1. В истории каждой страны, как правило имеются не только четко научные и задокументированные страницы, но и мифология, фольклор – в виде легенд или былин.
Именно такие мифы помогают создать живой образ истории, показать ее глазами простых людей. Значительная часть мифов связана с образами «защитников» - легенды о них есть у любого народа. Но как отличаются эти самые защитники в разных странах?
Попробуем разобраться на примере рыцарей из английских легенд и богатырей из русских былин.
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», – эти пушкинские строки как нельзя лучше характеризуют былины. Корень этого слова – «быль» – сразу указывает нам на реальные события, сохранившиеся в народной памяти. С течением времени они обрастали подробностями, в том числе мифическими и даже сказочными. Часто в одном былинном образе соединялось несколько реальных исторических личностей, причем, они могли жить и совершать свои подвиги в разное время. Былины (иногда можно встретить и другое название – старины) на протяжении веков передавались устно – их пересказывали странствующими сказители, которые назывались баянами. Записывать же их начали гораздо позднее.
Есть типичный образ и у рыцарской жизни. Это красочные турниры, драконы и прекрасные дамы. В разных сочетаниях.
А как же знаменитые рыцари круглого стола короля Артура? Легенды о них, также как и былины, являются скорее собирательными народными образами, и сейчас уже скорее стали сказками. Невзирая на всю сказочность, в основе этих легенд имеется настоящий исторический факт. Но какой? Ведь рыцари знаменитого эпоса сражались с драконами и злыми колдуньями, обладали артефактным (магическим особым) оружием. Более того, в союзниках у них был настоящий волшебник — Мерлин!
Историки полагают, что прообразом Мерлина стал кельтский менестрель Мирддин. Согласно летописям, он прожил много жизней, при каждом новом рождении сохраняя память о каждой из них.
Исследователи отмечают, что имя Мирддин в манускриптах позднего средневековья попросту было переведено летописцем ТалИесином на латинский язык. Так и появился проницательный Merlinus, Мерлин. Кстати, это имя созвучно названию одной из пород охотничьих ястребов.
Наиболее полное описание личности героя появляется уже значительно позже, в «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского 1136 года.
Мерлин, который также фигурирует под именем Мерлин Амвросий (Мерлин-прорицатель), начинал «карьеру» как придворный астрологи и прорицатель на службе у кельтского короля Британии по имени Вортигерн в первой половине V века нашей эры.
В общем, как мы видим — и былины, и легенды основаны на реальных событиях, но от этих событий остались только очень общие «очертания», почти потерявшиеся под сказочным ореолом.
2. Место действия и персонажи.
Интересно, что основная часть легенд о рыцарях достаточно локализована – ведь действие в них происходит, как говорится, на территории современной Великобритании и её окрестностей. Но вообще рыцарь как воинская единица – конный воин в тяжелой броне - существовал на территории многих стран и даже участвовал во множестве крестовых походов. И да, из-за дороговизны доспехов и содержания практически все рыцари были «благородных кровей» и, как следствие, богаты.
А что в былинах? События в каких землях описывают они? Существует два основных былинных цикла – древне-киевский и новгородский. Первый – киевский - связывают со временами Киевской Руси, а именно периодом правления князя Владимира (это конец 10 – начало 11 века). Хотя былинный князь Владимир вобрал в себя черты и Владимира Мономаха, и князя Игоря.
Богатыри этих старин – наиболее известные. Среди них и самые «раскрученные» Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович
Разумеется, былинных богатырей было не трое, а больше – Ставр Годинович, Михайло Потык, Чурило Пленкович, Михаил Казарин и другие. У каждого из них были свои подвиги, все они были настоящими защитниками, при этом так или иначе почти все богатыри были выходцами из народа.
В этом то и есть основное отличие былин от рыцарских легенд.
Богатыри – народные герои, рыцари – знатные богачи и феодалы. Такое отличие, на мой взгляд, связано, так скажем, с авторами и целевой аудиторией былин и легенд. Считается, что главным автором былин является сам народ. Ну, то есть кто-то сочинил, потом другой добавил свои истории, а далее народные сказители, былинники — уже завершали фольклорную обработку былины, или, как их ещё называли — старИны.
