Добрая Рождественская история
Когда писала предыдущий рассказ с грустным концом, то вспомнилась еще одна история с хорошим её окончанием. Эта история была давно рассказана мне женщиной - коллегой по работе, с которой мы достаточно были близки и дружны много лет. Я была свидетелем этой истории.
Когда-то, в 1990-е годы, когда все сидели без работы и жаловались на то, что работу вообще невозможно найти, я работала на очень достойной (по зарплате) работе. Правда, платили редко - один раз в три-четыре месяца, но зато ежемесячно выдавали продовольственный паёк. Было чем детей кормить.
И работа была не обычная, а служба в силовых структурах - я ходила в погонах, имея воинское звание. А начальство наше, не особенно надеясь на мужчин, дежуривших в праздники, в помощь им выводило на суточные дежурства помощниками оперативного дежурного женщин-военнослужащих. И не поспоришь - в погонах все равны, - одела форму, нацепила кобуру с пистолетом и бди сутки, охраняй порядок. А потом начальству так понравилось, что женщины службу несут честно и достойно, то это самое начальство ввело четыре дополнительных должности для женщин. Я, к счастью, осталась на своей основной работе - с документами в спецотделе, так как этот сложный участок просто так нельзя было оставить. Специфическая работа с документами в системе не позволяла быстро найти замену специалистам.
В то время действовал еще старый КЗоТ СССР от 1971 года и, конечно же, у рядовых граждан не было таких длинных новогодних каникул, как сейчас. А Рождество - это был праздник бабушек, потому что он считался в то время сугубо церковным, и официально не праздновался. А неофициально его праздновали почти во всех семьях.
Коллега, которая мне рассказала эту историю, как раз и была помощником оперативного дежурного по Западно-Сибирскому округу ВВ МВД РФ с графиком работы сутки через двое. И очередное её дежурство пришлось с 6 на 7 января, как раз на рождественскую ночь. Женщина была не замужем, жили вдвоём с дочкой, девочкой-подростком 13-14 лет. В ночь она спокойно оставляла дочку дома одну, потому что девочка была спокойная, воспитанная. Дома был стационарный служебный телефон от МВД - невиданная роскошь для частного дома и для того времени, а ребёнка можно было постоянно контролировать.
За стенкой их двухквартирного частного дома жила добросовестная бабушка-соседка, которая всегда всё видела и всё слышала. Печи в доме не было, а было подключение к центральной теплотрассе, поэтому про опасность пожара и угара можно было не беспокоиться.
Сама девочка была добрая, послушная, но какая-то очень прилипчивая, доверчивая, услужливая. Когда она приходила к матери на работу, от неё просто невозможно было отвязаться, если вдруг кто-то начинал с ней разговаривать, интересоваться её делами. А уж если её кто-то хвалил, то она за него готова была сделать что угодно. И она прилипала к человеку. В полном смысле этого слова. До туалета провожала, бегом бежала, чтобы водички быстренько подать, пока руку тянешь за этой водичкой. Мать, зная эту её странность, чувствовала себя неловко за такую угодливость и прилипчивость дочери к людям. Это буквально как в поговорке «Её в дверь - она в окно» - девочка была везде и её было всегда много. Училась она хорошо, принимала участие во всех мероприятиях. Но одноклассники её не любили и дразнили «бледной поганкой», её шпыняли старшеклассники и жалели учителя.
Внешне девочка была белобрысенькая, с почти белыми бровями и ресничками, далеко не красавица - этакая внешне милая крыска-альбинос, повторяющая внешность своего несостоявшегося отца-прибалта, о котором все знали, потому что он много лет являлся нашим коллегой и имел собственную семью. Об этом ребёнке он не хотел слышать.
Звали девочку Зоя. Училась она в шестом классе обычной школы. На Новый год в те времена всегда были длинные зимние каникулы, которые длились с 29 декабря по 10 января и никак не зависили от начала рабочего года, потому что рабочий год начинался всегда 2 января, а если повезёт с выходными - субботой и воскресеньем, - то 3 или 4 января. На каникулах дети, кто как мог, тот так и развлекался. Зоя, в основном, читала книжки и гуляла во дворе собственного дома.
