Необходимое количество видеопамяти – один из вечных споров на железячных форумах. В некоторых играх её потребление доходит до 20 ГБ... когда они есть.
Механизм работы видеопамяти (далее VRAM) как биохимия – непростой и полон парадоксов. Поэтому данные о том, сколько реально нужно, часто противоречат друг другу.
Очень коротко, но с познавательным углублением, рассказываем про эту замечательную тему.
Как работает видеопамять
Самый фундамент: принципиально VRAM (GDDR) ничем не отличается от обычной оперативной памяти (DDR). Сильно больше частоты, но и задержки. Процессор такой подход не любит, а видеокарте удобно.
Для справки, консолей Xbox и PlayStation чипы GDDR6 в качестве и оперативной, и видеопамяти. Также в смартфонах и много где ещё.
В памяти хранятся данные, которые нужны прямо сейчас, или вот-вот понадобятся. В случае игр это преимущественно текстуры, в вычислениях – массивы данных в различном виде.
Любые приложения резервируют себе больше памяти, чем им нужно. Ведь лучше заранее знать, куда «складывать».
Но не всё так просто
«Бронируются» не условные 500 МБ, а сложный процент. Он зависит от общего количества видеопамяти, объёма кэш-памяти L2 и L3 у графического чипа и не только.
Да-да, у видеокарт тоже есть свои кэши, как и у процессоров. И именно поэтому карты NVIDIA требуют меньше памяти. Просто большие кэши.
Есть ещё пара важнейших факторов: кадровая частота и разрешение. Одно дело удерживать и передавать данные для «народных» 1920x1080@60 fps, другое – для 4К@60 fps.
Условная RTX 4090 обеспечивает 100 fps, а RTX 3080 в аналогичных условиях только 50 fps. Припоминаем ещё и разницу в количестве кэша и видеопамяти...
Наглядно
У RTX 4090 и RTX 3090 одинаково памяти, но разное быстродействие. Поэтому у новой модели занято больше.
Предыдущий график показывает, что сравнивать разные видеокарты в одной игре бесполезно. Больше fps – больше памяти занято – пока это весь вывод.
Нагляднее сравнить одну видеокарту в нескольких играх. В качестве примера RTX 3080 с 12 ГБ памяти, где мощное ядро, но по современным меркам памяти средненько. В том числе оценим влияние трассировки лучей.
Итоги
Факторов, влияющих на загрузку памяти, очень много. Это ещё были тесты «в вакууме» – при идеальных условиях. Ведь могут быть проблемы и до видеокарты: нехватка оперативной памяти, медленный диск, не поспевающий процессор.
Если сказать очень кратко, на 2023 год ситуация такая:
- Минимум – 8 ГБ видеопамяти;
- Адекватный минимум – 10-12 ГБ;
- Хорошо бы – 16 ГБ;
- 16 ГБ+? – с серьёзным заделом на будущее, но нужно ли?
Но стоит помнить про перспективу. Сегодня 1080p-монитор, завтра 1440p. Сегодня такие игры, через год более «жрущие», а через 2?