А легенды о подвигах рыцарей писались, прежде всего, для своей целевой аудитории — представителей тогдашней элиты, знатных дворян. С целью прославить свой престиж в глазах народа, повысить популярность рыцарских турниров.
3. Новгородский цикл
Ну, а среди Богатырей — встречаются ли не совсем типичные сюжеты и персонажи? Тут можно вспомнить наиболее известных героев новгородского цикла былин – Василия Буслева и Садко. И, в отличие от киевских богатырей, которые воевали с захватчиками и нечистью, новгородцы были совсем другими героями. Более знатными и богатыми.
Василий Буслаев – крайне нетипичный богатырь. Народ он защищал не всегда, а порой даже вступал с земляками в жесткие конфликты (вот как об этом гласит былина):
А и ходит в городе и уродует;
Которого возьмет он за руку,
Из плеча тому руку выдернет.
И только после того, как в очередной большой драке едва не задевает собственную мать, Василий пугается и признаёт, что много неправильного успел наворотить за свою жизнь:
- Смолоду бито много, граблено, под старость надо душу спасти, – говорит он и просит у своей -матушки благословенья великого «итти в Иерусалим-град со своей дружиною храброю, Господу Богу помолитися, ко святой святыне приложитися, в Ердане-реке искупатися».
Так почему же такой, совсем не безгрешный образ вдруг сохранился в былинах? Надо вспомнить, что Новгород был самым вольнолюбивым городом, решение в котором принималось собранием горожан – знаменитое новгородское Вече.
И собрания далеко не всегда проходили мирно. Василий Буслев в былинах и представлял собой образ этой вольницы, народные драки на вече, всё во славу и богатство Новгорода – и, в общем то, не подавая никакого положительного примера, служил собирательным образом былого Великого Новгородского княжества.
Садко, в отличие от Василия, более ровный и положительный былинный персонаж, больше подходящий на роль народного героя.
Неудачливый поначалу гусляр Садко, подобно самому Илье Муромцу, преодолевает рок и несчастье. Он борется с морским царём, потом становится успешным купцом и остаётся порядочным человеком. Это ли не чудо? Не будучи воином-богатырём, Садко тем не менее прошёл все стадии богатырских испытаний. От самопожертвования до искушения славой и богатством.
Cадко тоже напоминает нам о славе Новгорода – но уже как одного из крупнейших центров торговли на Руси, практически начальной точки знаменитого торгового пути «из варяг в греки».
Ну, это мы кратко вспомнили о главных персонажах новгородского цикла. А как формировались легенды о рыцарях круглого стола?
4. Круглый стол и его рыцари.
Древние британцы начали с лирики. Кто в кого влюбился, кто на ком женился, ревновал и так далее. Так, история рождения самого известного английского короля Артура — начинается с встречи его будущих родителей.
В Игрейну, супругу герцога Корнуэльского влюбляется английский король Утёр Пендрагон. Понятно, что мужчина это был весьма серьёзен: Валлийское Имя Утер означает «ужасный». Эпитет «Пендрагон»: летописец Гальфрид Монмутский перевёл как «голова дракона».
В общем, к помолвке своей ужасный король Утер подошёл основательно и заранее побеспокоился о ряде моментов.
Прежде всего — харизма харизмой, но неплохо бы для успеха в сватовстве использовать все козыри. В общем, за магической помощью Утер обращается волшебнику Мерлину.
Прорицатель, но выдвигает условие — будущий сын Пендрагона и Игрейны будет отдан на обучение именно ему, Мерлину.
Вскоре по магическому влиянию Мерлина герцог Конуэльский погибает в битве.
Совпадение? Не думаю! В итоге, овдовевшая леди Игрейна буквально вынуждена искать покровительства у короля Пендрагона. Ну, владыка Пендрагон, само собой, как благородный мужчина сделал ей предложение, от которого Игрейна не смогла отказаться. Вскоре она становится его женой короля Утера Пендрагона.
Когда спустя время у королевской четы рождается наследник, которого называют Артур, Пендрагон отдает мальчика Мерлину.
Проходят годы, и король Пендрагон умирает. Все английские бароны вызываются архиепископом Канберберийским в город Лондон для того, чтобы избрать нового короля. В то время, когда приехавшие бароны собираются на молитву - происходит чудо.
