Здравствуй, случайный читатель!
Вы спросите меня: "Сашими, разъетитить твою жеж в душу, отвянь от старичка! Колонизаторов уже обозрели и отхоумрулили во все кидательные и считательные, чего ты привязался к нетленке мира настольного?" А я вам отвечу: "Ну, во-первых, потому что хочу и могу; во-вторых, я в упор не понимаю почему ее многие считают миленьким гейтвеем и семейной добренькой коробочкой".
Немного внесу ясности моего православного горения на тему этой игры... Я упорно считаю, что настольные игры созданы для удовольствия и/или справедливого равного противостояния как в шашках, шахматах (к нардам и домино это уже не так относится, но там высокая просчитываемость и поэтому на гране почитания и уважения) или просто веселого угара за столом. Старые же "классические" игры такие как "Ticket to Ride", "Колонизаторы" и "Монополия" (да простят меня боги за упоминание этого куска картона) под описание выше не подходят: от них простого удовольствия не испытаешь, справедливого противостояния там нет по определению и даже веселого угара в них нет. Поэтому для меня они существуют как музейные экспонаты: они существовали, они были вехой развития настольного мира и все. Итак, я внес чутка предисловия, теперь собственно само горение... Понеслась
Ребята, "Колонизаторы" - это злобная, кризисная, рандомная игра на выживание, в которой доброте и милосердию нет никакого места. И чтобы понять это, нужно немного покопаться в том, что в игре есть и как это есть.
У каждого игрока есть следующие игровые фигуры: города – 4 шт., поселения – 5 шт., дороги – 15 шт., а также памятка - карта цен строительства.
В игре существует 5 видов ресурсов: дерево, руда, глина, шерсть и зерно которые можно получить с соответствующих типов местности лесов, гор, холмы (карьеры), луга и поля. А в центре - пустоши, где живут разбойники (на картинке ниже фигурка разбойников уже переставлена). И 2 кубика, которые показывают с каких гексов сырье можно получить. И вот тут начинается занимательная игра с цифрами и статистикой, потому что игрок получает ресурсы только в том случае когда его поселение или город примыкает к гексу, с номером выпавшим на кубиках, т.е. для примера на картинке на кубиках выпало 6 значит получают ресурсы только красный и синий игрок. А теперь собственно в чем же игра с самого начала? В том, что в самом начале игроки сами расставляют свои первые 2 поселения по очереди и если с самого начала понимать какие номера выпадают чаще на кубиках и застолбить нужные перекрестки гексов, то можно очень круто облегчить себе игру и усложнить другим, это немного лечится тем что игрок выставляет не сразу 2, а по одному; сначала с первого по последнего игрока - потом в обратном порядке, т.е. последний игрок таки ставит 2 сразу (но его это мало спасает). Дальше будет духота, открывайте форточки и подзывайте пажа с опахалом.
Какая у нас цифра чаще всего может выпасть по теории? 7. А с цифрой 7 связано еще одна "подляночка" от игры - разбойники. Если игрок во время своего хода выбрасывает на кубиках 7, никто не получает сырья. Каждый игрок обязан сбросить половину карт сырья, если их в его руке больше 7 (при нечётном количестве округляйте в меньшую сторону), затем игрок перемещает разбойника. Славно правда?
А теперь обратите внимания что на игровом поле острова много удвоенных значений почти всех кроме 2, 12 и 7. И с учетом этого вероятности получения ресурсов от номера нужно скорректировать следующим образом....
И что мы видим гексы с номером 2 и 12 - "проклятые", 3 и 11 - как минимум "никудышные", а самые вкусные это номера 6 и 8, ну на крайний случай 9 и 5. И вот эти номера с самого начала стараются забрать, и всю оставшуюся игру стараются подселится к ним на границу. И еще, вы обратили внимание на кол-во гексов каждого типа местности? Да, тоже с нюансиками: лес, луга и поля по 4 гекса, а глина и руда - по три. Подводя итог, у нас есть две степени случайности с самого начала которые нужно разрешить: случайная раскладка гексов и случайная раскладка номеров этих гексов (частично решается тем, что игроки в праве сами по очереди выкладывать гексы и это чуть-чуть выравнивает распределение ресурсов), а по ходу игры добавляется еще и подлянка от другого игрока, который вам еще и вкусный гекс разбойником закроет.
Но не стоит отчаиваться ведь на помощь к нам приходят торговля! Внутренняя - между игроками и заморская - с запасом игры, по грабительскому курсу 4 к 1 или из морских гаваней, если у вас поселение или город рядом.
Зная такой замечательный курс, я ни разу не видел чтобы в этой игре по доброте душевной менялись по курсу 1 к 1. Зачем, если можно запросить больше? И разумеется за места у гаваней с курсом 2 к 1, также устраивается гонка и очень суровая.
А еще же есть карты развития и в них тоже есть некоторые моменты, за которые хочется расцарапать лицо соседу или хорошенько выругаться.
Всего карт развития 25 штук: 14 рыцарей, 6 прорывов, 5 победных очков.
Целых 14 карт рыцарей-грабителей, крышующих разбойников это ли не сказка? А "Монополия" и вовсе отменнейшая вещь, одно ее описание порождает желание перевернуть стол, правда разбойники не дремлют и нужно успеть вовремя карты реализовать с руки.
А теперь дойдя до этих строк, скажите мне что семейного в этой игре? Постоянная нехватка ресурсов, если вы не успели занять хорошее место в начале; очень конфликтная торговля; постоянный рандом на кубиках, добавляющий нервов на ровном месте; рыцари и разбойники, отбирающие ваше ресурсы так или иначе; следить за тем чтобы у вас было не больше 7 карт... Игра очень конфликтная, кризисная и небыстрая. Случай из моей настольной жизни: в игру села играть семейная парочка, к концу игры они уже разругались и ушли из тайм-кафе по отдельности, скорее всего они получили море удовольствия и укрепили свои семейные отношения, прям всем рекомендую это игру! 10 из 10 на кончиках кончиков волос... Ага-ага...
Колонизаторы - зло! Особенно, если в нее сядет "математик" с новичками и не объяснит им этих нюансов с шансами выпадений и прочие нюансы, а они ох какие неочевидные при первом прочтении правил. Еще и поэтому я крайне осуждаю, когда это не проговаривается перед началом партии и не предлагается никаких путей решения этих проблем. Эта игра во многом типичный представитель "классики" - несбалансирована, излишне случайна и конфликтна, и откровенна устарела. И я не понимаю почему до сих пор она так обожаема и всеми нахваливаема как семейная и гейтвей. Опять, очень многих кого погружали в настольный мир через Колонизаторов, просто разочаровались в нем т.к. первое впечатление очень важно, особенно в настольных играх.
Дополнения пытаются выправить эту ситуацию в сторону глубины и интересности, но основных проблем это не решает. Пожалуй лучше всего игру расширяет дополнение "Города и Рыцари".
Откуда что понатырено:
Catan_Almanach_RU-web.pdf (tesera.ru) - альманах более подробно разъясняющий правила
rules_settlers-board_rus.pdf (igroved.ru) - краткие правила к базовой версии игры
pnp материалы для игры (взяты гавани и карты развития)