Найти в Дзене

Ода узамбарской фиалке 4. О сортах и спортах.

Кто-то (кажется, это был В. Н. Калгин) назвал узамбарскую фиалку королевой мутаций. Именно это меня в ней и восхищает, как я уже неоднократно писала. Мутации фиалок порождают множество спортов. Так называют случайные генетические отклонения от сортов. Из-за повышенной склонности к мутациям, получается, что отнесение этих растений к сортам тоже весьма условно. (И еще раз отмечу, что не нужно критиковать селекционеров в том, что они выводят нестабильные сорта фиалок). Мутационная изменчивость возникает у отдельных растений и носит непредсказуемый характер – изменения могут коснуться формы и окраски как цветов, так и листьев. Они могут быть относительно устойчивыми (могут давать начало новому сорту) и неустойчивыми. Бывали у меня в руках растения, у которых, что ни детка, то новая форма)) Но спорт – это не всегда мутация! Цветоводы часто задают вопрос: может ли спорт при размножении снова дать исходный сорт? Строго говоря, не может, если у него произошли изменения на уровне ДНК. Однако, н
Arctic Frost
Arctic Frost

Кто-то (кажется, это был В. Н. Калгин) назвал узамбарскую фиалку королевой мутаций. Именно это меня в ней и восхищает, как я уже неоднократно писала.

Мутации фиалок порождают множество спортов. Так называют случайные генетические отклонения от сортов. Из-за повышенной склонности к мутациям, получается, что отнесение этих растений к сортам тоже весьма условно. (И еще раз отмечу, что не нужно критиковать селекционеров в том, что они выводят нестабильные сорта фиалок).

Мутационная изменчивость возникает у отдельных растений и носит непредсказуемый характер – изменения могут коснуться формы и окраски как цветов, так и листьев. Они могут быть относительно устойчивыми (могут давать начало новому сорту) и неустойчивыми. Бывали у меня в руках растения, у которых, что ни детка, то новая форма))

Но спорт – это не всегда мутация! Цветоводы часто задают вопрос: может ли спорт при размножении снова дать исходный сорт? Строго говоря, не может, если у него произошли изменения на уровне ДНК. Однако, на практике иногда случается, что детки некоторых спортов выглядят фактически как исходный сорт. Тут могут быть 2 варианта – либо получается растение очень похожее на сорт, но все же не ДНК-идентичное. Либо спорт произошел не в результате изменение в структуре ДНК, а в результате изменения их химерности. Растения-химеры – это растения, состоящие из тканей с несколькимии различными геномами.

Собственно, все вариегатные растения – это не что иное, как биологические химеры, состоящие из клеток с нормальным генетическим составом и мутантных клеток, утративших способность синтезировать хлорофилл (светлые участки). Действительно, растение-химера возникает из-за спонтанной мутации соматических клеток. Но здесь получается, что не весь организм мутировал, а только часть его. И последующие спорты представляют собой различные виды химерности. А химерность бывает

- мозаичная – ткани с разным геномом смешаны и образуют тонкую мозаику,

- секториальная – та же мозаика, но более крупными участками,

- периклинальная – ткани расположены слоями друг над другом,

- мериклинальная – смесь мозаичных и периклинальных участков.

Обычно фиалки называют химерами, когда у них имеется четкая полоса на листьях или цветах, то есть это периклинальная химерность (или химеризм?). Но если клетки теряют послойное распределение и комбинируются по-другому, растение не перестает быть химерой.

Поясню ситуацию на примере сорта фиалки Arctic Frost.

Когда-то из теплиц селекционеров Сидни и Пола Сорано вышел крупноцветковый сорт Arctic Frost, белый с отдельными фрагментами синего на чисто белом фоне,

Мой Arctic Frost
Мой Arctic Frost
Иногда мой Arctic Frost расцветал таким
Иногда мой Arctic Frost расцветал таким
Иногда таким
Иногда таким

а потом его спорт – Lyon’s Spectacular с такими же крупными, но бело-голубыми цветами. А потом еще Lyon’s Spectacular Blue – устойчивый спорт от Lyon’s Spectacular с темными листьями и насыщенно-синими цветами.

Мой Lyon’s Spectacular Blue
Мой Lyon’s Spectacular Blue

Цветоводы часто жалуются, что Arctic Frost и Lyon’s Spectacular затемняются и при размножении листом плохо передает окраску, вырастают многочисленные спорты. И у меня в разное время были все 3 сорта, но ни один не удалось сохранить в первозданном виде. У всех трех окраска гуляла в разные стороны. Старые экземпляры заплывали синим, а детки из листьев получались такими, что и не определишь по фото, к какому сорту они относятся.

В очередной раз выращивая деток от Lyon’s Spectacular Blue я заприметила самую светлую. Она с самого начала отличалась салатовым цветом листочков, такой и выросла. И расцвела чисто белым.

Белый спорт от Lyon’s Spectacular Blue, анфас
Белый спорт от Lyon’s Spectacular Blue, анфас
Белый спорт от Lyon’s Spectacular Blue, профиль
Белый спорт от Lyon’s Spectacular Blue, профиль

Но через несколько цветений на одном листе розетки я заметила более темное пятно. А на белом цветке синюю точку.

-8

-9

Потом появился такой цветок

Спорт Lyon's Spectacular Blue
Спорт Lyon's Spectacular Blue

А потом мой белоснежный спорт от Lyon's Spectacular Blue и вовсе превратился … нет, не в Lyon's Spectacular, как мне бы хотелось, а фактически в Arctic Frost.

Дальнейшая матаморфоза спорта Lyon's Spectacular Blue
Дальнейшая матаморфоза спорта Lyon's Spectacular Blue

А еще существует химерный спорт от Arctic Frost - сорт Jenny's Delight, официально зарегистрированный K.Volling. Фото можно нагуглить на просторах интернета. Не правда ли, этот цветок моего изменчивого спорта Lyon's Spectacular Blue на него весьма похож?

Из всего этого следует, что фиалки Arctic Frost, Lyon’s Spectacular, Lyon's Spectacular Blue и Jenny's Delight – это разные вариации химерного организма, состоящего из 2 типов клеток, принадлежащих условно «белому» и «синему» индивидам и передающихся потомству в разных комбинациях. И, хотя они и спорты друг другу, но вряд ли у них есть какие-то изменения на уровне ДНК. Во всяком случае, ничего на это не указывает.