Двор храма озаряется светом и в середине двора появляется волшебная наковальня, стоящая на большом камне, под наковальней лежит меч, а на самом камне проявляется надпись, которая говорит о том, что королем станет только тот человек, который вытащит из-под наковальни этот волшебный меч. Пробуют все бароны и рыцари, но только Артур смог вытащить этот меч. Бароны не довольны тем, что человек столь низкого происхождения стал новым королем Англии и решают идти против него войной. Словам Мерлина о том, что Артур является законным сыном Пендрагона и новым королем Англии, бароны не верят. В войне баронов и Артура побеждает Артур.
Вскоре после своего восшествия на престол король Артур женился на Гвиневре, дочери короля Камелиарда Лодегранса, или же, согласно другому тексту, встретив её во время одного из своих походов и полюбив без памяти.
Причём волшебник Мерлин советовал ему с ней в брак не вступать: он уже тогда знал, чем всё это может закончиться. Но так, или иначе - свадьба состоялась!
По одной версии, именно королева Гвиневра принесла в приданое своему мужу, королю Артуру, тот самый круглый стол из тёмного дуба.
А согласно кельтским легендам, такую необычную форму стола придумал волшебник Мерлин для того, чтобы все рыцари за ним чувствовали себя на равных.
5. Три богатыря
Артур, безусловно, самый известный рыцарь, да ещё и король. С ним всё понятно.
А вот самые известные богатыри — знаменитейшая троица, состоящая из Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Именно их запечатлел на своей знаменитой картине художник Васнецов.
Кстати, если внимательно читать былины, станет ясно, что Алёшу Поповича напрасно изображают самым молодым. Ведь к моменту появления Ильи Муромца при княжеском дворе, Алёша уже несколько лет один из самых известных витязей столичной дружины. Как и Добрыня Никитич.
По поводу богатырского опыта – надо понимать, что в дружину попадали в достаточно раннем возрасте - 15-16 лет. Поэтому уже через несколько лет богатыри по праву считались ветеранами. А по возрасту Алёша и Добрыня - скорее ровесники.
На их фоне Илья Муромец ступил на воинский путь поздно, лишь в 33 года, да и до дружины добрался не сразу.
Былинная история Муромца вообще наиболее подробна описана и по своему сюжету была едва ли не самой драматичной.
Родился народный богатырь в селе Карачарове под городом Муромом, который находится во Владимирской области. Прославился Илья своими подвигами уже в зрелом возрасте, так как с самого рождения был болен и до 33 лет не вставал с кровати.
Врождённая болезнь, травма? В любом случае для излечения нужно было чудо и оно однажды произошло!
И вот однажды к Илье в дом постучались старцы, а точнее «калики-перехожие» так называли странствующих слепых волхвов, поющих духовные стихи) и попросили Илью подать воды. А кроме него, в доме в тот момент никого не было.
Илья на это ответил:
«Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище».
Они повторно просят Илью встать и принести им пить. И вдруг Илья «вскочил на резвы ноги», спустился «в погреба глубокие» и принес каликам-перехожим питье. Калики только попробовали и велели Илье самому допить до конца. Что он и делает – «во единый дух», то есть залпом, не останавливаясь. После питья ощущает он в себе непомерную силу, а старцы говорят Илье: ступай мол, на службу к князю Владимиру!
При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. Илья прощается со своими родителями и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сначала «к неподвижному камню». Там он читает: сдвинь-ка меня, если сил хватит!
Да не вопрос! Отодвинув преграду, Илья находит под ним коня богатырского, оружие и доспехи.
Клад побогаче, чем меч из наковальни! Теперь по поводу необычного наставника. Перед тем, как заявиться в Киев, Муромец 10 лет ходил в учениках у великого богатыря Святогора, от которого в итоге и получил свой знаменитый меч-кладенец. Его название идёт от слова «укладный», что попросту означает «стальной». В те времена качественная сталь была настоящей редкостью, а потому таким оружием мог обладать лишь великий воин и большой герой.
Поэтому немудрено, что после такой школы на обратном пути Илья легко побеждает даже такого грозного противника, как Соловей-разбойник.
Время в былинах всегда течёт неспешно. Но надо особо отметить, что богатыри и многие фольклорные народные герои жили много лет, в итоге Илью Муромца можно встретить даже в сказаниях эпохи огнестрельного оружия о покорении атаманом Ермаком Сибири!
