Удивительно, сколь многое может вместиться в малом. Порой огромное полотно является невразумительной мазней, а миниатюрная картина – шедевром, наполненным деталями. Иногда даже небольшой рисунок может дышать историей, как в случае с гравюрой замка Юссе, созданной Луи Буданом.
Луи Будан далеко не самый известный художник. Даже годы его жизни точно не установлены. Известно лишь, что в конце XVII – начале XVIII века он работал на французского генеалога, антиквара и коллекционера Франсуа Роже де Геньера. Более 30 лет Луи трудился рисовальщиком и гравером над заказами своего нанимателя. Его рисунки отличаются некоторой небрежностью, но зато служат ценным источником сведений об архитектуре и пейзажах того времени, многие из которых исчезли навсегда. Среди его работ гравюры замков, аббатств, коммун, ландшафтов...
Одна из подобных гравюр изображает фасад средневекового замка Юссе, расположенного в долине рек Эндр и Луара. Истоки его истории кроются в начале XI века, когда лордом этого места стал сеньор д’Юссе. Затем земли перешли к могущественному графу де Блуа, который возвел на опушке леса укрепленный форт, а его сын решил перестроить крепость в камне.
В XV веке хозяином замка стал один из соратников Жанны д’Арк, прозванный «Чумой англичан», Жан V де Бюэй. Его сын, женившийся на дочери короля Франции Карла VII и получивший в приданое 40 тысяч золотых экю (около 150-200 кг благородного металла!), решил реконструировать замок. Но из-за огромных долгов был вынужден продать усадьбу королевскому камергеру.
Интересно, что Шарль Перро часто гостил в замке Юссе и впоследствии описал его в сказке «Спящая красавица». Кроме того, сам Уолт Дисней вдохновлялся изящными обводами башен замка, блестящими в лучах восходящего солнца, при создании своих собственных сказочных дворцов.
Таким образом, на протяжении многих десятилетий замок постоянно достраивался, в результате чего его архитектурный стиль представляет собой смешение готики и Ренессанса. За прошедшие века было возведено полдесятка башен, устроены рвы и подъемный мост, построена часовня. При Людовике XIV («короле-солнце») рядом с замком, по тщательно разработанному плану, был разбит роскошный парк. Говорят, к его проектированию приложил руку сам Андре Ленотр – прославленный ландшафтный архитектор, создавший королевские сады и парк Версаля. После усадьба сменила еще множество хозяев, пока с 1885 года и до наших дней ею не стали владеть герцоги де Блакас.
Уверенными росчерками Будан изобразил на своей гравюре белокаменные стены и округлые башни замка, его островерхие крыши, крытые темно-серой черепицей, с высокими печными трубами и фигурными шпилями, массивные контрфорсы и высокие окна. Арочный дверной проем заложен кирпичом, о чем свидетельствует и надпись на гравюре, говорящая что это «вид на замок д’Юссе со стороны, где раньше был вход». Также на рисунке можно заметить проходящую рядом с шато дорогу, лужайки и деревья, другие строения. Примечательно, что иллюстрация раскрашена акварелью – тона приглушенные, но приятные.
Благодаря непритязательному рисунку Луи Будана у нас есть возможность увидеть один из красивейших замков Франции таким, каким он был в конце XVII века. Что ценно уже само по себе.
|Справка| Полное название картины – «Вид на замок Юссе со стороны, где когда-то был вход» (Veüe du chasteau d'Ucé, du costé où estoit autrefois l'entrée). Автор – Луи Будан (Louis Boudan). Жанр – архитектурный. Техника – гравюра. Дата создания – 1699 г. Материалы рисунка: акварель, бумага. Размеры: 33 x 30 см.
Также Вы можете прочитать эту и другие статьи на сайте Painting-Stories.ru!