В отличие от своих друзей и союзников, Соединенные Штаты закончили прошлый год на мажорной ноте — их экономика показала уверенный рост, а «рынок труда стал сильнейшим в истории».
Только вот официальные данные все больше расходятся с ощущениями самих американцев — по последним опросам, лишь 26% из них довольны экономической политикой Байдена, остальные же заявили о кризисе и снижении своих доходов. Все это можно было бы списать на то, что люди постоянно чем-то недовольны — однако в этот раз американцы правы, потому что позитивная статистика скрывает за собой очень неприятные факты.
Начнем с роста американского ВВП, который стал возможен благодаря сильному потребительскому спросу — за прошедший год расходы американцев выросли примерно на 20%, для чего им пришлось по уши залезть в долги. Сюда же стоит добавить и безумные государственные расходы — по факту Белый дом продолжил заливать экономику деньгами, раздув дефицит бюджета до рекордных двух триллионов долларов.
Но у этой прекрасной схемы есть один недостаток — вместе с ростом экономики растет и пирамида долга, обслуживать которую становится все сложнее. И некоторые штаты с этим уже не справляются — Калифорния, Нью-Джерси и Иллинойс оказались в шаге от банкротства, поэтому были вынуждены обратиться к Байдену за субсидиями. Этим несчастным сказки про «сильнейший рынок труда» почему-то не помогли — коммерческая недвижимость у них посыпалась, налоговые поступления рухнули, а расходы бюджета резко пошли вверх.
Если же говорить об экономике США в целом, то деиндустриализация в ней идет полным ходом — уровень производства в декабре прошлого года наконец-то добрался до уровней 2007 года. Так что перенос мощностей в Азию дал свои плоды — вот уже 15 лет промышленность все никак не может проснуться, и попытки взбодрить ее пока не увенчались успехом. Поэтому-то американцы и взяли Европу в оборот — там есть нужные им технологические компании со своими инженерами и специалистами.
Взять, к примеру, ведущую аэрокосмическую корпорацию Боинг — на днях ее флагманский лайнер 737 Max вновь угодил в историю, когда прямо во время полета у него отвалилась дверь. И это не какая-то случайность — при Трампе полеты Боинг 737 уже запрещались, однако Байден в обмен на предвыборные пожертвования снял эти ограничения.
Причина у всех этих проблем весьма банальна — даже крупнейшей американской компании не хватает инженерных кадров, а ее технологическая база заметно устарела. И сделать с этим ничего нельзя, ведь прибывающих в страну мигрантов за такой конвейер не поставишь — поэтому руководство и «дружит» с командой Байдена, которая закрывает глаза на мелкие махинации.
Так несколько лет назад проверкой цехов Боинга занимались не регулирующие органы, а некие «внутренние службы контроля» - разумеется, они дали высшую оценку и не нашли никаких нарушений. Правда после этого у одного самолета из-за антиобледенителя заглох двигатель, а у другого оказались незакрученными несколько десятков болтов.
Ну и напоследок несколько слов о «сильнейшем рынке труда» - действительно, только за декабрь в США было создано 216 тысяч рабочих мест, что по всем меркам является отличным показателем. Но если разобраться в деталях, то все становится не так радужно — Белый дом слегка схитрил и включил в эти данные места с неполной занятостью и временные подработки. Стоит вычеркнуть их из статистики, и мы получим совершенно другую картину — за прошлый год экономика лишилась 1,5 миллионов «полных» рабочих мест, что говорит об очень больших проблемах.
Есть и еще одна интересная цифра — количество американцев, работающих на двух и более местах, выросло до рекордных за последние 40 лет значений. Вряд ли это можно назвать американской мечтой, но у людей просто нет другого выбора — студенческие, ипотечные и потребительские кредиты сами себя не погасят, а проценты по ним сейчас просто неподъемные.
Такие вот парадоксы американской экономики — она вроде как растет, но этот рост обходится ей очень дорогой ценой.