Найти тему
Hélène Fourment

Констебль раскрыт

Вот такое детективное название у сегодняшней статьи.

Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!

Расскажу вам, как всегда, о реставрации картины и её чудесном преображении, а если конкретнее, о её раскрытии.

Джон Ко́нстебл, "Высадка Георга IV из Уайтхолла: открытие моста Ватерлоо, 1817 года". Общий вид картины до реставрации
Джон Ко́нстебл, "Высадка Георга IV из Уайтхолла: открытие моста Ватерлоо, 1817 года". Общий вид картины до реставрации

А название статьи было навеяно воспоминанием о прочитанном когда-то детективе великолепной британской писательницы Найо Марш - "На каждом шагу констебли":

Мы все стояли на палубе, когда я заметила на противоположном берегу очень красивую аллею, трактир, несколько раскидистых вязов, речку и пруд. Я даже вскрикнула:
— Ой, взгляните! Здесь всюду Констебли, куда ни посмотри. На каждом шагу Констебли!
Все так и замерли, а один просто остолбенел, но кто, не знаю, так как все стояли неподвижно. Потом доктор с лёгким удивлением спросил: «Вы говорите о полицейских, миссис Аллейн? Где они? Я никого не вижу». Тогда я объяснила, что я имела в виду, и он рассмеялся впервые за время поездки. Поллок изумлённо вытаращил на меня глаза, а Кэли Бард сказал, что уж подумал было, не пришло ли ему время расплачиваться за грехи. Мистер Лазенби нашёл это недоразумение весьма забавным, Хьюсоны так и остались в недоумении. Я до сих пор не знаю, кто из них (может, это был не один человек, а больше) так испуганно затих, а главное, мне почему-то взбрело в голову, что моё объяснение расстроило кого-то ещё больше, чем мой возглас. К тому же меня преследует ощущение, что вокруг меня развёртывается какой-то спектакль...

В детективе героиня, любуясь романтичным пейзажем, вспомнила о британском художнике Джоне Ко́нстебле, а преступник испугался.

Джон Констебл на картине Дэниела Гарднера, 1796 год
Джон Констебл на картине Дэниела Гарднера, 1796 год

Джон Ко́нстебл был художником-романтиком, певцом скромной родной английской природы. Своими пейзажами он прославил местность близ его дома - Дедхэм Вэйл, которое с тех пор называют "Край Ко́нстебла". Подход Констебла к пленэрной живописи был более глубоким, проникновенным, чем у других художников. Как и они, он сначала писал подготовительные этюды на открытом воздухе, но он старался и закончить картину на природе, с натуры.

А сделать это было ох как непросто. У нас сейчас есть этюдники, удобные герметичные маслёнки и, самое главное, у нас есть краска в тюбиках. А на рубеже 18-19 веков тюбиков ещё не было. Приготовленные заранее масляные краски хранились в мешочках из кожи или свиного мочевого пузыря, при необходимости их прокалывали булавкой и выдавливали на палитру порцию краски.

Слева горшочек с краской, справа - мешочек из кожи
Слева горшочек с краской, справа - мешочек из кожи

Писать небольшие этюды в таких условиях было возможно, а вот заканчивать картину больших размеров было делом весьма трудоемким.

Джон Гофф Ренд (1801 - 1873) - художник портретист, 11 сентября 1841 года запатентовал металлическую тубу как "усовершенствованный сосуд для хранения краски".
Покажу вам тогда и сам патент, это было грандиозное изобретение, оно вывело занятие живописью на совершенно другой уровень.
Покажу вам тогда и сам патент, это было грандиозное изобретение, оно вывело занятие живописью на совершенно другой уровень.

Я думаю, именно с этого момента, когда краски стали доступны любому желающему, стали продаваться в готовом виде в такой практичной упаковке - живопись перешла из разряда ремесла в разряд хобби.

А картина Ко́нстебла с изображением моста Ватерлоо, насыщенная деталями и красками городской жизни, резко контрастирует с тихими сельскими пейзажами, которыми он более известен и прославился, этим она вдвойне интересна:

Ещё раз она до реставрации
Ещё раз она до реставрации

Интересна то интересна, но до реставрации мало что можно было разглядеть! И сейчас будет "двухминутка ненависти", на которой я вам, друзья, расскажу про потемневший и пожелтевший, утративший прозрачность старый лак.☺️

Эта, самая большая из известных картин Констебла, имеет очень внушительные размеры -148 х 243,2 см, то есть полтора на два с половиной метра. Она никогда не выставлялась при его жизни. Этой картины нет в Википедии и крупных каталогах.

