Фильм Кристофера Нолана "Оппенгеймер" об "отце ядерной бомбы" Роберте Оппенгеймере наравне с фильмом Греты Гервиг "Барби" был самым обсуждаемым фильмом 2023 года. Большие сборы, номинации на различные премии и конечно же недавняя победа в номинациях "Лучший режиссер", "Лучший драматический фильм", "Лучший актер в драме " и "Лучший актер второго плана в драме" на Золотом глобусе.
Поистине это год Кристофера Нолана, каждый фильм которого всегда был событием и многие обсуждали ,что же происходит в "Начале" или в "Доводе"? Все эти годы Нолан держал баланс между авторским кино и большим блокбастером, как сейчас этим занимается Джордж Миллер ("Безумный Макс") и Дени Вильнев ("Дюна") и сейчас, когда карьера режиссера на пике, стоит разобраться, что преобладает в творчестве Нолана : художественность или расчет?
Нолан-теоретик
Есть много примеров, когда Кристофер Нолан выстраивал систему для своих фильмов, некоторые подкреплял научными исследованиями, как в фильме Интерстеллар. Даже если взять видео, где режиссер объясняет как устроен его фильм "Помни", можно понять, что режиссер создаёт определенную теорию при создании своих фильмов.
Это можно увидеть также и в интервью изданию The Talks: "Структура — это неотъемлемый элемент. Я не приступаю к написанию сценария, пока не получу твёрдый контроль над структурой произведения, она не навязывается постфактум".
Для Кристофера Нолана четкая структура это важная составляющая истории, что присуще многим художникам и авторам, в расхождении с мнением, что абсолютно все творческие люди хаотичны и рассеянны.
Нолан-автор
Любой режиссер имеет свой собственный взгляд на вещи, свою излюбленную тему или ряд тем, иногда этого может и не быть, но для Кристофера Нолана излюбленной темой является время.(В интервью изданию All Things Considered. режиссер сказал, что "Время — самая кинематографичная вещь" и изданию NPR Нолан более развернуто пояснил "Что мне хотелось бы сказать о моем увлечении временем, так это то, что я всегда жил в нем, и это легкий ответ, но в этом есть правда. И когда я становлюсь старше — мне исполнилось 50 незадолго до того, как я выпустил фильм — когда мои дети становятся старше, ваше чувство времени меняется.")
Особенно это видно и слышно в фильме "Дюнкерк", где на протяжении всего фильма тикают часы.
Даже сам факт того, что Нолан приверженец практических эффектов и пытается минимально использовать компьютерные спецэффекты("Дело не столько в том, что теряется [когда вы используете изображения, сгенерированные компьютером], сколько в том, что вы получаете, действительно фотографируя что-то. И я думаю, что получено тактильное чувство."-в интервью изданию NPR) говорит об определенных авторских предпочтениях. Об этом он часто говорит в интервью и можно даже вспомнить известную легенду со взрывом настоящей бомбы на съемках "Оппенгеймера"(«Лестно, что люди думают, что я способен на что-то настолько экстремальное, с одной стороны, но это также немного пугает», — сказал Нолан The Hollywood Reporter)
Как и у каждого автора у Нолана есть своё видение истории, свои собственные "клише" и это указывает на то, что Нолан не просто создатель больших историй, а автор, который рассказывает интересные ему истории, таким способом, каким ему хочется. Как и завещали французские кинокритики возводя режиссера в абсолютного автора фильма.
Нолан-бизнесмен?
Кристофер Нолан довольно прибыльный режиссер. Даже Оппенгеймер собрал около миллиарда долларов по всему миру. Все предыдущие картины режиссера тоже были успехом(следует сделать скидку для "Довода", который вышел во времена пандемии). В интервью изданию Empire Нолан сказал: "Я только что снял трехчасовой фильм о Роберте Оппенгеймере с рейтингом R, наполовину черно-белый, и он заработал миллиард долларов. Конечно, я думаю, что фильмы преуспевают", "Самое безумие в том, что это буквально самый успешный фильм, который я когда-либо снимал. Я занимаюсь этим уже 20 лет, и в Великобритании это мой самый кассовый фильм. Так что я прекрасно оцениваю состояние кинобизнеса, исходя из собственного опыта. Но также основываясь на том, что другие фильмы выходят на первый план, и на том, как зрители возвращаются".
Кристофер Нолан создает зрительское кино и это отнюдь не значит, что он потерял авторское видение и делать всё лишь ради денег. Сомневаюсь, что человек, который хочет заработать много денег будет снимать фильм об ученом, хоть и о таком значимом и с таким актерским составом.
Подводя итог, можно сказать, что Кристофер Нолан абсолютно точно не является режиссером, создающим свои работы ради денег, Оппенгеймер сюда тоже относится. Он создает авторское кино, но с ориентацией на зрителя, без зрителя кино не может быть, фильм должны видеть, хоть 3 человека, хоть 3 миллиона человек. У Нолана есть свой киноязык и это важный показатель авторской составляющей режиссера.
Советую всем "Оппенгеймер", выделяйте на него 3 часа и хорошего просмотра!
_________________________________________________________________________________________
Спасибо вам за уделенное время
Если вам интересна музыка, кино, искусство и поп-культура,то подписывайтесь на мой канал в Яндекс.Дзен
Автор: слава!