Рассказываем, как решить проблемы в разновозрастном коллективе. Реальные кейсы
— Несколько лет назад я работала в производственной компании, где была глубокая «яма» между поколениями. Усугублялось все тем, что сфера работы была весьма специфичная, из числа тех, где все друг друга давно знают. Однако приток «свежей крови» необходим, и на производстве стали появляться молодые специалисты, в том числе я. Нас никто не воспринимал всерьез, — рассказывает Анна Цкриалашвили, менеджер по внутренним и внешним коммуникация в Accord Post.
По своим наблюдениям: «представители СССР» панически боятся того, что их заменит молодой сотрудник. Отсюда возникают конфликты, ведь никто не хочет терять свое рабочее место, особенно при условии, что до пенсии осталось пару лет. Важно отработать этот момент в корпоративной культуре и сделать акцент на том, что молодежь пришла не на замену, а помогать развивать бизнес. На мой взгляд, эффективнее всего решить проблему поколений получается через формирование команды.
Чтобы помочь разным возрастным группам найти общий язык, важно создать атмосферу взаимного уважения и понимания, считает Валерий Гут, кандидат психологических наук и разработчик теории адаптивного интеллекта. Для этого он предлагает действовать пошагово.
1. Установить открытый диалог
Организовать встречи, в которых сотрудники смогут обсудить разногласия и найти компромиссы.
2. Стимулировать обучение и развитие
Использовать образовательные программы, которые позволят сотрудникам узнать друг о друге больше, чтобы понимать силы и ценности каждой группы.
3. Проявлять гибкость
Учитывать, что все работники решают задачи в разных стилях.
4. Продвигать наставничество и менторство
Поощрять сотрудников старшего поколения, которые принимают на себя роль наставника и помощника молодым сотрудникам и наоборот. Это поможет выстроить мосты между поколениями для совместного роста.
5. Относиться к неравенству как к преимуществу
Различные взгляды и опыт могут стать источником новых проектов. Молодые сотрудники будут предлагать свежие идеи и инновации, а старшие – делиться своим опытом и уже проверенными на практике знаниями. Так специалисты будут дополнять и бесконфликтно усиливать работу друг друга.
— Чтобы поддерживать в коллективе благоприятную атмосферу, важно признавать достижения старшего поколения и уважать опыт коллег независимо от возраста, — добавляет Валерий Гут.
Еще несколько советов от Анны Цкриалашвили:
✅ Проводите квизы, совместные выезды, создавайте сообщества по интересам — дайте возможность людям пообщаться вне работы.
✅ Рассказывайте на корпоративном портале о достижениях молодых коллег, просите их делиться кейсами. В коммуникациях старайтесь опираться на цифры: им старшее поколение доверяет сильнее, чем просто красивым историям.
✅ Дайте опытным сотрудникам почувствовать свою важность. Продумайте программу наставничества, в которой профи смогут поделиться багажом накопленных знаний. Здесь важно найти подходящий формат. На обычную лекцию из разряда «вчера было лучше» вряд ли получится вовлечь персонал. Помогайте коллегам в подготовке. Разрабатывайте и внедряйте игровые механики.
А у вас есть сложности с коллегами другого поколения? Расскажите в комментариях 👇