Найти тему

Легенда, бунтарь, алхимик. Гитарному маэстро Led Zeppelin Джимми Пейджу исполнилось 80 лет

Оглавление

Точно так же, как существуют истории о герое блюза Роберте Джонсоне, якобы продавшем душу дьяволу на перекрёстке, есть подозрения, что гитарист Led Zeppelin Джимми Пейдж получил свои почти сверхъестественные способности в результате договора с тёмными силами. Сам Пейдж подпитывал этот миф. Слишком трудно поверить в природный дар человека, создавшего великолепие «Stairway To Heaven» и «Кашмира»!

Джимми Пейдж является давним поклонником оккультиста Алистера Кроули, который грезил крахом цивилизации. В начале 1970-х гитарист так далеко зашёл в своём увлечении, что купил Болескин-хаус — дом, в котором скандальный маг якобы практиковал чёрную мессу. Но сила Led Zeppelin — не в колдовстве. Это было бы слишком простым объяснением их феномена. Джимми Пейдж — это гораздо больше, чем просто фокус-покус.

От вундеркинда до сессионщика-стахановца

Джеймс Патрик Пейдж, рождённый в Хестоне 9 января 1944 года, с раннего возраста демонстрировал задатки вундеркинда. В детстве талантливый мальчик пел в церкви, но момент просветления наступил, когда он услышал гитарную игру гитариста Скотти Мура в песне Элвиса Пресли «Baby, Let’s Play House»: «Его характерная игра на ранних записях была монументальной!»

Пейдж не учился играть на гитаре до подросткового возраста, но как только он начал, то невероятно быстро освоил инструмент. В 1957 году юный Джимми основал группу The James Page Skiffle Group и даже появился в детском телешоу. Гитарист-подросток сказал ведущему, что планирует найти лекарство от рака, когда вырастет. Ему была уготована другая судьба...

Музыкальные интересы Джимми Пейджа, как и у большинства парней его поколения, были формированы ранними рок-н-ролльными хитами Джерри Ли Льюиса и Джина Винсента. Способность подающего надежды виртуоза в ноль снимать гитарные соло Чака Берри привела в группу Red E Lewis And The Red Caps. Джимми Пейджу было всего 15 лет, в то время он ещё учился в школе.

Сказав своему директору, что он хочет стать поп-звездой, Джимми Пейдж бросил школу. В 18 лет Пейдж покинул группу и поступил в художественный колледж Саттона, где он изучал живопись и с головой погружался в блюз. Джимми подружился с однокурсником-гитаристом Джеффом Беком на почве общей любви к рок-н-роллу. Они оставалось близкими друзьями многие годы.

Джимми Пейдж в начале 1960-х выступал в ночных клубах Лондона, пока однажды продюсер Майк Леандер не предложил ему работу сессионного музыканта. Это был прорыв в музыкальную индустрию, о котором так мечтал молодой гитарист.

В течение следующих нескольких лет Джимми Пейдж получил беспрецедентный опыт. Работая каждый день в студии звукозаписи, он не только изучил все тонкости создания музыки, но и адаптировал свой стиль игры на гитаре к разным жанрам от вокального джаза до кантри-баллад.

Британская сцена расцветала, а Джимми Пейдж был счастлив, как пчела, приносящая пыльцу в улей. Он играл на гитаре с The Rolling Stones, The Kinks, The Who и ранней группой Дэвида Боуи The Manish Boys.

В качестве востребованного сессионного гитариста Джимми Пейдж получил шанс перейти в The Yardbirds после того, как гитарист Эрик Клэптон покинул группу. Вскоре после этого состав, в который входил также Джефф Бек, превратился в одну из ведущих рок-групп Великобритании, перейдя от бита к психоделии.

Пейдж взял на себя роль ведущего гитариста The Yardbirds после того, как Бек ушёл из группы во время тура по США. В течение следующего года он потакал своему пристрастию к педалям эффектов, хотя к этому моменту коммерческий успех группы уже дал сбой. Следующим логичным шагом для Джимми Пейджа было основание собственной группы.

Когда в 1968 году The Yardbirds распались, Джимми Пейдж решил пригласить в свой состав коллегу-басиста Джона Пола Джонса, а также 19-летнего вокалиста по имени Роберт Плант. В свою очередь, Плант порекомендовал барабанщика Джона «Бонзо» Бонэма.

Единственной проблемой было название группы. Джимми Пейдж вспомнил, как во время записи «Болеро Бека» ещё в 1966 году барабанщик The Who Кит Мун говорил, что идея супергруппы «разлетится, как свинцовый воздушный шар». Басист Джон Энтвистл согласился: «Да, как свинцовый дирижабль». Так и появилось название Led Zeppelin.

«Свинцовый дирижабль» отправляется в полёт

С самого начала было ясно, что новая группа станет проводником музыкальной алхимии Джимми Пейджа: «Мне нужен был полный творческий контроль, потому что я точно знал, что хочу делать, что мне нужно и как этого добиться». Роберт Плант был очарован его звуком: «Когда я услышал его игру, это был настоящий праздник».

В отличие от других групп, которые придерживались жёсткой и консервативной формулы блюза, Led Zeppelin заставили блюз звучать по-новому, свежо и прогрессивно.

