Найти в Дзене
ВЭБ.РФ

Как менялся трамвай и почему он снова в моде

В России первые электрические трамваи появились в конце XIX века — и с тех пор претерпели значительные изменения как технически, так и в плане социальной значимости.
В этой статье мы рассмотрим историю электрических трамваев, их эволюцию и причины актуальности в современных условиях. Предшественницей электрических трамваев была конно-железная дорога — или конка. Лучше всего её описал Антон Чехов в одном из своих рассказов: «Скорость равна отрицательной величине, изредка нулю и по большим праздникам двум вершкам в час». Первый электрический трамвай в 1880 году в Санкт-Петербурге запустил инженер Фёдор Пироцкий. Скорость, вместимость, возможность использовать существующие рельсы и преодолевать крутые подъёмы и спуски — дали трамваям огромное преимущество перед конкой. К примеру, конный вагон за десятичасовой рейс мог перевезти до 300 человек, в то время как трамвайный — до 1000. К 1917-му трамвай полностью заменил конно-железную дорогу и ходил более чем в 25 городах Российской империи.
Оглавление

В России первые электрические трамваи появились в конце XIX века — и с тех пор претерпели значительные изменения как технически, так и в плане социальной значимости.

В этой статье мы рассмотрим историю электрических трамваев, их эволюцию и причины актуальности в современных условиях.

Начало истории

Предшественницей электрических трамваев была конно-железная дорога — или конка. Лучше всего её описал Антон Чехов в одном из своих рассказов: «Скорость равна отрицательной величине, изредка нулю и по большим праздникам двум вершкам в час».

Первый электрический трамвай в 1880 году в Санкт-Петербурге запустил инженер Фёдор Пироцкий.

Скорость, вместимость, возможность использовать существующие рельсы и преодолевать крутые подъёмы и спуски — дали трамваям огромное преимущество перед конкой. К примеру, конный вагон за десятичасовой рейс мог перевезти до 300 человек, в то время как трамвайный — до 1000.

К 1917-му трамвай полностью заменил конно-железную дорогу и ходил более чем в 25 городах Российской империи.

Один из первых трамваев
Один из первых трамваев

С начала 20 века трамвайные системы возникали по всему миру, они модернизировались, увеличивались объёмы перевозок. Золотая эра продолжалась вплоть до периода между мировыми войнами.

В конце 1950-х распространение автобусов и автомобилей сильно ударило по популярности трамваев. Многие правительства начали активно стимулировать использование личного транспорта — нового символа статуса и комфорта.

Одновременно с этим трамвайные системы изнашивались и приходили в упадок. В городах расширяли дороги и строили сложные транспортные развязки. Массовая автомобилизация вызвала ряд серьёзных проблем: заторы на дорогах, повышенный уровень шума и ухудшение экологии.

Трамвайный ренессанс

Стоит отметить, что в СССР трамваи продолжали оставаться популярным транспортом — их модернизация не прекращалась даже тогда, когда во Франции и США они почти полностью исчезли. Также трамваи развивались Германии, Швейцарии и Бельгии.

Фото Харальд Кухвалек
Фото Харальд Кухвалек

Когда автобусы и метрополитены уже не могли справляться с пассажиропотоком, а смог и шум стали особенно невыносимыми — мир пересмотрел своё отношение к трамваям.

Например, в 1980-х годах трамвайные системы открывались во Франции — стране, которая первой начала избавляться от них ещё в 1930-х.

Ренессанс продолжается и сегодня

Собственные низкопольные вагоны производят в Китае, трамвайные системы строят в Европе, Турции и ОАЭ.

Ещё один нюанс относительно нашей страны заключается в том, что, пока мир охватил трамвайный бум, в России трамвай постепенно начал рассматриваться как устаревший транспорт.

С этим представлением борются урбанисты и корпорации развития.

В российских городах обновлением электротранспорта активно занимается ВЭБ.

При нашей поддержке в 2024 году на маршруты вышли 168 новых трамваев — подробнее об этом мы писали здесь.

Другое важное направление ВЭБа — социокультурные проекты, которые популяризуют трамвайное движение.

Так, в Перми мы запустили проект «Линии наблюдения» — 44 трамвая стали площадками, где жители вместе с художниками меняют оптику восприятия города, лучше узнают друг друга. В пути пассажиры могут послушать аудиогид и саундтрек маршрутных линий в специальном подкасте.

Эволюция трамваев

Экологичность, комфорт и безопасность помогли трамваям не просто остаться актуальными, но и превратиться в городской транспорт будущего.

Например, передвижение на трамвае примерно в 6 раз безопаснее, чем на автомобиле, он может вместить в два раза больше пассажиров, чем троллейбус или автобус.

Но чем отличаются современные трамваи?

Внешний вид, количество сидячих мест, общая вместимость и скорость — это важные характеристики, которые отражают то, как менялись трамваи. Однако ярче всего их эволюцию демонстрируют нововведения.

Рассмотрим оснащение трамвая «Львёнок», который представлен на последней карточке выше, — такие трамваи при поддержке ВЭБа появились в 2024 году в Саратове, Перми и Волгограде.

«Львят» производят на Тверском вагоностроительном заводе.

Что включают современные модели:

  • 100% низкий пол — подходит для маломобильных граждан;
  • пластичную тележку собственной разработки, которая уменьшает шум при движении;
  • систему климат-контроля и светодиодное освещение;
  • специальные мониторы, на которых отображается маршрут, а также время и расстояние до следующей остановки;
  • валидаторы — устройства для проверки билетов с возможностью безналичной оплаты;
  • камеры видеонаблюдения, которые контролируют обстановку на дороге впереди, сзади и по бокам трамвая;
  • USB-розетки для зарядки мобильных устройств;
  • в некоторых городах во время поездки можно воспользоваться бесплатным Wi-Fi.

    За почти 150 лет своего существования трамваи сильно изменились и сумели адаптироваться к современному миру с его стремительной цифровизацией и курсом на устойчивое развитие.

    Электрические трамваи — это не просто средство передвижения, а важный элемент городской инфраструктуры, который улучшает качество жизни горожан и помогает решить глобальные экологические проблемы.