Найти тему
Таинственный Урал

Древние пещерные святилища Южного Урала: алтари, чepeпа и наскальные рисунки

Капова пещера в заповеднике Шульган-таш, пещера Игнатьевская, Сикияз-Тамакский и Серпиевские пещерные системы уже давно сыскали свою славу и популярность среди туристов. Посмотреть на древние рисунки и восхититься масштабами природных подземелий на Южный Урал ежегодно приезжает множество туристов. Однако мало кто знает, что несколько тысячелетий лет назад южноуральские пещеры использовались в качестве святилищ, связанных с культом смерти и загробным миром, что подтверждается археологическими находками. Уникальные артефакты древности позволяют взглянуть на всем известные туристические достопримечательности с новой стороны. О том какие тайны скрываются в подземельях - в материале на странице нашего блога!

-2
-3
-4

Свою известность Капова пещера получила благодаря уникальным наскальным рисункам эпохи палеолита, изображения были нанесены на поверхность пещеры специальной краской - красной охрой, впитавшейся в камень на века. Датированы древние рисунки возрастом в 13-15 тысяч лет, так что мы имеем дело с одним из старейших образцов пещерного творчества, сохранившегося до наших дней не только на Урале и в России, но и в мире. Учеными были обнаружены здесь порядка ста семидесяти наскальных рисунков, среди которых древние художники изобразили мамонтов, лошадей, верблюдов.

-5

Впрочем, люди посещали пещеру не только ради того, чтобы нарисовать зверей или танец шамана. Спустя почти 10 000 лет с момента того, как в пещере стали появляться первые рисунки, залы подземных дворцов облюбовали представителей иных, более жутких культов. В Купольном зале Каповой пещеры регулярно проводились некие обряды с использованием крайне жутких артефактов, а именно человеческих черепов. Все находи были датированы возрастом порядка 3 тысяч лет. Однако это далеко не единственная находка костных останков в Купольном зале пещеры. Первые экземпляры подобных артефактов датируются XVIII и XIX вв. Так в 1760 году здесь же был найден мумифицированный человеческий череп, а в 1896 году - были найдены вросшие в кальцитовые натеки остатки ещё одного черепа. Уже в нашем тысячелетии, в 2008 году, спелеологами был обнаружен ещё один загадочный артефакт - практически идеально сохранившийся женский чepeп, принадлежавший молодой девушке.

-6

Сопоставив месторасположения находок костей с местом обнаружения других археологических артефактов, ученые пришли к выводу, что в древности пещера исполняла роль некого святилища, с алтарными зонами, где и проходили мистические обряды. Черепа же служили как атрибутика непосредственно связанная с процессом и выставлялись по периметру зала. К примеру, археологам удалось отыскать череп обработанный в форме чаши и, судя по всему, продолжительное время использовавшийся в качестве риутального сосуда или черпака.

Источник: "Святилище с человеческими останками в пещере Шульган-таш (Каповой)" (Котов В.Г., Савельев Н.С., 2021, Уфимский археологический вестник. Т.21, №2
Источник: "Святилище с человеческими останками в пещере Шульган-таш (Каповой)" (Котов В.Г., Савельев Н.С., 2021, Уфимский археологический вестник. Т.21, №2

В статье "Святилище с человеческими останками в пещере Шульган-таш (Каповой)" (Котов В.Г., Савельев Н.С., 2021, Уфимский археологический вестник. Т.21, №2), говорится о том, что обряды в Каповой пещере проходили на рубеже двух эпох: бронзового и раннего железного века.

-8

Капова пещера не стала исключением и подобное святилище было обнаружено и в другой крупной южноуральской пещере, также известной своими наскальными рисунками - Игнатьевской (Челябинская обл). О том, что здесь располагалось древнее святилище описывал ещё в XVIII веке путешественник и естествоиспытатель П.С. Паллас.

Вход в Игнатьевскую пещеру (Челябинская обл)
Вход в Игнатьевскую пещеру (Челябинская обл)

В своих трудах ученый указал, что ему удалось обнаружить несколько алтарных комплексов из черепов детей и животных. Позже исследования Палласа были продолжены, а находки были датированы IV - III тыс. до н. э.

Таинственное озеро Шульган (вход в Капову пещеру)
Таинственное озеро Шульган (вход в Капову пещеру)

Проанализировав материалы из народного фольклора Башкортостана, уфимские археологи Котов В.Г., и Савельев Н.С. предположили, что некоторая часть архетипов из числа демонических персонажей могла быть некоторым образом связана с отголосками древних кровожадных культов, проходивших в местных пещерах. Связаны такие сюжеты в первую очередь с интерпретацией противостояния героя своему антипода в виде борьбы добра против сил олицетворяющих тьму, зло и смерть. К примеру, в главных башкирских народных эпосах "Урал-батыр" и "Акбузат", Капова пещера и озеро Шульган (водоём располагает при входе в пещеру) представлены в качестве центра потустороннего мира, населенного представителями "мира мертвых" и являются обителью зла, местом обитания одного из центральных демонических персонажей- хозяина подземного мира Шульгана. Также в текстах данных эпосов есть сцены человеческих жертвоприношений. К примеру, в эпосе "Акбузат" молодых девушек бросали в это же озеро, на дне которого, согласно мифу, обитал хан Шульган. Возможно, что данный сюжет появился не на пустом месте. Страшные находки со времён древних культов, которые могли быть обнаружены в недрах пещеры, стали причиной формирования мифа о том, что темные и без того страшные подземелья на деле представляют собой некий аналог загробного мира. |Т.У.|

Подпишитесь на наш канал!

Обязательно подпишитесь на наш канал! Нажимайте "палец вверх" и делитесь материалами с друзьями из социальных сетей