Джимми Пейдж самостоятельно профинансировал производство дебютного альбома Led Zeppelin. Его игра является образцовой, будь то агрессивные удары по струнам или деликатные арпеджио. Альбом задал планку на следующие несколько лет. Жребий был брошен, пришло время рок-н-ролла.

Возможно, именно на альбоме «Led Zeppelin II», всё, что Джимми Пейдж надеялся воплотить, сбылось. Песни охватывали весь спектр стилей от хард-рока до блюза, включали в себя импровизационные соло и элементы акустического фолка. Пластинка даже превзошла по продажам битловский шедевр «Abbey Road».

Годы работы Джимми Пейджа в студии превратили его в исключительно разностороннего музыканта. Его понимание звука распространялось на продюсирование, он давал советы Джону Бонэму, как расположить микрофоны, чтобы получить максимальную отдачу от звука его барабанов.

«Whole Lotta Love» — мастер-класс Джимми Пейджа, который замешал ингредиенты в котле: «Мы чувствовали, что рифф вызывает привыкание, словно что-то запретное!»

Третий альбом «Led Zeppelin III» положил удивительное начало сотрудничеству Джимми Пейджа и Роберта Планта в области написания песен. Дуэт соединил акустический фолк-рок с англосаксонскими традициями, хриплые риффы — со средневековыми народными песнями.

Джимми Пейдж не мог устоять перед искушением создать впечатление, будто музыка Led Zeppelin передает мистические вибрации потустороннего мира.

Четвёртый альбом группы — признанный шедевр — довёл до абсолюта алхимический сплав кельтских мотивов Роберта Планта и блюзовой одержимости Джимми Пейджа. Гитара в «Black Dog» срывает последние заслоны с выходящего из берегов рычащего электрического блюза, выпуская на свободу сверхъестественную адскую гончую.

А ведь была ещё и «Stairway To Heaven» — вечная песня, не требующая особого представления... Арпеджированный рифф Джимми Пейджа с барочным звучанием сменяется ангельским аккомпанементом флейты, прежде чем взмыть в небеса и разразиться эпическим хард-роковым соло.

На пятом альбоме «Houses Of The Holy» 29-летний Джимми Пейдж расправляет крылья в поисках новых влияний, уходя то в джаз, то в регги. Как видно из обложки альбома, изображающей Дорогу Гигантов — территорию, построенную доисторическим великаном, героем гэльских легенд, — Джимми Пейдж стремился максимально разнообразить свою палитру. «Открывашка» «The Song Remains the Same» была, пожалуй, самой амбициозной и бурной вещью Led Zeppelin, демонстрирующей Пейджа во всей ловкости и красе.

Последний шедевр золотого периода группы «Physical Graffiti» представлял собой двойной альбом, на котором Джимми Пейдж накладывал гитарные партии на типичный для Zeppelin набор песен. Группа добилась почти нечеловеческой синхронности.

«Kashmir» — одна из величайших песен Led Zeppelin. Эту грандиозную эпопею экзотического мистицизма Джимми Пейдж назвал «одним из настоящих гипнотических риффов». Оглушительные удары Джона Бонэма по малому барабану в сочетании с ближневосточными оркестровыми мелодиями продемонстрировали неоспоримое мастерство команды в высший момент карьеры.

Уйти вовремя

Led Zeppelin записали ещё два альбома, но после безвременной кончины Джона Бонэма в 1980 году группа закономерно распалась. За те 12 лет, что они были вместе, Джимми Пейдж служил образцом рок-гитариста: неукротимого властелина риффов и монстра импровизаций.

Именно он был движущей силой группы. Человеком, который предвидел будущее и указывал путь в водовороте пронзительного шума. Led Zeppelin представляли собой нечто большее, чем сумму своих частей. Но Джимми Пейдж видел, как эти части могут объединиться.

После попытки реформировать Led Zeppelin в 1985 году для концерта Live Aid казалось маловероятным, что группа когда-либо воссоединится. Но Джимми Пейдж, Роберт Плант и Джон Пол Джонс удивили меломанов всего мира, отыграв единственное шоу на лондонской O2 Arena в 2007 году вместе с сыном Джона Бонэма Джейсоном, севшим за установку.

В возрасте за 60 лет Джимми Пейдж оставался тем же колдуном — столь же горящим душой, как и молодой маг, который соткал свои заклинания много лет назад. Обречённые на бессмертие, Led Zeppelin не воссоединились ради мирового турне. Возможно, и к лучшему. Триумфальный фильм-концерт «Celebration Day» послужил для группы достойной эпитафией.

По-прежнему заманчиво поверить в мифы о Джимми Пейдже как о величайшем некроманте — последователе Алистера Кроули, который пронёс запретную магию в рок-музыку. Однако истина ещё более причудлива. Джимми Пейдж — человек огромного таланта, который прошёл путь от вундеркинда до мастера своего дела и добился воплощения своих самых смелых замыслов.

Ему не нужны были заклинания. Всё, что ему требовалось, — это Роберт Плант, Джон Пол Джонс, Джон Бонэм. И старая-добрая гитара в руках.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!