6. Второй рыцарь круглого стола
Возвращаясь к рыцарским легендам, вспомним историю Ланселота – самого известного рыцаря после короля Артура.
К 12 веку в средневековой литературе сложился морально-этический образ идеального рыцаря. Ему оказался чужд монашеский аскетизм рыцарей святого храма. Напротив, рыцарь стал героем романтических романов! Это светский герой, а потому близок читателю.
Родителями Ланселота были король Бан и королева Элейна в стране Бенвик – это в районе современного Кембриджа.
При крещении ему было дано имя Галахад; однако впоследствии Ланселот так назвал своего сына.
Согласно преданиям, замок короля, расположенный недалеко от леса Броселианд считался неприступным. Однако, чтобы гарантировать, что его жена и сын находятся в полной безопасности, король решает покинуть замок со своей семьей и несколькими приближёнными, оставив крепость одному из близких. Но, вернувшись в последний раз, король понял, что был предан, и что его замок был сожжен его врагом королём Клаудасом из Пустынной Земли. Не в состоянии вынести этой картины, король умирает, оставляя одних жену и ребёнка. В то время как Элейна горевала над телом короля, Ланселота похитила озёрная фея по имени Вивиан. Королева подумала, что сын утонул, очень горевала и вскоре ушла в монастырь.
Дева Озера дала мальчику имя Ланселот и забрала его в свой подводный замок, чтобы воспитать как своего сына. Оттуда и прозвище — Ланселот Озёрный. Но пришло время, и Ланселот ушёл из приёмного дома, встав на путь рыцарских подвигов и приключений. Когда судьба привелаего в королевский замок Камелот, неискушённый женским вниманием рыцарь Ланселот влюбился в первую красивую женщину, которую встретил при дворе… жену своего короля, королеву Гвиневру. Интересно, что она хоть и удивилась поначалу, но вскоре также полюбила его.
Более скромная версия легенды гласит, что Ланселот всего лишь избрал Гвиневру своей дамой сердца. Он совершал ради неё подвиги и не глядел на других женщин, хотя многие, в том числе фея Моргана, добивались его любви. Он оберегал её во время отсутствия короля Артура и всегда был готов с мечом в руках защитить честь её и добрую славу (в частности, спасение похищенной королевы от сэра Мелеаганта легло в основу «Рыцаря телеги» Кретьена де Труа).
Так или иначе, рыцарь Ланселот любил королеву Гвиневру всю жизнь! Даже роман на стороне и появление сына, которого (как мы помним) назвали Галахад, не помешало этому чувству.
7. Прототипы героев былин и легенд.
Ну а кто же был прототипом Ильи Муромца?
Безусловно, его образ в течение веков постепенно «собирался» из разных былинных и исторических персонажей.
В летопись воеводы Смоленского Филона Кмита есть строки о защитнике русских земель, Илье Муравленине.
Другая часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чоботок», принявшего в 12 веке монашество (в Киево-Печерской лавре) с именем Илия, и причисленного в 1643 году к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец».
Образ былинного князя Владимира – собирательный Наиболее вероятными прототипами данного князя являются Владимир Святославич и Владимир Всеволодович Мономах. Отчество былинного же Владимира было Всеславич. Кстати, своё прозвище-символ, наподобие «Круглого Стола у короля Артура», было и у князя Владимира.
Только немножко побольше — народ его величал «Красным Солнышком» за свет добра и тепло милосердия, явленные им по принятии Крещения и в целом за время правления. Хотя мы видим, что в былинах за некоторые поступки князя в народе не очень жаловали.
А что с королём Артуром? На самом деле, настоящий Артур не был королем Британии. У него не было круглого стола, рыцарей, которыми он правил. Все это было добавлено в течение сотен лет в легенды о реальном человеке, который всего лишь был простым солдатом.
Самое раннее упоминание об Артуре от 540 г. н.э. историком по имени Гильдас - человеком, который жил одновременно с самим Артуром.
Он не называет Артура королем, а рассказывает о военачальнике, который остановил вторжение англосаксов, но на троне не сидел и корону не носил.
Гилдас пишет, что этот человек сражался «вместе с королями Британии», но он не был благородным, Артура выбрали, чтобы возглавить армию, хотя «было гораздо больше благородных, чем он сам».
