Найти в Дзене
Яндекс Путешествия

Интересные факты про Панамский канал: чей он и как до него добраться?

Панамский канал — это судоходный канал шлюзового типа, который соединяет Атлантический и Тихий океаны. Туристов и людей по всему миру сооружение впечатляет не только своими масштабами, но и тем фактом, что строили его в начале прошлого века, когда ещё не было нынешних технологий. Расскажу, что такое Панамский канал, кому он принадлежит и как до него добраться. Панамский канал начинается от города Колон на атлантическом побережье до одноимённой столицы государства Панамы — города Панамы. Его протяжённость 81,6 км, в том числе по суше — 65,2 км. Это расстояние корабли преодолевают за 8-10 часов. Пропускная способность — около 36–38 судов. Параллельно каналу проходят железнодорожная линия длиной 76,6 км и автомагистраль. Канал состоит из трёх уровней шлюзов. Каждая камера работает как большой резервуар с массивными воротами. Когда судно заходит внутрь камеры, ворота закрываются, а затем через специальные каналы в камеру поступает вода, и судно как на лифте поднимается к искусственному озе
Оглавление

Панамский канал — это судоходный канал шлюзового типа, который соединяет Атлантический и Тихий океаны. Туристов и людей по всему миру сооружение впечатляет не только своими масштабами, но и тем фактом, что строили его в начале прошлого века, когда ещё не было нынешних технологий.

Расскажу, что такое Панамский канал, кому он принадлежит и как до него добраться.

Краткая справка

Панамский канал начинается от города Колон на атлантическом побережье до одноимённой столицы государства Панамы — города Панамы. Его протяжённость 81,6 км, в том числе по суше — 65,2 км. Это расстояние корабли преодолевают за 8-10 часов. Пропускная способность — около 36–38 судов. Параллельно каналу проходят железнодорожная линия длиной 76,6 км и автомагистраль.

Впервые за строительство канала взялась французская компания под названием «Всеобщая компания межокеанского канала», которая ранее построила Суэцкий канал. Но к работам так и не приступили: фирма набрала займов на строительство и обанкротилась в 1881 году. Фото: Shutterstock
Впервые за строительство канала взялась французская компания под названием «Всеобщая компания межокеанского канала», которая ранее построила Суэцкий канал. Но к работам так и не приступили: фирма набрала займов на строительство и обанкротилась в 1881 году. Фото: Shutterstock

Канал состоит из трёх уровней шлюзов. Каждая камера работает как большой резервуар с массивными воротами. Когда судно заходит внутрь камеры, ворота закрываются, а затем через специальные каналы в камеру поступает вода, и судно как на лифте поднимается к искусственному озеру Гатун. После пересечения озера на таком же «лифте» судно спускается на воду в одном из океанов.

Немного истории канала

В 1880-х французы во главе с Фердинандом де Лессепсом решили взяться за создание канала, который соединит Атлантический и Тихий океаны. На рассмотрении было два варианта: в Колумбии на Панамском перешейке и в Никарагуа. Но из-за действующих вулканов в Никарагуа от этого места отказались.

Лессепс принял решение строить канал по прототипу Суэцкого, то есть без шлюзов. Но затея провалилась из-за инженерных недоработок: рельеф на Панамском перешейке состоял из горных пород, которые было тяжело копать. А из-за эпидемий малярии и жёлтой лихорадки рабочей силы постоянно не хватало. Все эти проблемы привели к тому, что проект был завершён только на треть. Лессепс привлк инженера-строителя Эйфеля — архитектора Эйфелевой башни в Париже, и даже обращался за помощью к российскому императору Александру Ⅲ, но в итоге проект был заморожен. А компания Лессепса обанкротилась.

Более чем через сто лет, в 2016 году, была проведена реконструкция канала, и теперь даже самые большие судна проходят по этому водному пути. Весной 2018 года руководство канала объявило, что с момента обновления впервые смогло пропустить 3000 судов. Фото: steve estvanik / Shutterstock / Fotodom
Более чем через сто лет, в 2016 году, была проведена реконструкция канала, и теперь даже самые большие судна проходят по этому водному пути. Весной 2018 года руководство канала объявило, что с момента обновления впервые смогло пропустить 3000 судов. Фото: steve estvanik / Shutterstock / Fotodom

В 1903 году в результате военного переворота Панама отделилась от Колумбии, став независимой республикой. Один из лидеров восстания — Филипп-Жан Бюно-Варийя — подписал с США договор о строительстве Панамского канала. Американцы привлекли лучшие технологии тех лет для рытья горных пород, установили подъёмники. А главное — приняли решение о строительстве шлюзовой системы.

