Всем привет, с Вами «Мяч над сеткой». Московское «Динамо» хоть уже и закончило выступление в официальных турнирах, но конкуренцию составляет даже в разгар драматичных сюжетов в серии за золотые и бронзовые медали. Вчера московский клуб объявил о смене главного тренера! Что это значит?
Сезон для московского «Динамо» стал феноменальным провалом. Четыре турнира - ноль титулов, ноль медалей. Но если безмедальные чемпионаты Суперлиги у бело-голубых в последнюю пятилетку случались, то полностью сезона без пьедестала не было давно. Напомним, генеральный директор клуба Владимир Зиничев говорил, что задача-минимум для «Динамо»- один титул в сезоне, но в этом московская команда даже от минимальной задачи оказалась безнадежно далека. И дело не в доминировании Казани, а в том, что падение, начавшееся прошлой весной, продолжилось с ускорением.
Виноватый уже назначен – вчера клуб объявил о расторжении контракта с Александром Кошкиным. Контракт у 40-летнего тренера был двухлетним, но после завершения чемпионата (на итоговом пятом месте) и вылете во втором раунде плей-офф, сотрудничество прекращено досрочно, по словам Владимира Зиничева, по обоюдному согласию. Обычно эта дипломатическая формулировка скрывает одностороннее решение руководства и поддерживает реноме тренера, но в данном случае имеет основания считаться правдоподобной.
Совокупность факторов и обстоятельств вполне могут указывать на то, что Кошкин в московском клубе чувствовал себя не в своей тарелке, а «Динамо», именно в нынешнем виде, оказалось не его командой. Он ее не комплектовал, перед сбором узнал, что придется обходиться без ведушего игрока (Ирины Капустиной), но ходу сезона был вынужден вписывать в команду новичков, в том числе таких, которым пришлось разыскивать специального переводчика. Это совсем не то, чем занимался тренер в своих бывших командах, которые при нем стабильно прогрессировали и становились открытием. Куда он мог брать хорошо знакомых игроков, где он имел время творчество и доверие руководства, где основной состав подпитывался и поддерживался местными воспитанницами. В московском же «Динамо» ввиду фактического отсутствия вертикали подготовки резерва и даже молодежной команды, нехватку игроков из-за травм компенсировать приходилось…представителям тренерского штаба.
Можно привести еще длинный список стандартных тезисов, объясняющих отсутствие успеха в клубе с новым для Кошкина уровнем задач – как, например, огромное психологическое давление, присущеее любому титулованному клубу, соответствющий масштаб ожиданий болельщиков и руководителей, особенности статуса авторитетных игроков (как тут не вспомнить статус капитана «Динамо» Наталии Гончаровой), да просто даже ритм большого и тем более столичного города подходит далеко не каждому.
Кстати, с учетом всех обстоятельств, которые в первой половине сезона дополнились травмами Валерии Шевчук и Ксении Купряшкиной, результат «Динамо» выглядит вполне ожидаемым и вовсе не провальным. «Динамо-Ак Барс», «Ленинградка» и «Локомотив» изначально находились на более высокой ступени, предполагаемый прогресс «Заречья» и «Уралочки» изначально сулил усиление конкуренции, поэтому четвертое место Кубка Легенд, полуфинал Кубка России и пятое (итоговое) место в чемпионате Суперлиги похоже на тот самый минимум, который допустим для титулованного клуба, и одновременно выглядит на этот период потолком возможностей.
А четвертьфинальная серия с «Заречье» бесцеремонно показала, насколько тонка грань, разделяющая восприятие результата и соответственно, формирующая оценку работы тренера. Прими главный судья во второй половине тай-брейка второго четвертфинального матча с «Заречье» после длительного видеопросмотра другое решение, ударь игроки «Динамо» в паре эпизодов чут поточнее - возможно, сейчас бело-голубые продолжали борьбу за медали, а генеральный директор клуба давал интервью совсем по-другому поводу.
Кошкин оказался в «Динамо» в период, который стал бы коварным для любого тренера. Когда возрастающий дефицит игроков (о роли московского «Динамо» с создании этого дефицита мы писали уже много раз), ударил наконец и по бело-голубым. Если раньше равноценную или хотя бы сопоставимую замену ведущим игрокам находили, то после расставания с пятью игроками прошлой весной некоторые позиции остались проседающими. А тренер – с минимальным влиянием на комплектование, которое сначало было почти завершено до его назначения (знакомая же история!), потом- происходило с учетом административных постулатов.
По нашим данным, для успешного создания новой команды Кошкин считал обязательной замену на ключевой позиции – связующей. Но в подписании сначала Евы Павлович-Мори, а потом Ирины Филиштинской (они на тот момент еще не подписали контракт с новым клубом) тренеру были отказано. Говорит ли это о том, что руководство «Динамо» уже тогда допускало досрочное расставание с Кошкиным?
Кстати, решение по Наталии Гончаровой – редкий случай единения позиций. По нашим данным, в желании расстаться с динамовской примой тренер с руководством были солидарны. В такой ситуации облегченно выдохнули бы на месте Кошкина многие, предпочтя создавать новую команду без авторитетного и уже очень взрослого игрока, со своеобразным статусом в команде.