Имени поначалу в истории не упоминалось, ведь на самом деле его звали Амбросий Аурелиан , и он даже не был британцем. Он был римлянином.
Ведутся споры являются ли Аурелиан и Артур одним и тем же человеком, или же Аурелианус был его родственником.
Но уже через 60 лет после первого рассказа Гильдаса, история славных подвигов обросла сказочными подробностями и уже пересказывалась с упоминанием имени короля Артура. Даже пёс короля Артура стал легендарным. Пса звали Каваллом, и погиб он при охоте на дикого вепря. Казалось бы, довольно простая жизнь для охотничьей собаки! Но прошло немного времени, и эта история обросла мистикой и магией.
В течение нескольких сотен лет появились истории о том, что вепрь, убивший Кавалла, на самом деле был чудищем по имени Тройнт! И вот этот Тройнт к тому моменту успел разорить немало окрестных селений. В общем, менестрели, которые создавали рыцарские мифов, черпали сюжеты даже из простых светских охотничьих хроник своего времени.
8. Женщины для рыцарей и богатырей безусловно, были источником вдохновения. Но роли играли всё-таки разные!
В британских легендах большинство девушек – это прекрасные дамы сердца, ради любви которой рыцарь проходил разные испытания и совершал подвиги. А вот в былинах порой бывало совсем по другому!
Например, в былине про Ставра Годиновича главная сюжетная роль принадлежит жене главного героя – Василисе Микулишне. Именно она спасает незадачливого Ставра, который на пиру у князя до того хвалился своей молодой женой, что его заковали в оковы в темнице княжеской.
По сюжету одной из былин, Василиса отправляется в столицу в образе посла Золотой орды, где сначала побеждает в ратных состязаниях всех дружинников князя, а потом обыгрывает самого Владимира в шахматы. И в награду получает свободу для своего мужа.
Супруга Ильи Муромца, Мария Саввишна, в его отсутствие смогла заменить мужа во время отражения вражеского набега. В мужском доспехе и в закрытом шлеме! Вот тебе и раз! А в русской дружине никто и не заподозрил, что в бой их повёл не сам Илья! Так что судите сами, что за женщина это была!
Интересен ещё один момент. Если «Легенды о Короле Артуре и рыцарях круглого стола» упоминают любовный треугольник между королём Артуром, Гвиневрой и рыцарем Ланселотом, то и в былинах тоже можно встретить намёк на нечто подобное.
Во многих былинах богатыри оказывались в одиночестве на страже дальних границ. Когда подобным образом задержался за ратными делами Добрыня Никитич (задержался, надо сказать, надолго – на целых 9 лет), к его супруге, Настасье Микуличне, жене Добрыни Никитича, настойчиво посватался никто иной, как сам Алёша Попович.
И дело дошло до того, что обманул Алеша Настасью, сказал, что погиб Добрыня:
Лежит Добрыня во чистом поле,
Головой лежит Добрыня чрез ракитов куст,
В груди Добрыни калена стрела,
Закрылися его очи ясные,
Спит Добрыня мертвым сном…
При княжеском дворе отбросили формальности быстро признали Настасью Микулишну... вдовой (напомню - при живом муже!) Она и понять ничего не успела, как пожаловал князь Владимир и заставил идти замуж за Алёшу. А чтоб не думала долго, пригрозил упечь её в монастырь, силой.
Не было у нее сил, чтобы противостоять дружинникам, да в келью монастырскую идти ей не хотелось. Пришлось смириться. Но, как говорится, слухами земля полнится, услыхав про замыслы князя и своего «братца крестового» Алеши – взял, да и возвернулся Добрыня домой. Вовремя! Алёшу едва не убил, но помиловал. А жену – обратно себе вернул и более обещал надолго её не покидать.
Итак, мы уже стали понимать, что былины создавались в разных местах, с разными героями и охватили внушительный временной отрезок. На их фоне «Легенды Круглого стола» сведены в одну книгу, где персонажи как минимум знакомы или более плотно взаимодействуют друг с другом. Поэтому вполне логично, что сказители менестрели подготовили для истории короля Артура вполне чёткий финал.
