Три года назад кровопролитие могло прекратиться. В апреле 2022 года Россия и Украина были близки к подписанию договора, который в дальнейшем получил название «Стамбульские соглашения». А официально он назывался – Договор о постоянном нейтралитете и гарантиях безопасности Украины.
Когда переговоры уже находились на финишной прямой, вмешались англичане и американцы. Устами тогдашнего британского премьера Бориса Джонсона они предложили Киеву продолжить войну, пообещав финансирование и военную поддержку. Этот факт – не «кремлёвская пропаганда». Он подтверждён несколькими свидетелями, в том числе участниками украинской делегации в Стамбуле.
Было ли англо-американское предложение тем самым, от которого нельзя отказаться? Моё мнение: нет. Зеленский не был пешкой, он был человеком, принимающим решения. И мог войти в историю как миротворец и «спаситель Украины». Но актёрское тщеславие взяло верх.
Все слышали про Стамбульские соглашения, но мало кто их читал. Отсюда множество мифов – как суперпатриотического, так и антироссийского толка.
Прежде всего: Стамбульские соглашения не являлись договором только между Россией и Украиной. Предполагалось, что Договор о постоянном нейтралитете и гарантиях безопасности Украины подпишут все постоянные члены Совета Безопасности ООН: Россия, США, Великобритания, Франция, Китай.
Такие гарантии обладали бы высокой степенью надёжности. Это была поистине царская щедрость со стороны России.
Ключевым требованием России в Стамбуле являлся постоянный нейтралитет Украины. Вопрос был тщательно проработан. Речь шла не только об отказе Украины от членства в НАТО. Но и об отказе от участия в любых военных союзах. По проекту договора, Украина брала на себя обязательство «не допускать на своей территории создания иностранных военных баз и другой военной инфраструктуры... не проводить военные учения с участием иностранных вооружённых сил» и т.д.
Из этих и других пунктов договора очевидна главная цель руководства РФ: не дать превратить Украину в инструмент военной агрессии против России. А вовсе не «поглощение» Украины, как об этом болтают антироссийские пропагандисты. Ведь, подписывая соглашение, Россия и сама принимала обязательство уважать украинский нейтралитет.
Более того, договор не препятствовал вступлению Украины в Евросоюз.
Отдельным приложением предусматривалось значительное сокращение вооружений и численности ВСУ. Киев не отверг требования России, но пытался торговаться. Сейчас в Европе преподносят этот торг, как героический отказ Зеленского подчиниться ультиматуму Москвы. Но взглянем на реальные цифры.
Например, Украина хотела сохранить 800 танков, Россия настаивала на сокращении до 342. Украина хотела иметь 74 боевых самолета, Россия соглашалась на 50. И так далее. Очевидно, что условия сторон не были принципиально несовместимыми. Как выразился американский комментатор из числа бывших военных, «Россия намеревалась лишить Украину наступательного потенциала, но не лишала её шансов на эффективную оборону».
Договор не распространялся на Крым и часть Донбасса. То есть, Киев признавал, что эти территории – уже не Украина.
Сегодня, по прошествии трех лет кровавых боёв, трудно поверить, что у Украины был такой лёгкий и выгодный шанс «соскочить». Сохранить территории, более-менее действующую экономику, сберечь сотни тысяч жизней и не допустить массовой эмиграции. Стать нейтральной страной, а значит – не тратиться чрезмерно на оборону, и при этом иметь надёжные гарантии безопасности. И никакого многомиллиардного долга американцам, который сейчас хочет взыскать Трамп. Просто райское будущее открывалось!
Кого украинцам винить в том, что всё пошло не так, что шанс был бездарно упущен? Своё политическое начальство, которое загорелось безумной и неосуществимой идеей победить Россию на поле боя.Такие планы всегда заканчивались плачевно.
Макс Литвинов специально для проекта @wargonzoya