Накануне празднования Пасхи Христовой в петербургском пресс-центре ТАСС прошла пресс-конференция с участием проректора Санкт-Петербургской духовной академии, клирика Феодоровского собора Санкт-Петербурга протоиерея Владимира Хулапа. Отец Владимир постарался донести до журналистов основные смыслы предстоящих дней, рассказал о том, что действительно важно, а что второстепенно. Публикуем его выступление
Пасха – главный праздник христианской Церкви. Это то событие, к которому устремлена вся евангельская история. Ветхозаветный праздник, посвященный воспоминанию об исходе народа израильского из Египта, в Новом завете получает совершенно новое значение и смысл, поскольку он связывается с крестной смертью и воскресением Иисуса Христа. Это самое главное событие евангельской истории и, с христианской точки зрения, человеческой истории вообще. Праздник Пасхи говорит нам о ряде самых важных смыслов человеческой жизни, о победе жизни над смертью, о том, что в состоянии какой-то безысходности или непонятности, бессмысленности, можно и нужно попытаться обрести смысл, если посмотреть на эти события глазами Евангелия, глазами веры. Ну и наконец Пасха – это праздник весенний, и поэтому нередко христианская традиция называет предшествующий ей Великий пост «весной духовной». Подобно тому, как природа пробуждается от зимней спячки, точно так же Церковь призывает нас к тому, чтобы во время Великого поста мы подготовились к встрече великого праздника, поняли, что в нашей жизни, что в нашей душе замерзло, что перестало двигаться, куда нужно впустить Божественную энергию, Божественную благодать, которая изменяет и преображает каждого человека, если он открывает для этого свое сердце. Церковь приглашает нас к тому, чтобы каждый человек в эти праздничные пасхальные дни, немножко изменился, приоткрыл свое сердце по-новому Богу и ближнему, и чтобы он стал действительно причастным особой пасхальной радости.
Поскольку к каждому событию мы готовимся, и готовимся довольно-таки долго, то и к самому важному празднику церковного года предлагается особая подготовка в виде Великого поста. Наступившие предпасхальные дни имеют большое значение, поскольку они посвящены воспоминанию о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Первые три дня Страстной седмицы – страстной, поскольку мы вспоминаем о страстях или страданиях Христа – рассказывают о пребывании Спасителя в Иерусалиме, Его последних беседах с учениками. В Великий четверг мы вспоминаем установление Таинства Евхаристии – это самое главное христианское Таинство. В Великую пятницу Церковь воспоминает крестную смерть Христа, в Великую субботу – Его пребывание во гробе. И, наконец, в день Пасхи Его славное воскресение.
Эти подготовительные богослужения – уникальны, очень глубоки по своему содержанию. Они совершаются один раз в году. Церковь предлагает всем прийти на них и прикоснуться к глубине вопросов и ответов, которые она дает в отношении человеческой жизни. Поскольку действительно праздник Пасхи, да и события Страстной седмицы, смогут быть по-настоящему восприняты и пережиты нами только в том случае, если мы попытаемся приложить их к своей собственной жизни, если мы сможем найти какие-то параллели между тем, что сейчас, вот здесь, в этот конкретный исторический момент в Санкт-Петербурге происходит лично со мной, и как это соотносится с тем, что происходило две тысячи лет назад в далекой Палестине. Если мы сможем перекинуть этот мостик, то каждый для себя, мне кажется, откроет в этих глубоких текстах, в этих глубоких богослужениях понимание того, что Евангелие актуально, Евангелие живо. Это и есть та весть о воскресении Христа, о том, что и Он сам, и Его Слово, и Его благовестие продолжают пребывать вместе с нами.
