Начали изучать новую для себя область? Возьмите максимум от процесса через научный подход к чтению, используемый академиками по всему миру.
У нас нет времени читать все, что мы хотим, и один из способов сделать чтение более комфортным - читать с разным уровнем вовлеченности. Например, приступая к исследовательскому проекту, читайте медленно; каждая статья требует большого внимания, поскольку концепции новые, а выводы, возможно, неожиданные. Позже скорость чтения возрастет.
По мере накопления знаний вы, возможно, станете больше сканировать текст и читать его в поисках подтверждающих фактов, хотя и сохраняя уверенность в том, что в нем может быть что-то неожиданное. Уровень внимания к работе также может различаться в зависимости от типа текста. Например, теоретическая статья или книга, в которой излагаются концепции, имеющие решающее значение для вашего исследования, должна читаться медленно. В отличие от них, практические статьи, достаточно пролистать после ознакомления с аннотацией и основными выводами.
Чтение утомляет. У всех читателей бывают периоды, когда они расшифровывают слова на странице, но ничего толком не воспринимают. Чтобы смягчить это, многие курсы по развитию академических навыков рекомендуют использовать версию подхода ИВЧПО: Исследование, Вопросы, Чтение, Повторение и Обзор. (По-английски он называется SQ3R).
Как это работает?
- Изучите текст. Имеет ли он отношение к делу? Просканируйте, скажем, содержание и выводы, чтобы понять, стоит ли тратить время на дальнейшее чтение.
- Задайте вопросы по тексту. Например, "Что эта статья говорит о возможностях, которые открывают (ваша новая область\ниша)?” "Почему так много людей бросают (ваша новая область\ниша)?” "Какие теоретические основы используются, если они вообще есть?". Конечно, в процессе чтения могут возникнуть и другие вопросы, но это неважно: задавать вопросы - значит стать активным читателем, а не отбрасывать то, что вы не ожидали увидеть.
- Начните читать текст, концентрируя внимание на определенных отрывках и пропуская или поверхностно пробегая другие.
- Вспоминайте и повторяйте по ходу чтения. Например, после завершения раздела перескажите все, что сможете вспомнить, и сделайте пометки. То, что вы читаете пассивно, закрепляется только в кратковременной памяти, вам нужно активно вспоминать текст, чтобы создать более прочную связь в вашем сознании.
- Проанализируйте прочитанное. Здесь вам нужно отвлечься от деталей текста и понять, получены ли ответы на ваши вопросы из п.2. На этом этапе вы можете задать дополнительные, более рефлексивные вопросы, такие как "Согласен ли я в основном с приведенными здесь аргументами или нет?" "Обоснована ли методика?" "Я могу использовать эту статью на практике?” "Как она соотносится с тем, что я уже знаю в этой области?" "Может ли она послужить моделью для моего собственного подхода к данной области или нише?”
Бонус - вы также можете вести блог о прочитанном - это может быть закрытый блог, содержащий заметки, которые помогут вам вспомнить ключевые события в вашем обучении, или открытый блог, дающий возможность связаться с единомышленниками.
Или же напишите что-нибудь в своих соцсетях - быструю похвалу или недовольство по поводу конкретной работы на данную тему. Подход ИВЧПО может показаться довольно трудоемким, и многие предпочитают одношаговый подход к чтению, когда чтение, пометки и размышление на тему выполняются одновременно. Однако отношение к чтению как к неодноразовому процессу может быть очень полезным для снятия усталости или скуки от чтения.
Конечно, чтение всегда будет требовать от вас внимания, поэтому делайте перерывы, читайте медленно, когда это необходимо, и давайте себе возможность как следует обдумать прочитанное. Вы можете быстро составить внушительный список литературы, читая одну-две статьи (или главы книги) по теме в день. Если вы будете относиться к чтению как к рутинной работе и прочитывать большое количество текстов, которые вы лишь поверхностно прочли и мало что запомнили и поняли, пользы будет мало.
Хотите такую же полноразмерную версию графического органайзера для ИВЧПО (в трех цветах, в том числе для Ч\Б-принтеров)? Пишите об этом в комментариях ⤵️⤵️⤵️