Вот такое детективное название у сегодняшней статьи.
Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!
Расскажу вам, как всегда, о реставрации картины и её чудесном преображении, а если конкретнее, о её раскрытии.
А название статьи было навеяно воспоминанием о прочитанном когда-то детективе великолепной британской писательницы Найо Марш - "На каждом шагу констебли":
Мы все стояли на палубе, когда я заметила на противоположном берегу очень красивую аллею, трактир, несколько раскидистых вязов, речку и пруд. Я даже вскрикнула:
— Ой, взгляните! Здесь всюду Констебли, куда ни посмотри. На каждом шагу Констебли!
Все так и замерли, а один просто остолбенел, но кто, не знаю, так как все стояли неподвижно. Потом доктор с лёгким удивлением спросил: «Вы говорите о полицейских, миссис Аллейн? Где они? Я никого не вижу». Тогда я объяснила, что я имела в виду, и он рассмеялся впервые за время поездки. Поллок изумлённо вытаращил на меня глаза, а Кэли Бард сказал, что уж подумал было, не пришло ли ему время расплачиваться за грехи. Мистер Лазенби нашёл это недоразумение весьма забавным, Хьюсоны так и остались в недоумении. Я до сих пор не знаю, кто из них (может, это был не один человек, а больше) так испуганно затих, а главное, мне почему-то взбрело в голову, что моё объяснение расстроило кого-то ещё больше, чем мой возглас. К тому же меня преследует ощущение, что вокруг меня развёртывается какой-то спектакль...
В детективе героиня, любуясь романтичным пейзажем, вспомнила о британском художнике Джоне Ко́нстебле, а преступник испугался.
Джон Ко́нстебл был художником-романтиком, певцом скромной родной английской природы. Своими пейзажами он прославил местность близ его дома - Дедхэм Вэйл, которое с тех пор называют "Край Ко́нстебла". Подход Констебла к пленэрной живописи был более глубоким, проникновенным, чем у других художников. Как и они, он сначала писал подготовительные этюды на открытом воздухе, но он старался и закончить картину на природе, с натуры.
А сделать это было ох как непросто. У нас сейчас есть этюдники, удобные герметичные маслёнки и, самое главное, у нас есть краска в тюбиках. А на рубеже 18-19 веков тюбиков ещё не было. Приготовленные заранее масляные краски хранились в мешочках из кожи или свиного мочевого пузыря, при необходимости их прокалывали булавкой и выдавливали на палитру порцию краски.
Писать небольшие этюды в таких условиях было возможно, а вот заканчивать картину больших размеров было делом весьма трудоемким.
Джон Гофф Ренд (1801 - 1873) - художник портретист, 11 сентября 1841 года запатентовал металлическую тубу как "усовершенствованный сосуд для хранения краски".
Я думаю, именно с этого момента, когда краски стали доступны любому желающему, стали продаваться в готовом виде в такой практичной упаковке - живопись перешла из разряда ремесла в разряд хобби.
А картина Ко́нстебла с изображением моста Ватерлоо, насыщенная деталями и красками городской жизни, резко контрастирует с тихими сельскими пейзажами, которыми он более известен и прославился, этим она вдвойне интересна:
Интересна то интересна, но до реставрации мало что можно было разглядеть! И сейчас будет "двухминутка ненависти", на которой я вам, друзья, расскажу про потемневший и пожелтевший, утративший прозрачность старый лак.☺️
Эта, самая большая из известных картин Констебла, имеет очень внушительные размеры -148 х 243,2 см, то есть полтора на два с половиной метра. Она никогда не выставлялась при его жизни. Этой картины нет в Википедии и крупных каталогах.
"Открытие моста Ватерлоо" хранилась в мастерской художника до конца его жизни. Потом она была продана с аукциона и сменила нескольких владельцев. Потом она была куплена леди Карой Фэйрхейвен, и передана ее сыну Урбану Хаттлстону Бротону, лорду Фэрхейвену из аббатства Англси, коллекционеру и знатоку живописи. Он выставил ее в библиотеке аббатства Англси (Anglesey Abbey), где она с тех пор и находится. Картина находится в частной коллекции, и её рентген просто "кричит" об этом.
Великолепный подрамник с тройной крестовиной идеально соответствует размеру авторского холста, на месте все клинья, безупречная равномерная натяжка картины по периметру... Мда. Вот что значит заботливые хозяйские руки!
(О портрете у меня на канале была статья - "Рентген картины - вас ждёт открытие!" )
За работу взялись реставраторы из Студии консервации "Royal Oak Foundation" Национального фонда в Ноуле, Кент. Она была отреставрирована и приведена в порядок, предстала перед зрителями в своём истинном виде, максимально приближенном к авторскому замыслу.
На работу реставраторам потребовалось более 270-ти часов.
"Высадка Георга IV из Уайтхолла: открытие моста Ватерлоо, 1817 года" посвящена открытию моста Ватерлоо и второй годовщине битвы при Ватерлоо 18 июня 1817 года, событию, отмечаемому с огромной помпой и эффектной церемонией.
Констебл попытался передать этот момент в целой серии рисунков и зарисовок маслом, начиная с 1819 года. Он переехал из Саффолка в Лондон в 1817 году и, по-видимому, стал свидетелем празднования, но прошло еще два года, прежде чем ему пришла в голову идея запечатлеть это событие на холсте.
Констебл, убежденный роялист, стремился сохранить в красках для потомков важное историческое событие. Он изобразил момент, когда принц-регент собирается сесть на королевскую баржу у лестницы Уайтхолла.
Открылось сочетание темного переднего плана, высокой точки обзора и моста вдалеке со сгущающимися над ним облаками. Ближе к центру моста клуб дыма указывает на залп салюта - белого цвета, как полагается.
Глазные скальпели, тонкие шильца помогают при расчистке удалять лак из углублений фактуры красочного слоя.
Теперь, когда открыты мельчайшие детали композиции, можно рассмотреть, как выглядела набережная Темзы двести лет назад, без викторианской застройки.
Сара Мейси, старший специалист по реставрации картин в Национальном фонде, сказала: "Сначала были проведены пробные работы, которые показали, что эта картина очень хорошо реагирует на удаление лака, но было особенно приятно видеть результат раскрытия".
Что интересно! Картина висит в библиотеке аббатства, где шкафы и полки сделаны из древесины, собранной из свай оригинального моста Ватерлоо после его демонтажа в середине 20-го века.
Друзья, в конце предлагаю желающим посмотреть небольшое видео, которое коллеги предоставили в общий доступ на Ютубе. Обратите внимание, как легко, впрокатку, удаляется старый лак. Реставратор, перемещая ватный тампон на черенке круговыми движениями, одновременно прокатывает его в пальцах вперед-назад, чтобы избежать трения.
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, реставрации, истории и искусству! Ваша подписка на канал добавит мне вдохновения создавать новые статьи и видео.