Поэтому Церковь призывает прикоснуться ко всему этому, прикоснуться не просто в виде каких-то народных традиций и обычаев, которые тоже очень красивы, которые являются важными и популярными. Но за этими символами увидеть изначальный смысл. Подобно тому, как человек выражает свой внутренний мир через слова, через какие-то действия, через поступки, Церковь выражает свою проповедь через определенные знаки, через определенные богослужебные традиции, через определенные богослужебные тексты и, самое главное, через свои Таинства. И поэтому, конечно, для каждого православного христианина, и, может быть, для тех, кто не соблюдал или в недостаточной мере, как людям кажется, соблюдал Великий пост, Страстная Седмица — это повод, мне кажется, прийти, приступить или подумать о возможности приступить к Таинствам покаяния, исповеди и причащения. Подобно тому, как мы проводим техосмотр автомобиля или медицинский чекап, диспансеризацию такую раз в год.
Церковь напоминает нам Великим постом и Пасхой о том, что мало остановиться на уровне тела, мало остановиться даже на уровне какого-то своего внутреннего душевного, интеллектуального развития. Человек трёхсоставен. К этим двум уровням добавляется обязательно сфера духа. И поэтому, если мы сможем в эти предпасхальные, пасхальные праздничные дни создать гармонию, единство трех уровней человеческого бытия, то, мне кажется, каждый из нас сможет по-настоящему раскрыться в этот особый период, открыть себя по отношению к Богу, по отношению к ближнему, И тогда пасхальная радость, она станет особой, она станет действительно тем, что нашу жизнь изменит.
Очень часто Пасха, конечно, ассоциируется у большинства наших сограждан с Великой субботой, с освящением яиц, куличей, пасох. Но и здесь мы видим глубокий символ. Яйцо, как нечто вроде бы мертвое, закрытое внешней, словно каменной, коркой, но внутри него есть жизнь. Красный цвет - напоминание о воскресении Христовом. И тем самым - это символ нового начала. И одновременно вот такой же личностный повод задуматься о том, а что является такой коркой моей жизни, что не позволяет мне выйти за какие-то пределы, которые либо я сам поставил себе, либо мне поставили эти пределы какие-то внешние люди, окружающее общество. Что нужно сделать, чтобы разбить скорлупу моего внутреннего человеческого бытия для того, чтобы выйти в настоящую жизнь, выйти к свету воскресения Христова, прикоснуться к нему и обрести по-настоящему пасхальную радость.
Поэтому, конечно, с точки зрения Православной Церкви, самое главное, не Великая суббота и освящение всего богатства пасхального стола, но пасхальное богослужение, пасхальная ночь, крестный ход вокруг храма. Эта замечательная, звенящая тишина пасхальной ночи. Когда завершился звук пасхального колокола, и несколько мгновений мы находимся в тишине предчувствия первого возгласа и радостного приветствия «Христос Воскресе!» И, конечно, пасхальная утреня и Божественная литургия, высшей точкой которой является причащение - соединение со Христом и друг с другом в важнейшем христианском Таинстве.
Важно помнить о том, что празднование Пасхи длится 40 дней. И пасхальная радость длится 40 дней. Мне кажется, радость — это то, чего часто в нашей жизни не хватает. Та же информационная повестка зачастую дает нам какой-то такой образ мира, ну, может быть, в каких-то таких серых тонах, да, не буду говорить, черных тонах. И поэтому Церковь говорит о том, что радость — это то, что уже присутствует здесь и сейчас. И даже на какие-то трагические, драматические, сложные события истории и моей собственной жизни можно посмотреть по-новому. Можно посмотреть через Евангелие, через весть о Пасхе и тем самым открыть в них какой-то новый глубинный смысл.
И еще один момент, мне кажется, очень важный. Радость умножается, когда мы этой радостью делимся с другими людьми. И поэтому если увидеть, кто нуждается в моей поддержке, в слове утешения, в каком-то, может быть, звонке, даже в сообщении смс или в мессенджере с поздравлением, с радостью Пасхи, то Господь обязательно эту радость увеличит, и мы получим ее намного больше назад в наше собственное сердце и в нашу собственную жизнь. Если вот это все будет происходить, то, наверное, можно будет сказать, что мы действительно встретили Пасху таким образом, каким нас к этому приглашает и призывает Православная Церковь.