В канун Нового Года, как правило, вспоминают добрые истории, говорят о том хорошем и светлом, что произошло в уходящем году или в далеком и недалеком прошлом. Тема Блокады не совсем подходит под эту праздничную тему, хотя и в истории осады Ленинграда есть герои, принесшие в город праздник.
Первого января в детском саду у Алеши Пахомова была настоящая елка. Пришел военный гармонист и стал играть веселые песни. Алеша раньше любил плясать под музыку, и другие ребята тоже, но теперь сил у них не было, они лишь сидели на лавочках и тихо хлопали в ладоши. А из кухни доносился вкусный запах...
В конце праздника им дали настоящий обед. А на третье воспитательница вынесла мандарины, каждому - по мандарину. Алеше достался ярко-желтый мандарин с круглой дыркой насквозь. Он подумал, что эта дырка в мандарине выросла. Он не знал тогда о шофере Максиме Твердохлебе.
Максим Емельянович Твердохлеб был лучшим водителем на Дороге Жизни. Рискуя провалиться под лёд или погибнуть под пулями немецких самолётов, он доставлял продукты в блокадный Ленинград.
31 декабря 1941 года Максим Емельянович, который уже трое суток не вылезал из-за руля, получил груз ящиков с надписью «Детям блокадного Ленинграда».
- Груз особой важности поручаем вам, товарищ старшина. – Пояснили ему на складе. – Мандарины из солнечной Грузии. Берегите их изо всех сил.
Твердохлеб выехал на бескрайний простор ладожского озера. Половина пути прошла спокойно, затем загрохотали зенитки и в небе появились два немецких истребителя. Они быстро пошли на снижение и дали очередь из пулемётов. Твердохлеб резко затормозил и пули прошли впереди. Самолёты начали заходить сразу с двух сторон. Максим Емельянович то тормозил, то рвался вперёд, бросал машину то влево, то вправо. Немецкие пули разбили стекло, руль, ранили руки водителя. Но Твердохлеб продолжал гнать машину, потому что знал – мандарины морозить нельзя. Наконец фашисты расстреляли боезапас и улетели. Груз был доставлен в целости и сохранности. Товарищи с трудом оторвали руки Твердохлеба от обломка руля и насчитали в кабине 49 пулевых пробоин. Бесстрашный шофёр получил несколько дней отдыха в госпитале, а дети героического города – сладкую радость.
Но мало, кто знает, что Максим был не единственным героем этой новогодней сказки для детворы блокадного Ленинграда. Естественно, что одного грузовика мандаринов для города было бы недостаточно. Легендарный рейс 390-го автомобильного батальона в памяти потомков сократился до одной машины Максима Емельяновича Твердохлеба. Водителей, севших за руль своих полуторок для доставки в город мандаринов, было несколько. Два водителя из «колонны дедов Морозов» оставили воспоминания об этом рейсе. Первый – Максим Емельянович Твердохлеб, второй – Семен Ильич Матека.
Имена еще троих шоферов упоминаются в воспоминаниях Семена Матеки. Это Михаил Васильевич Ляпкало, Василий Иванович Сердюк и Александр Павлович Бойкин. Скорее всего, водителей было больше, и есть надежда, что имена остальных участников рейса восстановят по документам 390-го автобата.
31 декабря 1941 года. Город в блокаде, высокая смертность, не хватает не только продуктов, но и снарядов, патронов и оружия для защиты города. Снабжение только через Ладожское озеро. И незначительные поставки авиацией. Опять же – проблемы с бензином.
В конце 1941 года продовольственные ресурсы по всем основным видам нормируемых продовольственных товаров были почти полностью исчерпаны. По существовавшим тогда нормам снабжения этих запасов могло хватить всего на несколько дней.
То есть именно в то время, когда «ресурсы по всем основным видам нормируемых продовольственных товаров были почти полностью исчерпаны», через Ладогу, тратя бесценный бензин, рискуя жизнями людей, дают ход мандаринам для маленьких ленинградцев! Груз низкокалорийный и не стратегически важный. Вспоминается история с яблоками, рассказанная комиссаром управления Ленинградского фронта Андреем Дмитриевичем Окороковым:
«Однажды алмаатинцы прислали в подарок ленинградцам 8 тонн чудесных яблок. Во время очередного доклада А.А. Жданову я попросил:
- Прошу разрешения вне плана отгрузить яблоки.
- Для нас, - заявил Андрей Александрович, - восемь тонн муки важнее и нужнее яблок. Разрешаю отгрузить только тогда, когда будет перевыполнен план.
Через несколько дней, перевыполнив план, мы вывезли яблоки на берег, чтобы отгрузить их ленинградцам. Но начался налет, и все яблоки были уничтожены прямым попаданием бомбы...»
А в канун нового 42 года мандаринам дали зеленый свет! Незабываемый факт доставки в Ленинград пахнущих праздником фруктов подтвержден свидетельствами очевидцев, – как шоферов, которые их везли, так и детей, которые их получили.
Мандарины были маленьким чудом, тем самым праздником, которого ждали и жители, и защитники города. Символом того, что страна и ленинградцы не разделимы. И принятие положительного решения об этом нестратегическом грузе было естественным и человеческим желанием всех: и тех, кто руководил, и тех, кто исполнял. Это было НОРМАЛЬНО – в столь страшные и суровые времена везти детям мандарины к Новому Году. Мы знаем имена только пятерых шоферов, причастных к этому новогоднему подвигу, – Максим Емельянович Твердохлеб, Семен Ильич Матека, Михаил Васильевич Ляпкало, Василий Иванович Сердюк и Александр Павлович Бойкин. И есть надежда получить полный список легендарных дедов Морозов с Ладоги.
И поднимая бокал с шампанским, провожая старый год, давайте вспомним и этих пятерых водителей, и всех безымянных, причастных к волшебству появления мандаринов на праздничных столах блокадных ленинградских деток.