На первом этапе, как всегда, визуальный осмотр и изучение состояния сохранности
На первом этапе, как всегда, визуальный осмотр и изучение состояния сохранности

"Открытие моста Ватерлоо" хранилась в мастерской художника до конца его жизни. Потом она была продана с аукциона и сменила нескольких владельцев. Потом она была куплена леди Карой Фэйрхейвен, и передана ее сыну Урбану Хаттлстону Бротону, лорду Фэрхейвену из аббатства Англси, коллекционеру и знатоку живописи. Он выставил ее в библиотеке аббатства Англси (Anglesey Abbey), где она с тех пор и находится. Картина находится в частной коллекции, и её рентген просто "кричит" об этом.

-7

Великолепный подрамник с тройной крестовиной идеально соответствует размеру авторского холста, на месте все клинья, безупречная равномерная натяжка картины по периметру... Мда. Вот что значит заботливые хозяйские руки!

А портрет слева вам уже знаком
А портрет слева вам уже знаком

(О портрете у меня на канале была статья - "Рентген картины - вас ждёт открытие!" )

За работу взялись реставраторы из Студии консервации "Royal Oak Foundation" Национального фонда в Ноуле, Кент. Она была отреставрирована и приведена в порядок, предстала перед зрителями в своём истинном виде, максимально приближенном к авторскому замыслу.

Увеличивайте, зелёной стрелкой я отметила пробу на удаление лака
Увеличивайте, зелёной стрелкой я отметила пробу на удаление лака

На работу реставраторам потребовалось более 270-ти часов.

"Высадка Георга IV из Уайтхолла: открытие моста Ватерлоо, 1817 года" посвящена открытию моста Ватерлоо и второй годовщине битвы при Ватерлоо 18 июня 1817 года, событию, отмечаемому с огромной помпой и эффектной церемонией.

Раскрытие началось с правой стороны от кромки
Раскрытие началось с правой стороны от кромки

Констебл попытался передать этот момент в целой серии рисунков и зарисовок маслом, начиная с 1819 года. Он переехал из Саффолка в Лондон в 1817 году и, по-видимому, стал свидетелем празднования, но прошло еще два года, прежде чем ему пришла в голову идея запечатлеть это событие на холсте.

Картина в процессе расчистки
Картина в процессе расчистки

Констебл, убежденный роялист, стремился сохранить в красках для потомков важное историческое событие. Он изобразил момент, когда принц-регент собирается сесть на королевскую баржу у лестницы Уайтхолла.

Какое небо голубое...
Какое небо голубое...

Открылось сочетание темного переднего плана, высокой точки обзора и моста вдалеке со сгущающимися над ним облаками. Ближе к центру моста клуб дыма указывает на залп салюта - белого цвета, как полагается. 

Самая деликатная расчистка проводится миниатюрными инструментами
Самая деликатная расчистка проводится миниатюрными инструментами

Глазные скальпели, тонкие шильца помогают при расчистке удалять лак из углублений фактуры красочного слоя.

-14

Теперь, когда открыты мельчайшие детали композиции, можно рассмотреть, как выглядела набережная Темзы двести лет назад, без викторианской застройки.

Коллаж до/после по просьбам читателей
Коллаж до/после по просьбам читателей

Сара Мейси, старший специалист по реставрации картин в Национальном фонде, сказала: "Сначала были проведены пробные работы, которые показали, что эта картина очень хорошо реагирует на удаление лака, но было особенно приятно видеть результат раскрытия".

Подготовка к монтажу рамы... Какой колорит!!!
Подготовка к монтажу рамы... Какой колорит!!!

Что интересно! Картина висит в библиотеке аббатства, где шкафы и полки сделаны из древесины, собранной из свай оригинального моста Ватерлоо после его демонтажа в середине 20-го века.

Картина возвращена на место в библиотеку аббатства Англси
Картина возвращена на место в библиотеку аббатства Англси

Друзья, в конце предлагаю желающим посмотреть небольшое видео, которое коллеги предоставили в общий доступ на Ютубе. Обратите внимание, как легко, впрокатку, удаляется старый лак. Реставратор, перемещая ватный тампон на черенке круговыми движениями, одновременно прокатывает его в пальцах вперед-назад, чтобы избежать трения.

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, реставрации, истории и искусству! Ваша подписка на канал добавит мне вдохновения создавать новые статьи и видео.

-18