В первой части я рассказала вам о том, как Дидло получил приглашение работать в России и заложил основы балетной школы. История сыграла ему на руку, и после победы Александра I над Наполеоном Дидло предстояла задача вывести театр на уровень выше зарубежного, особенно французского.
Во второй части вы узнаете, на каких традициях выросла художественная концепция Карла Дидло. А следом мы займемся подробным разбором его творчества, как постановщика.
Карл Дидло (1767-1837)
Невозможно отрицать связь теории и практики Дидло с "отцом" современного балета Жан Жоржем Новерром. В то время все находились под его влиянием, но Дидло пошел дальше новерровского балета. В этом ему помог непосредственный наставник и художественный руководитель Доверваль.
Заимствованные принципы:
- Буржуазно-реалистические тенденции
- Борьба за хореографический спектакль-пьесу
Карл заимствует не только принципы, но и методы композиции спектакля. Он работает над драматургической базой спектакля, лишь затем над музыкой, подчеркивая её служебную функцию и лишь в последнюю очередь он обращается к сценическим средствам обращения.
Если исходить из принципа Дидло, что балет - это пьеса, то станет ясно, что пьесу необходимо хорошо срежессировать. Ни обстановочные эффекты, ни декоративные приемы, ни танцы не в состоянии обеспечить самой лучше балетной пьесе доходчивость, если она не будет правильно поставлена режиссером. Из этого исходит вывод, что мы можем говорить о Дидло, как об одном из самых талантливых режиссерах балетного театра XIX столетия.
Из двадцати трех балетов, поставленных им в период 1816-1828 годов, лишь семь имеют прежнюю тематику (из них три - возобновления старых балетов). Зато тринадцать - совершенно новые по сюжету. Это сентиментальные драмы, трагикомедии и романтические драмы, в которых отсутствует фантастика. В основном балеты построены на историческом и бытовом материале.
Остальные три балета Дидло из тех двадцати трех, о которых мы говорили выше, можно считать подражанием трагическим балетам Новерра. Но благодаря тому, что Дидло внес серьезные изменения в интерпретации, их можно прибавить к тринадцати самостоятельным произведениям, нежели к семи заимствованным им.
Лучшие балеты Дидло, которые наиболее полно выразили его замыслы: "Венгерская хижина"(поставлен впервые 17 декабря 1817 года, пережил на сорок лет самого Дидло), "Рауль де Креки" (премьера 3 октября 1819. Отмечена большим успехом - в течение нескольких сезонов этот балетвыдержала свыше 100 представлений) и "Кавказский пленник".
Дидло мастерски играл на чувствах людей: если в "Венгерской хижине" все могли хохотать до упаду и следом плакать навзрыд, то "Рауль де Креки" пугал и напрягал своими мрачными картинами. Правда, для зрителя было необычно было видеть трагическое или комическое событие, передаваемое не словами, а жестами.
С именем Дидло связана инсценировка пушкинских поэм "Кавказский пленник", премьера состоялась 15 января 1823 года, и "Руслан и Людмила", премьера состоялась 8 декабря 1824 года.
К сожалению, того, кто решит ознакомиться со сценарием балета "Кавказский пленник" ждет некоторое разочарование. Дидло справился с пушкинской поэмой хуже, чем этого можно было бы ожидать. Можете себе представить качество переводов 20-х годов? Карл не владел русским языком и не мог прочитать подлинник, так что был знакомлен с краткой переведенной версией основных событий. К тому же, Карл совершенно не имел представления о русском быте и истории. Поэтому всячески избегал русской тематики и уступал постановку славянских танцев другим балетмейстерам.
Как вы можете догадаться, то руководству императорских театров не по духу пришлась эта инсценировка.
Карл Дидло - выдающийся мастер пантомимы. Он основал на русской сцене мимическую драму и первый развил до довел до совершенства мимику. Казалось бы, что "злоупотребляя" пантомимой. строя на ней большинство сцен, Дидло должен был войти в конфликт с танцами. Но он не знал этих конфликтов, потому что у него танец и пантомима являлись выразительными средствами для воплощения сюжетного замысла.
Танцовщиков и танцовщиц, не имеющих дара к пантомиме, считаю я не иначе, как хороших облагороженных фокусников, потому что хороший пируэт, легкое чистое антраша, картинная поза на самых цыпочках - все это приятный для глаз фокус. Легкость вертушки и апломб в пальцах - только одна ловкость.
Но и танцы, по мнению Дидло, должны отвечать основной задаче воссоздаваемых характеров. Его танцы строго гармонировали с характерами лиц.
Если вы еще помните первую часть статьи, где я рассказывала о том, что мужской танец доминировал в те времена, мы можем смело сказать о том, что танцовщицы не имели пуантов. И тем самым мы можем исключить из арсенала техники бесчисленное количество комбинаций движений и па, которыми так богата современная балерина. ЗАТО! Танцовщицы Дидло шире использовали простые танцевальные движения и делали это играючи, развивая свой сценический образ.
Приемов поддержки, имеющих цель показать "чудеса" ловкости, попросту не существовало. Еще не настало время, когда танцовщика будут называть "подпоркой" или "подставкой".
Нельзя забывать о заслугах Дидло в деле хореографического образования в России и формирования балетной труппы. Балет и петербургская школа до Дидло и после него - две несоизмеримые величины.
Двадцать лет почти непрерывной работы Дидло преобразили школу. Она встала твердо на ноги и превратилась в учебное заведение, способное не только возместить убыток танцовщиков, но и вытеснить с русской сцены иностранных гастролеров.
В школе Дидло заложил основы классического танца XIX столетия - дело, которое было блистательно завершено под руководством Мариуса Петипа, о котором мы поговорим чуть позже.
К сожалению, императорский двор все равно мало верил в русские таланты и продолжал отдавать главные роли иностранцам. До самого конца своей службы Дидло продолжал бороться против системы беспрерывно отнимать у него учеников после многолетней работы.
Чиновники из дирекции императорских театров, в ответ на выступления Дидло, выдумали легенду о сварливом властном нраве дряхлого старика-самодура, воображающего, что кроме него никто в танцах ничего не понимает. После этого приходит бумага о том, что Дидло не выполнил распоряжения директора императорских театров, и его велено посадить под арест. На следующий день Дидло подает в отставку.
К сожалению, Дидло просто опоздал умереть. От него отвернулся император, прежде любовавшийся его балетами, еще больше его уходу обрадовались чиновники, а зритель заподозрил в нем принадлежность к "декабристской отраве".
После Дидло балет стал стремительно катиться под откос. Балетмейстеры Блаш и Титюс превратили балет в сценическое представление с великолепными декорациями, освещением и богатыми костюмами, но лишив его мысли и содержания.
Главное, чтобы сейчас о нем помнили. И если вы хотите "козырять" знаниями, то читайте книги Юрия Слонимского и историю балета.
Спасибо, что дочитали до конца.
Подписывайтесь и оставайтесь. Дальше только интереснее!