Также на перешейке начали появляться современные на тот момент гостиницы, больницы, что улучшило санитарные условия в регионе. Правда, территория была закрыта и коренное население не могло пользоваться всеми этими благами, что спровоцировало в дальнейшем новые восстания.

Наконец, в 1914 году после многих лет напряжённой работы Панамский канал был официально открыт. Это стало настоящим прорывом в мировой торговле: корабли теперь могли быстро перемещаться между океанами, минуя долгий обход Южной Америки, что значительно экономило время в пути.

Кому принадлежит Панамский канал

С 1914 по 1979 год каналом управляли США. Но из-за сепаратистских восстаний власти двух стран заключили два важных договора:

  • О нейтралитете Панамского канала и выводе войск с его территории;
  • О передаче управления каналом Панаме 31 декабря 1999 года.

С 1 января 2000 года канал полностью перешёл под управление Республики Панама и остаётся по сегодняшний день (март 2025 года). За эксплуатацию, модернизацию и развитие канала отвечает Администрация Панамского канала (ACP).

Цены на проход также устанавливают власти республики. Начиная с 1904 года США платили ежегодно от 250 000 до 2 000 000 долларов в год. Теперь эта сумма взимается с каждого корабля в зависимости от его размеров — от 15 000 до 300 000 долларов.

Что посмотреть туристу на Панамском канале

Туристический центр Мирафлорес — это самое популярное место у путешественников. Центр находится рядом со шлюзами Мирафлорес, всего в 15 минутах езды от города. Там есть три смотровые площадки, откуда можно наблюдать, как корабли проходят через шлюзы.

Для туристов работают кафе и ресторан на верхнем этаже, откуда открывается панорамный вид на канал. Можно посидеть на открытой террасе или внутри, где есть кондиционер. В меню — блюда международной и панамской кухни, есть шведский стол. Фото: hanohiki / Shutterstock / Fotodom
Для туристов работают кафе и ресторан на верхнем этаже, откуда открывается панорамный вид на канал. Можно посидеть на открытой террасе или внутри, где есть кондиционер. В меню — блюда международной и панамской кухни, есть шведский стол. Фото: hanohiki / Shutterstock / Fotodom

Ещё в центре есть музейная экспозиция, где можно узнать, как строили канал, посмотреть видео, послушать лекции о том, как работает эта сложная система. Там рассказывают не только про судоходство, но и про уникальную природу вокруг канала — тропические леса, растения и животных. В одном из залов вы узнаете, как Панамский канал влияет на мировую экономику и торговлю.

Как добраться до Панамы и канала

По действующему соглашению между республикой Панамой и Россией граждане РФ могут находиться на территории страны, в том числе и на Пананамском перешейке, до 90 дней без визы. Это же правило действует и для граждан Панамы на территории России.

Прямого авиасообщения между странами нет. Самый удобный способ добраться предлагает Turkish Airlines всего с одной пересадкой в Стамбуле, время в дороге — около 20 часов. Самолёт приземлится в Панаме в международном аэропорту Токумен.

Добраться от аэропорта до Мирафлорес можно на автобусе или такси. На автобусе до канала есть маршрут с одной пересадкой — достаточно сесть у терминала Альбрук. Для этого в местных магазинах или аптеках нужно купить специальную карточку за 2 доллара. Карточку потом можно пополнять и передвигаться на общественном транспорте по стране.

Советы туристам

  1. Хоть Панама и жаркая страна, на самом канале довольно ветрено и прохладно из-за воды, поэтому в поездке пригодится лёгкая куртка.
  2. В Панаме господствует этническое разнообразие и уважение к местному населению. Например, не нужно подходить к коренному индейцу и просить с ним сфотографироваться — он это воспримет как оскорбление, что может привести к конфликту.
  3. Национальная валюта в Панаме — панамский балбоа, но вся торговля проходит в американских долларах, которые лучше поменять у себя на родине, поскольку из-за колебаний курса в панамских обменниках это может быть невыгодно.
  4. В Панаме много свежих фруктов и морепродуктов, а в ресторанах чаще всего подают местную кухню. Из популярных блюд — костный суп с курицей или маринованная в соке лайма рыба.
  5. Официальный язык Панамы — испанский, но большинство местных говорят на английском, поэтому для поездки вам будет его достаточно.

Полезные ссылки

За семью замками: 5 стран, куда не так просто попасть

Текст: Мария Лебедева для Яндекс Путешествий

Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!

Панама
2506 интересуются