Капова пещера в заповеднике Шульган-таш, пещера Игнатьевская, Сикияз-Тамакский и Серпиевские пещерные системы уже давно сыскали свою славу и популярность среди туристов. Посмотреть на древние рисунки и восхититься масштабами природных подземелий на Южный Урал ежегодно приезжает множество туристов. Однако мало кто знает, что несколько тысячелетий лет назад южноуральские пещеры использовались в качестве святилищ, связанных с культом смерти и загробным миром, что подтверждается археологическими находками. Уникальные артефакты древности позволяют взглянуть на всем известные туристические достопримечательности с новой стороны. О том какие тайны скрываются в подземельях - в материале на странице нашего блога!
Свою известность Капова пещера получила благодаря уникальным наскальным рисункам эпохи палеолита, изображения были нанесены на поверхность пещеры специальной краской - красной охрой, впитавшейся в камень на века. Датированы древние рисунки возрастом в 13-15 тысяч лет, так что мы имеем дело с одним из старейших образцов пещерного творчества, сохранившегося до наших дней не только на Урале и в России, но и в мире. Учеными были обнаружены здесь порядка ста семидесяти наскальных рисунков, среди которых древние художники изобразили мамонтов, лошадей, верблюдов.
Впрочем, люди посещали пещеру не только ради того, чтобы нарисовать зверей или танец шамана. Спустя почти 10 000 лет с момента того, как в пещере стали появляться первые рисунки, залы подземных дворцов облюбовали представителей иных, более жутких культов. В Купольном зале Каповой пещеры регулярно проводились некие обряды с использованием крайне жутких артефактов, а именно человеческих черепов. Все находи были датированы возрастом порядка 3 тысяч лет. Однако это далеко не единственная находка костных останков в Купольном зале пещеры. Первые экземпляры подобных артефактов датируются XVIII и XIX вв. Так в 1760 году здесь же был найден мумифицированный человеческий череп, а в 1896 году - были найдены вросшие в кальцитовые натеки остатки ещё одного черепа. Уже в нашем тысячелетии, в 2008 году, спелеологами был обнаружен ещё один загадочный артефакт - практически идеально сохранившийся женский чepeп, принадлежавший молодой девушке.
Сопоставив месторасположения находок костей с местом обнаружения других археологических артефактов, ученые пришли к выводу, что в древности пещера исполняла роль некого святилища, с алтарными зонами, где и проходили мистические обряды. Черепа же служили как атрибутика непосредственно связанная с процессом и выставлялись по периметру зала. К примеру, археологам удалось отыскать череп обработанный в форме чаши и, судя по всему, продолжительное время использовавшийся в качестве риутального сосуда или черпака.
В статье "Святилище с человеческими останками в пещере Шульган-таш (Каповой)" (Котов В.Г., Савельев Н.С., 2021, Уфимский археологический вестник. Т.21, №2), говорится о том, что обряды в Каповой пещере проходили на рубеже двух эпох: бронзового и раннего железного века.
Капова пещера не стала исключением и подобное святилище было обнаружено и в другой крупной южноуральской пещере, также известной своими наскальными рисунками - Игнатьевской (Челябинская обл). О том, что здесь располагалось древнее святилище описывал ещё в XVIII веке путешественник и естествоиспытатель П.С. Паллас.
В своих трудах ученый указал, что ему удалось обнаружить несколько алтарных комплексов из черепов детей и животных. Позже исследования Палласа были продолжены, а находки были датированы IV - III тыс. до н. э.
Проанализировав материалы из народного фольклора Башкортостана, уфимские археологи Котов В.Г., и Савельев Н.С. предположили, что некоторая часть архетипов из числа демонических персонажей могла быть некоторым образом связана с отголосками древних кровожадных культов, проходивших в местных пещерах. Связаны такие сюжеты в первую очередь с интерпретацией противостояния героя своему антипода в виде борьбы добра против сил олицетворяющих тьму, зло и смерть. К примеру, в главных башкирских народных эпосах "Урал-батыр" и "Акбузат", Капова пещера и озеро Шульган (водоём располагает при входе в пещеру) представлены в качестве центра потустороннего мира, населенного представителями "мира мертвых" и являются обителью зла, местом обитания одного из центральных демонических персонажей- хозяина подземного мира Шульгана. Также в текстах данных эпосов есть сцены человеческих жертвоприношений. К примеру, в эпосе "Акбузат" молодых девушек бросали в это же озеро, на дне которого, согласно мифу, обитал хан Шульган. Возможно, что данный сюжет появился не на пустом месте. Страшные находки со времён древних культов, которые могли быть обнаружены в недрах пещеры, стали причиной формирования мифа о том, что темные и без того страшные подземелья на деле представляют собой некий аналог загробного мира. |Т.У.|
Подпишитесь на наш канал!
Обязательно подпишитесь на наш канал! Нажимайте "палец вверх" и делитесь материалами с друзьями из социальных сетей