Говорят, что наша старина по европейским меркам не очень-то старинная. В Подмосковье она по большей части представлена храмами второй половины XVIII, XIX и начала XX веков. Более древние сооружения встречаются редко. В селе Фаустово Воскресенского района такие сохранились. До эпохи правления Екатерины II там существовал целый монастырь.
Я уже бывал в Фаустово. Как и в прошлый раз, людей на территории бывшего монастыря не было. Лишь один молодой пёс неотступно следовал за мной и постоянно облаивал издалека. Делал он это не со злобой, а скорее с дежурным прилежанием, видимо, чтобы развеять скуку и изобразить хорошее исполнение своих обязанностей. Ещё один пёс, размером побольше и возрастом постарше, спокойно следил за мной, лёжа на крыльце.
В пятидесятые годы XVII века по указу царя Алексея Михайловича и по благословению патриарха Никона близ деревни Фавустовьское был основан монастырь. Согласно преданию, обитель появилась в ознаменование избавления от чумы, свирепствовавшей во многих городах страны в 1654-м и в 1655-м годах. Основателем монастыря считается протопоп Благовещенского собора Московского Кремля и духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев. Вонифатьев пользовался в Москве уважением в среде знати и духовенства. Даже будущий главный авторитет староверов, знаменитый протопоп Аввакум, не имевший обыкновения отзываться о ком-либо положительно, про Вонифатьева говорил так: «муж благоразумен и житием добродетелен». Вонифатьев был известен, как основатель и руководитель кружка «ревнителей благочестия», куда входили боярин Фёдор Михайлович Ртищев, протопопы Аввакум Петров и Иван Неронов, Даниил Костромской и некоторые другие известные люди того времени. После избрания патриархом Никона, большинство членов кружка не поддержали церковные реформы и пострадали за это. Стефан Вонифатьев и боярин Ртищев начинания Никона одобрили. Изначально новый монастырь располагался на берегу Москвы-реки близ села Марчуги, но после подтопления при весеннем половодье, был перенесён на пригорок возле Фавустовьского. Именно с прежним местоположением монастыря связано его название - Марчуговская пустынь.
По поводу времени постройки церкви Троицы Живоначальной единого мнения нет. Некоторые авторы пишут, что она появилась в семидесятые годы семнадцатого века, некоторые - что уже в девяностые годы того же века. Вообще, у меня складывается впечатление, что история монастыря плохо исследована. Даже на специализированных ресурсах статьи о нём короткие и содержат набор из одних и тех же нескольких тезисов, только даты отличаются.
Второе сохранившееся сооружение бывшего монастыря - надвратная церковь Зосимы и Савватия Соловецких. С годом её возведения тоже ничего не понятно. На «соборах, поверху страницы указано, что храм построен не ранее 1700-го года, а в статьях расположенных ниже фигурируют восьмидесятые годы XVII века. В общем, понятно одно - по меркам Подмосковья это достаточно старый храм.
С раннего периода своего развития монастырь был неразрывно связан с Соловками. В 1699-м году по указу Пётра I пустынь с угодьями и вотчинами была приписана к Соловецкому монастырю. Есть мнение, что царь сделал такой подарок в благодарность за своё спасение от гибели во время шторма, случившегося в Белом море.
В 1694-м году Пётр I задумал посетить Соловецкий монастырь. На яхте «Святой Пётр» он вместе со свитой отправился из Архангельска к Соловецкому архипелагу. В море разразилась буря, бросавшая утлое судёнышко из стороны в сторону и угрожавшая разбить его о камни близ берега. Царь уже мысленно приготовился отойти в мир иной и принял напоследок причастие из рук сопровождавшего его архиепископа Афанасия, но умелому кормчему Ивану Тимофееву удалось ввести яхту в Унскую губу. Они стали на якорь рядом с Пертоминским монастырём, расположенным на месте гибели в предшествующем веке двух соловецких иноков: Вассиана и Ионы. Они, кстати, погибли во время бури при возвращении с материка. Пётр, после того, как оказался на твёрдой земле, повелел поставить близ монастыря трёхметровый крест с надписью на голландском и русском языках: «Сей крест поставил капитан Пётр в лето Христово 1694».
В жалованной грамоте царя архимандриту Фирсу было указано, что: «Соловецкий монастырь де маловотчинный, стоит в самом дальнем расстоянии, и к тому монастырю не только монастырей или пустынь, но и вотчин подмосковных в приписке ничего нет». С того времени обитель называлась Ново-Соловецкой Марчуговской пустынью. Несмотря на величественный вид своих храмов, пустынь всегда считалась небогатой и немноголюдной. На рубеже семнадцатого и восемнадцатого веков в ней было от трёх до восьми монахов и полтора десятка «служителей». В копии царской грамоты 1700-го года обитель описывалась как «самая скудная». Так продолжалось до секуляризационной реформы 1764-го года, проведённой в правление императрицы Екатерины II. В результате осуществления этой реформы монастырь был упразднён: его угодья перешли к государству, а храмы стали приходскими.
После прихода к власти большевиков для Церкви настали тяжёлые времена. В тридцатые годы Троицкий храм с церковью Зосимы и Савватия закрылись. Пятиглавие Троицкого храма было снесено, а его внутреннее пространство стало совхозным складом. До реставрации семидесятых годов храмы пребывали в ужасном состоянии. В 1993-м году здесь снова разместилось подворье Соловецкого монастыря.
Возле апсиды Троицкого храма стоит надгробие в виде церковного аналоя с покрывалом и раскрытой книгой. Здесь похоронен протоиерей Александр Григорьевич Зверев, служивший в Троицком храме с 1870-й по 1908-й годы. У него было два сына: родной и приёмный. Они оба пошли по стопам отца - стали священниками и оба погибли во время гонений на православие. Оба были прославлены в лике новомучеников. Родной сын Александр после революции переехал в Москву и служил в церкви Николая Чудотворца в Звонарях. Накануне Пасхи 1933-го года его арестовали и отправили в лагерь в Каргополе. Через три года он освободился и поселился в селе Возмище под Волоколамском. На новом месте жительства он некоторое время служил в местной церкви, но в сентябре 1937-го года был арестован и вскоре расстрелян на Бутовском полигоне.
Будущий мученик Иоанн Берёзкин родился в семье дьякона Троицкой церкви в Фаустово. Он рано осиротел и был усыновлён протоиереем Александром Зверевым. Став священником, Иоанн Берёзкин служил в Серпухове. Затем переехал в столицу. В 1934-м году его выслали в Рузу, где он проводил богослужения в церкви при кладбище. В 1937-м году Иоанна Берёзкина арестовали и приговорили к десяти годам лагерей. Умер он во время войны в лагере под Куйбышевым.
Не только храмами интересно село Фаустово. Есть там и некоторое количество симпатичных старинных домов. Самый большой из них стоит на Крестьянской улице.
Он щедро украшен резьбой.
Продавщица в магазине продуктов, расположенном на первом этаже, сказала мне, что дом построил некий купец в 1897-м году.
Напротив старого купеческого дома стоит заброшенный советский дом культуры с заколоченными окнами.