В прошлых выпусках мы рассказывали о том, как развивался скоростной транспорт на железных дорогах, о пассажирских и грузовых электровозах. Продолжаем тему электрификации железных дорог и сегодня расскажем о специальном транспорте для обслуживания контактных сетей.
Электрификация железных дорог потребовала создания не только новых типов локомотивов и систем энергоснабжения, но и постройки специальной контактной сети. Контактный провод находился на высоте не менее 5,7 метров от уровня головки рельса, а на переездах — не менее 6 метров. Для безопасной работы монтажников на такой высоте требовалась специальная техника.
В довоенный период для этих целей использовали автодрезину серии УА, которую с 1929 по 1941 год производил Калужский машиностроительный завод. На её базе разработали версию с платформой на крыше для работы электромонтажников.
Со второй половины 1950-х годов специальную технику начали производить на бывшем Тихорецком паровозоремонтном заводе имени В. В. Воровского. В этот период завод осваивал выпуск новых видов машин: балластно-уплотнительные машины, дробильно-сортировочные установки, тепловозные домкраты ТД-40, снегоуборочные машины СМ-2 и снегоуборочные поезда на базе этой машины.
К концу 50-х годов был освоен выпуск 15 видов продукции, в том числе монтажно-восстановительной дрезины типа ДМ. Эта дрезина предназначалась для монтажных и ремонтно-восстановительных работ электрифицированных железных дорог. Её также могли использовать как тяговую единицу с прицепным составом до 20 тонн. Конструкцию ходовых частей позаимствовали от мотовоза МК2-15 Калужского завода.
С 1980 года Тихорецкий машиностроительный завод продолжил выпуск автомотрис подобного назначения. Была создана новая автомотриса с большими возможностями благодаря крану, установленному на кабине машиниста. Ей присвоили серию АДМ — автомотриса дизельная монтажная.
Автомотриса предназначена для обслуживания монтажных и ремонтно-восстановительных работ по контактной сети электрифицированных железных дорог. Также она может использоваться в качестве тягового средства.
Автомотрисой управлял машинист и его помощник. Подъёмная рабочая площадка, изолированная от заземлённых частей, позволяет вести работы на контактной сети под постоянным и переменным напряжением. Управление площадкой — дистанционное. Она могла поворачиваться на угол 210 градусов и позволяла вести работы на высоте 6,8 метров от оси пути.
На кабине был установлен кран, при помощи которого возможно устанавливать опоры контактной сети на расстоянии 3,6 метра от оси пути.
Привод всех механизмов обеспечивался дизельным двигателем ЯМЗ-238 Б-33 мощностью 220 кВт — это около 300 лошадиных сил. Передача на обе движущие оси осуществлялась посредством гидромеханической передачи Калужского завода типа УГП-300. Для привода механизмов на автомотрисе был установлен трёхфазный генератор мощностью 50 кВт, напряжением 400 В.
Автомотриса может эксплуатироваться с прицепным составом весом до 60 тонн.
Технические характеристики АДМ-751
● Колёсная формула: 0-2-0.
● Число мест для пассажиров: 8.
● Минимальный радиус проходимых кривых: 90 метров.
● Тип передачи: механическая.
● Основное топливо: бензин А-66.
АДМ-751, представленная в Музее железных дорог России, построена Тихорецким машиностроительным заводом тяжёлых путевых машин им. В. В. Воровского в 1988 году. В наш музей она поступила в 2015 году.
Приходите в Музей железных дорог России, чтобы увидеть специальную технику, электровозы, паровозы, редкие и уникальные локомотивы, инсталляции и макеты.
Билеты, график работы и информация о музее — на нашем сайте.