Найти тему
Sci

Тайное навигационное устройство содержит скрытую подсказку, раскрывающую его происхождение

Чарльз О'Рир/Getty Images
Чарльз О'Рир/Getty Images

Астролябии служат двум целям. Во-первых, они полезны как астрономический инструмент, особенно для определения широты корабля. Но во-вторых, они сами по себе являются произведениями искусства.

Помимо необходимости быть точным, многие из них красивы. Они даже наблюдают возрождение популярности, поскольку коллекционеры ценят даже те изделия, которые изготовлены с помощью современных производственных процессов, из-за их эстетической привлекательности.

Теперь к их использованию добавляется новая статья — возможность самостоятельной ссылки отмечать, в каком году они были созданы, по образцам звезд, на которые они ссылаются.

Эммануэль Даву — профессиональный астроном обсерватории Юг-Пиренеи в Тулузе, Франция. Он также в некотором роде историк-любитель. В статье, недавно опубликованной на arXiv, он анализирует положение звезд с точки зрения указателей на астролябии, расположенной в Музее драгоценных искусств Поля-Дюпюи, также в Тулузе.

Создание астролябии — сложный процесс, требующий изготовления нескольких частей с загадочными названиями, таких как «rete», которая «представляет собой плоскую проекцию небесной сферы», и «mater», не имеющая отношения к анимационному персонажу Диснея. а диск с градуировкой на обратной стороне, позволяющей пользователю определить высоту звезды над горизонтом.

Но, возможно, самое главное, у астролябий есть «указатели», которые, если их поместить на небо, будут отображать положение определенного набора звезд. В астролябии, которую изучал доктор Даву, их 34, хотя ни одна из них не названа.

Решение понять, что такое звезды на концах указателей, может показаться простым — держите астролябию в разных местах неба, пока все 34 указателя не укажут на что-нибудь (и на Полярную звезду, которая должна располагаться в центре сетки). .

Однако, несмотря на то, что звезды, казалось бы, остаются неподвижными в ночном небе, звезды движутся в течение длительных периодов времени – например, в течение столетий.

Это медленное, дрейфующее движение — то, что доктор Даву использовал для датировки астролябии. Поскольку астролябия не была явно изготовлена ​​монахами-доминиканцами, которые ее изготовили, и ни одна из звезд на концах указателей не была названа, пришло время применить современные технологии.

Астролябия Жана Фузориса, сделанная в Париже, 1400 г. ( Sage Ross/Wikimedia commons/CC BY-SA 3.0)
Астролябия Жана Фузориса, сделанная в Париже, 1400 г. ( Sage Ross/Wikimedia commons/CC BY-SA 3.0)

Доктор Даву сфотографировал сеть и попытался определить координаты каждого из 34 указателей. Затем он сопоставил звездный каталог, показывающий положение всех опорных звезд, используемых на других известных латинских астролябиях, и попытался найти схему, наиболее близкую к тому, что было видно на сетчатке той, которую он изучал. Для дополнительного уровня контроля он ограничил поиск между 1400 и 1700 годами со ступенчатой ​​функцией в 50 лет и только по дате равноденствия каждого года.

Он обнаружил, что равноденствие 1550 года было наиболее близким к тому, чтобы референтные звезды находились вблизи концов указателей тулузской астролябии. Оно не совсем точно совпадало, но, вероятно, было достаточно близко, чтобы помочь монахам, для которых оно изначально было разработано.

Это историческое расследование с использованием астрономии показывает, как междисциплинарные исследования могут принести неожиданные плоды, даже если эти плоды так же просты, как понимание того, когда был построен объект, который сейчас представляет собой всего лишь впечатляющий музейный экспонат.