Найти тему
SCRIPT DOCTOR ОСОКИН

«Открывающиеся девы», дракон Хумбаба и другие странные фигуры из истории религии

Рождество в этом году совпало с новыми успехами христианства в самых северных широтах нашей планеты. В России открылся самый большой храм в Заполярье. Это Кафедральный Преображенский собор, построенный в Салехарде, столице Ямало-Ненецкого автономного округа. Службы в соборе начались с утренней литургии 7 января. 

Возможно, другим гигантским символом современного христианства в отдаленных российских регионах станет реализация давно озвученного плана установить огромную статую Иисуса Христа на сопке Крестовая на Дальнем Востоке. Писали, что в постаменте разместят лекционные и выставочные залы. 

В местных соцсетях такую идею постамента, да и саму предлагаемую фигуру Христа стали называть довольно странной. Но это еще далеко не самый странный проект, если вспомнить, какие композиции с Иисусом создавались в средние века. Вот тогда религиозная фантазия действительно рождала очень необычные образы. 

Например, с XII века по всей Европе распростанились так называемые «открывающиеся Девы» (Vierges Ouvrantes). Это были деревянные фигурки Девы Марии - у них открывались дверцы, которые позволяли заглянуть внутрь. 

Фото с сайта: christianiconography.info
Фото с сайта: christianiconography.info

И не только заглянуть. Туда стали помещать маленькую фигурку Иисуса - и по церковным праздникам разыгрывались особые представления. Иисуса вынимали из фигурки Марии, поклонялись ему, а потом снова помещали обратно. Были большие «открывающиеся Девы» - их устанавливали в храмах. Изготовлялись и маленькие фигурки - для частных домов. 

Возможно, в развитии этого направления в христианском символическом искусстве определенную роль сыграло знакомство европейцев как раз в то время с обычаями и традициями стран Востока. В частности, на Кипре и в других регионах Ближнего Востока были распространены женские фигурки, которые еще в Древней Греции получили общее имя Κουροτρόφος, («куротрофос» - «воспитатель детей»).

Фото с сайта: sun9-77.userapi.com
Фото с сайта: sun9-77.userapi.com

Так греки называли восточных богинь, чьи свойства включали обязанность защищать и воспитывать детей.  Фигурки держали спеленутых младенцев. Порой в фигурках делали углубление, в которое можно было вложить маленькую куклу младенца. 

kВообще, надо сказать, что христианство многое позаимствовало как раз из традиций Ближнего Востока, не только в оформлении религиозных символов, но и в более общих вещах. Когда жители Европы поближе познакомились со странами Ближнего Востока, они узнали, что многие библейские истории выросли из более древних легенд. 

Например, журнал Story описал, как европейцы нашли для себя истоки одной из самых популярных христианских легенд, о Георгии Победоносце и змее - из старинных летописей Машрика (современный Ирак) они узнали, что прообразом Георгия был шумерский правитель XXVI века до нашей эры Гильгамеш. 

Действительно, в одной из легенд о Гильгамеше он и его друг Энкиду решили сразить дракона Хумбабу, кторый убивал людей и разорял селения.

Фото с сайта: commons.wikimedia.org
Фото с сайта: commons.wikimedia.org

В ливанских горах они нашли убежище дракона: 

«Были у него львиные лапы и покрытое розовой чушуей тело, когти на лапах ястребиные, а на голове рога дикого быка; хвост его заканчивался змеиной головой». 

Легенды совпадают во многих подробностях, вплоть до топонимов. Гильгамеш и Энкиду совершили свой подвиг в горах Ливана - и в христианской версии змей, которого поразил Святой Георгий, тоже жил “в окрестностях города Бейрута близ Ливанских гор”. 

Совпадают даже такие детали, как внезапная жалость Гильгамеша к поверженному им дракону. Хумбаба стал умолять о пощаде и Гильгамеш сказал своему другу: 

«О Энкиду, отпустим схваченную птицу в ее гнездо, дадим плененному врагу вернуться домой к своей матери». 

И именно эту идею можно увидеть также и в христанских историях о том, что дракона пожалели, и что Георгий даже стал приносить ему еду - как это избражено на одной греческой иконе. 

Фото с сайта: blagogon.ru
Фото с сайта: blagogon.ru

Впрочем, в большинстве вариантов легенды о Гильгамеше (да и в христаиснских версиях) эта история все же кончается плохо для дракона. Гильгамеш и Энкиду отрубили ему голову, доставили ее в город Ниппур и возложили на жертвенник верховного бога Энлиля.

Если понравилась статья - поставьте лайк и расскажите о ней друзьям в соцсетях.