно, что история переписана полностью, от героев остались лишь имена. Случится чудо и фильм будет хорош — похвалим Мартина, вдохновившего его создание. Не случится чуда — успокоенно вздохнем, что Мартином тут и не пахло. Так вот: чудо случилось. Фильм — почти максимально полная и практически дословная экранизация рассказа. Как тебе такое, Мартин Джордж?
Ну, есть нюанс. Поскольку диалогов и мизансцен на полуторачасовой фильм сильно не хватало, сценаристы почти полностью изменили сеттинг, придумали дополнительные сюжетные линии, навертели киношных трюков и дополнительных сцен. И всё это получилось ужасно.
Действие из типичного фэнтезийного средневековья перенесено в типичный постапокалипсис — вторичный настолько, насколько это возможно. Даже классические «эпохи» существования США (в XX веке), которые так любят в Голливуде, затасканы, кажется, меньше, чем эти унылые руины цивилизации с аккуратненькими грязными туннелями, непременной торчащей арматурой на ближнем плане и скособоченными и запыленными небоскребами на заднем. Тут нет ничего, чего бы вы не видели в сотне-другой фильмов и сериалов на похожую тему (подсеттинг «грязный постапок, еще не заросший милой зеленой травкой»). Даже проспойлерить нечего, правда.
Снято всё это дешево. Польши не видно. Декорации либо убогие, либо крайне сомнительные. В простор расширенных на компьютере студийных сцен не верится абсолютно. Многочисленные жанровые клише бюджетного боевика присутствуют в избытке. Ладно, к Миле Йовович в слоу-мо придираться не будем, это нестареющая классика (хотя даже во времена Ultraviolet (2006!) и с постановкой Курта Уиммера это уже смотрелось несколько сомнительно).
Добавленные сюжетные линии — либо тоже заезженная постапокалиптическая классика (верные друзья, живущие и предоставляющие убежище главному герою посреди выжженной ядерной пустоши), либо не менее заштампованная игра местных престолов с трубой сильно пониже и дымом сильно пожиже. Вообще, из добавленных фрагментов понравились только змея и чувства Бойса к ней.
Хорошо, так а где во всем этом рассказ Мартина? А он везде. По кусочку. Постапокалиптический город называется Городом-под-горой, как в книге. Про Серую Элис не там и не тогда, но тоже говорят, что она сама пришла из Потерянных земель. Три имени из четырех сохранены. Те немногие диалоги, что были в рассказе, повторены дословно, если это возможно для переделанного сеттинга. Видно, что иногда сценаристы проявляли настойчивость и фантазию, пытаясь хоть куда-нибудь, хоть как-нибудь приткнуть фразу из книги, которая теперь не влезает на переделанное место. Затравочка про опасность сделок с Серой Элис повторена дважды. Интрига с оборотнем сохранена полностью. Оба обещания Серой Элис выполнены точно так же, как в книге, хотя и имеют несколько отличающиеся последствия.
Привлекательность рассказа Мартина заключается в его компактности, оставляющей, тем не менее, впечатление большого и интересного мира за кадром. История самой Серой Элис, ее дара или проклятия, не проговаривается, но подразумевается. До самого конца сохраняется интрига, с любимым Мартином вот-это-поворотом, как правило не одним. Интересно, как Серая Элис умудрится выполнить свое обещание так, чтобы просители об этом пожалели.
В фильме, где вся компактность уничтожена, а место описаний и размышлений занимают погони и выстрелы, интрига рассказа кажется не особо впечатляющей, а дар или проклятие Серой Элис поданы в итоге странно, хотя и понятно, ради чего это сделано: ради измененной концовки (Мартину вроде бы понравилось, но она ведь противоречит первой фразе рассказа?). К сожалению, всё хорошее, что взято из рассказа, на предложенном фоне совершенно теряется. Как и сама идея Охоты на оборотня — ведь всевозможных дурацких монстров в Зоне Потерянных землях полным-полно. Решение превратить неприметную ведьму с дурной репутацией в героиню национально-освободительного движения просто нелепо. В итоге получился вялый боевик в мире постапокалипсиса, где героев могли звать совершенно иначе, а цель их почтового квеста могла быть иной, и хуже бы от этого не стало (потому что особо и некуда), но и лучше, впрочем, тоже.
Если помните, на каком-то этапе экранизации предполагалось вплести в историю Серой Элис элементы двух других рассказов Мартина — «Одиноких песен Ларена Дорра» и «Злоцветов». То ли идея так и осталась идеей, то ли она не дожила до финального сценария, но никакого влияния историй Шон и Шарры на этот фильм мы не обнаружили.
У Серой Элис вы можете купить всё, что только пожелаете. Но лучше этого не делать.
Вы можете посмотреть фильм про Серую Элис. Но лучше этого не делать.