Для иллюстрации роли и влиятельности капитана уместно вспомнить прошлогоднее интервью каналу «Мяч над сеткой» Марины Бабешиной, которая, вспоминая, как тренеры в краснодарском «Динамо» (последней команде в карьере Бабешиной) предложили ей самостоятельно дозировать тренировочный режим, назвала это так: «Там я себя почувствовала Наташей Гончаровой».
Есть мнение, что Александру Юрьевичу не хватало в «Динамо» эмоций – мол, эту команду и в таких обстоятельствах стоило «встряхивать» чаще, требовать с игроков строже, вольности и дискуссии в тайм-аутах пресекать решительней. Но это просто мнение со стороны, проверить его актуальность мы уже не сможем.
Новый тренер «Динамо» - Ришат Гилязутдинов. После Николай Карполя – самый титулованный действующий тренер в нашем женском волейболе, с казанским «Динамо» выиграл все, что было возможно, отработав в Казани 14 лет, феноменальный по меркам современного спорта срок, с тех пор тренировал в Казахастане “Берель» и националную сборную. Спустя два года 52-летний Гилязутдинов возвращается в российскую Суперлигу, принимая рискованный вызов.
В «Динамо» по умолчанию стоит задача побеждать, оценка выступления всегда и в любых обстоятельствах напрямую связана с наличием титула. Но приходит Гилязутдинов совсем не на те позиции, с которых уходил даже в утратившим при нем победный лоск «Динамо-Ак Барс». Московское «Динмо» - больше не фаворит, конкуренты продолжают укрепляться, реализуя последовательную стратегию, а Ришат Гилязутдинов сейчас в примерно том же положении, что год назад Александр Кошкин – команда почти укомлектована, и без участия нового тренера! Если он и сможет повлиять на формирование состава, то в минимальной степени – по двум игрокам (на двух позициях), в остальном «Динамо», по нашим данным, уже укомплектовано. Да, оставляем шанс и трансферному сюрпризу, но на то он и сюрприз, чтобы явиться (если это произойдет) в единичном количестве.
Со стороны руководства «Динамо» приглашение Гилязутдинова – грамотный медийный ход. Назначение титулованного тренера спообно затмить негативный фон от провального сезона и выдать в массы тезис вроде такого: «Смотрите, мы вернули в Россию титулованного тренера, победителя всех возможных турниров на клубном уровне». Мол, быстро сориентировались и приняли решение. Потенциально перспективным выглядит назначение Ришата Гилязутдинова и в кадровом смысле. За время работы в Казани он успел поработать с десятками волейболисток, с кем-то, возможно, тесные профессиональные связи сохранил, да и просто фигура Гилязутдинова способна облегчить комплектование команды на будущее, привлекая новичков громким тренерским именем.
Такая опция сейчас, в условиях полной зависимости от внешнего рынка игроков, особенно актуальна. Это в Казани под рукой тренера была своя Академия, откуда основной состав регулярно черпает резерв, в Москве же зависимость от внешнего рынка игроков осложняется возрастающим дефицитом на них, что вынуждает клубы порой сильно переплачивать, или вовсе отказываться от некоторых трансферных планов.
Да, перед сезоном генеральный директор «Динамо» пафосно оъявлял о начале сотрудничества с московской волейбольной академией (МВА), но вся эта затея выглядит сплошным популизмом. Формально из МВА в «Динамо» перешла 17-летняя Василиса Володина, но Вы помните ее по матчам за основной состав? Хотя бы на предварительном этапе Кубка России или против соперников чемпионате, когда «Динамо» побеждало с большим преимуществом. Иногда Володина попадала в заявку, но большую часть сезона отыграла за МВА в высшей лиге «А». В то время, как одна ее ровесница – Камилла Реброва из Казани - помогает переломить ход финального матча Кубка России, а вторая – Дарья Киселева - уже делает результат в «Локомотиве», московское «Динамо» остается, по сути, закрытой от молодежи территорией.
Но вернемся все же к главной новости. Новый тренер «Динамо» уже приступил к созданию новой команды – вчера Гилязутдинов провел тренировку. Он, как сказал Владимир Зиничев, пока будет совместителем – с 2023 года Ришат Сиразутдинович возглавляет сборную Казахстана, поэтому от динамовский дел придется отвлекаться, что на этапе создания новой команды выглядит коварной издержкой. Кто-то назовет это стандартной рабочей ситуацией (ведь почти все тренеры сборной работают одновременно и в клубах), кто-то назовет риском, граничащим с авантюрой. Вообще, многие решения «Динамо» на данном этапе выглядят попыткой спешно нажать на знакомые кнопки – вдруг получится остановить падение. В ставке на Гилязутдинова есть весомые аргументы, позволяющие утверждать, что сработает. Но а если нет?
Если Вам статья понравилась – Вы лайкнули. А если вдруг не были подписаны, но намерены изучать волейбол вместе с нами, то сейчас же и подписались!