Вопрос о том, добывали или нет медведя аборигены севера с применением лайки, скорее, должен иметь ответ отрицательный. В пользу сказанного говорят следующие доводы: у угров считается, что люди произошли от медведя, медведь в представлении угров наделен разумом, он очень почитаем ими, известны описания этнографов, как манси и ханты в случае "вынужденного" убиения медведя устраивали ритуал "задабривания духов" за допущенную "оплошность". Праздник задабривания духов продолжался много дней с участием жителей всех ближайших паулов (поселений).
Повод для исполнения такого ритуала случался крайне редко. В пользу вышесказанного говорит и то, что у северных народностей никогда не было огнестрельного оружия, оно появилось у них совершенно недавно и, надо сказать, весьма невысокого качества. Но лайка, многие тысячелетия находясь в тайге, где встреча с медведем не редкость, а скорее норма, была, без сомнения, знакома с таким зверем.
В неурожайные годы лайка, видимо, защищала жилище хозяина от голодных хищников, а при промысле пушнины могли быть случаи столкновения охотника со зверем, и помощь лайки была очень кстати. Это положительное качество в ведении лаек аборигены тайги, конечно, поддерживали, т.е. предпочитали оставлять потомство от смелых и отважных собак, не трусивших медведя.
Итак, можно предположить, что в местах коренного обитания лайки вплоть до XX века предпочтение отдавалось:
1. Соболятницам
2. Лосятницам
3. Бельчатницам
4. Мелочницам (лайка, облаивающая все подряд, - но универсализм усредняет результат работы, лайка не может показать яркую самозабвенную работу по какому-либо виду).
К концу XIX века аборигенные отродья лаек стали обычной собакой северного русского населения у полупромысловиков. К началу XX века стали обзаводиться лайками городские охотники. Этот период для лайки условно назовем вторым.
В средней полосе России в Сибири стали появляться питомники. Владельцы их отдавали предпочтение лайкам зверового направления. Питомники Ширинского-Шихматова; Нарышкина; Маламы; Лялина; Дмитриевой-Сулимы. Очень популярна была у русского населения охота на лося с лайкой на Урале. Лосятницы очень ценились. Русское население европейского севера использовало лаек для обнаружения медвежьих берлог, которые очень дорого продавались богатым охотникам двух столиц (Москва, Санкт-Петербург).
В начале XX века во многих городах Урала, Сибири лайка у охотников была не редкостью. По осени в городах (в частности Екатеринбурге) сбивались охотничьи ватаги и отправлялись на промысел, кто по железной дороге, кто на конных подводах, в северные районы на промысел пушного зверя (в основном на белку, т.к. численность соболя и куницы к этим годам была сильно подорвана).
С приходом в Россию Советской власти на промысловое собаководство возлагались большие задачи в заготовке "мягкого золота". Продажа пушнины на международных аукционах имела большое значение в экономике страны.
Со страниц всех охотничьих изданий звучал призыв к сохранению лайки, "кормилицы и поилицы" северного населения. Она действительно была кормилицей, т.к. пушнина в те годы очень ценилась. В послереволюционные годы более востребована стала лайка-бельчатница, ввиду катастрофического уменьшения поголовья соболя (куницы), лося и запрета охоты на эти виды. Интерес к бельчатницам, мелочницам сохранялся до послевоенных лет.
К послевоенным годам стали организовываться и крепнуть промхозы. Стала увеличиваться и расширяться популяция соболя. Восстановилось до разумного предела поголовье лося, он стал даже обычным зверем лесостепной и лесотундровой зоны. Но культура охоты, приемы охоты на сохатого с лайкой практически были потеряны. Стала популярна "охота" с тракторов на кормушках и солонцах. Простые охотники, не имеющие возможности приобрести отдельную лицензию, охотились бригадами загоном на номера.
Смешно и печально в классическом стиле с лайкой лося добывали браконьеры, особенно жители сельских местностей и таежной зоны.
В послевоенные годы было много сделано по развитию заводского лайководства. В 1947 году были приняты стандарты на лаек по географическому принципу.