Всех с прошедшими новогодними праздниками!
Если посмотреть статистику трудоустройства среди моих знакомых музыковедов, то, по традиции, основная часть трудится в музыкальных школах, если повезëт - средних или высших специальных учебных заведениях, как правило, совмещая с частной преподавательской деятельностью. Кстати, несколько примеров есть и руководящих должностей: директор музыкальной школы, концертный директор камерного хора, работа в министерстве культуры и даже министром культуры. Далее: работа в издательствах и набор нотного текста на дому, работа ведущего концертов в концертно-филармонических организациях. И в заключении печальная (а, может - вовсе нет!) графа о работы не по специальности - мерчендайзер, специалист по рекламе, hr - менеджер, web - дизайнер.
Но сейчас пойдет речь в целом о ведущих концерты. Припоминаю статью Рубена Павловича Лисициана о том, нужна ли вокалистам гармония, и что могут сделать теоретики, чтобы вокалиста сделать грамотным и компетентным при трудоустройстве. Хотелось бы внести встречное предложение: ввести парочку дополнительных дисциплин и так загруженным литературой и уроками теоретикам... Но! Основы сценической речи, основы риторики, а в идеале хотя бы полтора-два годика вокала! Чтобы разговорный голос хоть немного фокусировался и летел, а интервалы с детьми бы не пелись на уроках не смазанной телегой. Когда присутствовала на конференции - среди множества бубнящих себе под нос только два-три человека обладали внятной подачей звука. Уж то ли от природы, то ли занимались... Но если музыковед - ведущий (чаще-ведущая) концертов, то в условиях современной суровой реальности, при переизбытке развлекательного медиаконтента, тем более необходимо добиться того, чтобы, как минимум, зритель не уснул. Сейчас спектакли часто становятся иммерсивными и интерактивными, а концерты - театрализованными.
И вот одна моя хорошая знакомая-коллега проработала много лет с детьми и студентами. Когда она сама была студенткой, в числе подопытных кроликов была и я, а через несколько лет в этом же кабинете уже сама проходила педпрактику. Еë работа с детьми ладилась, как мне кажется, буквально с первого дня. Но недавно основным местом еë работы стала филармония. И в эти новогодние праздники сделали некоторую альтернативу детским "ëлкам" - театрализованный концерт для детей с просветительским уклоном. Надо было ненавязчиво вспомнить названия ноток, названия танцев, фамилию Чайковского, пробежаться по детскому альбому. А также вызвать желание посещать филармонические концерты постоянно. Конечно, там была снегурочка (аниматор), Дед Мороз (вокалист), овечка с волком (балетные), дирижëр с оркестром как участники действия. Но главным действующим лицом, поддерживающим вовлечëнность детей, являлась она - "Фея-Вдохновея". Фактически, моя знакомая была актрисой-аниматором. Там было и платье, и парик, и настоящий реквизит. По идее, на еë месте могла бы быть и артистка, и вокалистка, но: желательно с опытом работы с детьми и в иммерсивных спектаклях. Сейчас вообще идëт тенденция, и не только в искусстве, " смазывания" узкой специализации: по нашей организации скажу, что оперные певцы и балетные вполне могут оказаться в одной общей сцене, выполнять идентичные действия, и быть взаимозаменяемыми. А, чтобы это было не похоже на балаган, задача режиссеров и сценографов, с которой они пока что справляются.
Как мы видим, польза от театральных дисциплин сегодняшним теоретикам, безусловно, была бы налицо. Даже просто, чтобы оживить от постоянных сидений в библиотеке, расширить сознание и кругозор. Остаëтся только одно: убедить вышестоящих подкорректировать учебную программу, а студентам - "наколдовать" для этого дополнительное время и другие ресурсы...