Согласно феодальным законам, король Артур собрал войско, чтобы наказать вассала, нарушившего клятву верности. Управлять Камелотом в его отсутствие должен был Мордред, которого легенды называют либо внебрачным сыном, либо племянником короля. Но вероломный Мордред, желая захватить власть в Камелоте, заключает союз с саксами – враждебными бриттам племенами. Король Артур погибает в устроенной для него засаде, а Гвиневра, несмотря на мольбы Ланселота, принимает постриг и становится монахиней. Так заканчивается одна из самых известных историй любви в литературе.
С момента создания куртуазных романов прошло не одно столетие, тем не менее рыцарь Ланселот Озерный не забыт. Напротив, его любовь к Гвиневре, подвиги и жизнь в целом продолжают интересовать даже наших современников.
Ну с Артуром всё понятно. А как быть с князем? Неужто у князя Владимира, условного лидера дружины богатырей, в былинах нет никаких совместных подвигов? Вообще-то есть. Начиная с 14 века про Владимира в фольклоре и летописях появляется такая пословица:
Из лука – не мы, из пищали – не мы,
А попить-поплясать, лучше нас не сыскать!
В общем – понимание и взаимность между князем и народом возникали не всегда. Да что уж говорить о простых людях, если сам Илья Муромец однажды князю самолично пригрозил такими словами:
Было намеренье наряжено:
Натянуть лук разрывчатый,
Класть стрелочку калёную,
Стрелять во гридню, во столовую —
Убить тебя, князя Владимира!
А случилось это потому, что князь однажды проявил к Илье неуважение, – всех богатырей пригласил к своему столу, кроме одного Муромца.
В целом же славянский богатырский эпос в самых разных героях выводит собирательный образ могучего защитника Земли Русской. Недюжинная физическая сила и воинская доблесть сочетаются в нем с добрым нравом, честностью, справедливостью. Во всех былинах богатырей объединяет понятие справедливости и беззаветная любовь к родной земле.
Именно такими народ видел своих богатырей-защитников. До сих пор мы говорим: богатырский сон, богатырский голос, богатырская сила, богатырская поступь, подразумевая что-то мощное и внушительное. А, например, великий русский полководец Александр Суворов называл своих солдат не иначе как «чудо-богатырями».
Так реальны ли события, описываемые в былинах?
Довольно долго существовали две крайние версии. Сторонник первой – учёный Всеволод Миллер из Петербургской академии наук, утверждал, что былинные сюжеты, да и сами богатыри – миф. А фольклорист и этнограф, собиратель народных песен Петр Алексеевич Бессонов, в своих трудах доказывал обратное. Сейчас исследователи склоняются к более взвешенной точке зрения: былинные сюжеты вобрали в себя как реальные образы, так и мифические события. Таким образом, в сказаниях о богатырях сказочность хоть и присутствует, но является отражением исторической действительности.
Былин сохранилось множество. Наиболее популярные, это — Илья Муромец и Соловей Разбойник, Илья Муромец и Святогор, Садко, Исцеление Ильи Муромца, Добрыня и Змей, Алеша Попович и Тугарин Змеевич. В детском пересказе можно встретить истории про Никиту-кожемяку, Микулу Селяниновича, и уже знакомого нам Ставра Годиновича.
Современному слушателю непросто воспринимать былинные тексты, поэтому многие былины изданы в более понятной современному читателю прозе, а самые популярные адаптированы для самых маленьких – в виде сказок.
Но вслушиваясь в древние напевы, начинаешь понимать, насколько красив, музыкален и поэтичен былинный слог.
В былинах сохранена глубинная музыкальная основа древнеславянской речи, их напевность и внутренний ритм включают в слушателе особые состояния, позволяющие ему всем существом погрузиться в повествование о славных деяниях наших древних Предков.
Одну из особенностей былинного слога – частые повторы – использовал в своих поэтических сказках сам Александр Пушкин.
Но самое главное —былины переиздаются, изучаются и по праву занимают почетное на книжной полке – сохраняя народную память о славных деяниях наших предков.
Ну, как говорится, и нашей сказочке – конец. А все, кто прочитал – вдвойне молодец! Обязательно поделитесь в комментариях: какие былины, сказки и мультфильмы на их основе понравились вам больше всего? Или, может быть вам более интересны легенды приключениях рыцарей, причём не только из королевского отряда Круглого стола? ;)