Найти тему

Видеопамять. Когда и сколько нужно?

Необходимое количество видеопамяти – один из вечных споров на железячных форумах. В некоторых играх её потребление доходит до 20 ГБ... когда они есть.

Механизм работы видеопамяти (далее VRAM) как биохимия – непростой и полон парадоксов. Поэтому данные о том, сколько реально нужно, часто противоречат друг другу.

Очень коротко, но с познавательным углублением, рассказываем про эту замечательную тему.

Как работает видеопамять

Самый фундамент: принципиально VRAM (GDDR) ничем не отличается от обычной оперативной памяти (DDR). Сильно больше частоты, но и задержки. Процессор такой подход не любит, а видеокарте удобно.

Плата PlayStation 5, чипы GDDR6
Плата PlayStation 5, чипы GDDR6
AMD 4800S Desktop Kit. Основана на отбраковке Xbox, чипы GDDR6
AMD 4800S Desktop Kit. Основана на отбраковке Xbox, чипы GDDR6

Для справки, консолей Xbox и PlayStation чипы GDDR6 в качестве и оперативной, и видеопамяти. Также в смартфонах и много где ещё.

В памяти хранятся данные, которые нужны прямо сейчас, или вот-вот понадобятся. В случае игр это преимущественно текстуры, в вычислениях – массивы данных в различном виде.

Любые приложения резервируют себе больше памяти, чем им нужно. Ведь лучше заранее знать, куда «складывать».

Но не всё так просто

«Бронируются» не условные 500 МБ, а сложный процент. Он зависит от общего количества видеопамяти, объёма кэш-памяти L2 и L3 у графического чипа и не только.

Блок-схема GPU AD102 (RTX 4090). Кэш занимает четверть площади
Блок-схема GPU AD102 (RTX 4090). Кэш занимает четверть площади

Да-да, у видеокарт тоже есть свои кэши, как и у процессоров. И именно поэтому карты NVIDIA требуют меньше памяти. Просто большие кэши.

Есть ещё пара важнейших факторов: кадровая частота и разрешение. Одно дело удерживать и передавать данные для «народных» 1920x1080@60 fps, другое – для 4К@60 fps.

Условная RTX 4090 обеспечивает 100 fps, а RTX 3080 в аналогичных условиях только 50 fps. Припоминаем ещё и разницу в количестве кэша и видеопамяти...

Наглядно

-5

У RTX 4090 и RTX 3090 одинаково памяти, но разное быстродействие. Поэтому у новой модели занято больше.

Предыдущий график показывает, что сравнивать разные видеокарты в одной игре бесполезно. Больше fps – больше памяти занято – пока это весь вывод.

-6

Нагляднее сравнить одну видеокарту в нескольких играх. В качестве примера RTX 3080 с 12 ГБ памяти, где мощное ядро, но по современным меркам памяти средненько. В том числе оценим влияние трассировки лучей.

Итоги

-7

Факторов, влияющих на загрузку памяти, очень много. Это ещё были тесты «в вакууме» – при идеальных условиях. Ведь могут быть проблемы и до видеокарты: нехватка оперативной памяти, медленный диск, не поспевающий процессор.

Если сказать очень кратко, на 2023 год ситуация такая:

  • Минимум – 8 ГБ видеопамяти;
  • Адекватный минимум – 10-12 ГБ;
  • Хорошо бы – 16 ГБ;
  • 16 ГБ+? – с серьёзным заделом на будущее, но нужно ли?

Но стоит помнить про перспективу. Сегодня 1080p-монитор, завтра 1440p. Сегодня такие игры, через год более «жрущие», а через 2?