В канун Рождества, 6 января, когда мать была на работе, Зоя так же вышла гулять во двор своего дома. Она всегда выкапывала из снега комнаты, в комнатах вырезала стол и стулья, а по центру ставила «ёлку» - какую-нибудь большую отпиленную от дерева ветку, приготовленную на дрова для бани. Из твёрдого снежного наста выпиливала палочкой «игрушки» на «ёлку» - звёздочки, рыбок, конфеты, печенье. Так, одна сама с собой и играла.
В соседнем доме жила Лена - одноклассница Зои. Но девочки не общались, никогда вместе не играли. У Лены была подружка, которую Зоя вообще не знала. Она из другой школы была. И жила она не рядом, но на этой же улице, домов через десять.
Когда девочки увидели Зою во дворе, они решили подшутить над ней. Коварный план созрел быстро. Они подозвали Зою к забору и стали с ней разговаривать. Это сейчас заборы между соседями металлические и по три метра в высоту, а тогда это был или плетень, или штакетник, или просто доски, а у богатых людей сетка-рабица была натянута. Через такие заборы всё и всех было видно.
Зоя сразу прониклась к девочкам и была очень рада, что на неё обратили внимание и с ней разговаривают. Она засуетилась, от счастья и радости вынесла дефицитую плитку шоколада из маминого продовольственного пайка, угостила девочек.
А у девочек разыгрывался план сильнее и сильнее, коварнее и коварнее. Они поведали Зое, что сегодня, в рождественскую ночь, пойдут колядовать по улице, все им будут давать гостинцы и подарки - так положено. И позвали колядовать с собой Зою, которая с удовольствием согласилась. Мама всё равно на работе, а бабушка-соседка в это время уже будет спать.
Девочки сказали Зое приходить к одиннадцати часам вечера к дому той, которая живёт далеко по улице, через десять домов. Они объяснили, что до полуночи обойдут дома в округе, наберут подарков, а потом придут в тот далёкий дом к девочке, накроют стол и будут праздновать, потому что взрослых тоже не будет дома.
Вечером Зоя шла по улице в темноте частного сектора и очень боялась - где-то скрипнула калитка, где-то стукнула дверь, где-то перебежала дорогу кошка, где-то залаяла собака, а где-то от мороза затрещали стены.
Зоя пришла к одиннадцати, как и договаривались. Оделась она красиво, ведь всё-таки после колядования за стол сядут, праздновать будут. Самое лучшее одела - юбку, перешитую из маминого сиреневого кримпленового платья и оранжевую водолазку, которую когда-то тоже носила мама, пока водолазка не стала ей мала. А еще у Зои были рейтузы, модного тогда цвета «электрик». Расплела косичку и свои светлые волосёнки распустила кудряшками, оставшимися от худенькой косички. Надела простенький ободок, без украшений. Не забыла взять и к столу подарок - плавленый сырок «Дружба» и кулёк тыквенных семечек, чтоб потом после застолья посидеть у телевизора - мама так всегда делала после ужина. А чтоб уж совсем показать себя модницей, надела осенние ботинки вместо валенок, и болоньевую куртку вместо старого драпового зимнего пальтишка. И пошла - довольная и счастливая от того, что и с ней кто-то хочет дружить.
Когда Зоя подошла к дому, куда её пригласили, калитка оказалась запертой, свет в доме тоже не горел. А ночь была ясная, морозная. Месяц светил так, что всё вокруг хорошо было видно. Зоя начала стучать в калитку, думая, что свет всё же горит где-нибудь в другой комнате, но его не видно с улицы. Она никогда не была в этом доме и расположения комнат не знала. Она стучала, кричала, но никто не открывал. Зоя подумала, что девочки ушли колядовать без неё, что она опоздала, но нет… Она из дома вышла с запасом в полчаса.
А потом она увидела, как колыхнулась шторка на окошке. Девочки просто смотрели из-за шторки на неё и были довольны своим поступком - наказали дурочку. Уговаривала себя Зоя, что это кошка шевелила шторку, прыгая на окно, а девочки с ней так не могли поступить, они хорошие, и они скоро придут. Она села на скамейку возле дома и увидела, что в окнах домов свет начал постепенно гаснуть у тех, кто не встречал Рождество. Значит, время уже много. Было зябко, но не так, чтобы и холодно. Она понимала, что уже хочет спать, а домой возвращаться стало страшно - тишина, темнота, собаки лают.
Она никак не могла поверить, что её обманули, над ней зло пошутили. Она очень захотела есть и достала из кармана сырок «Дружба», который уже слегка начал замерзать и начала его есть.
А девочки, надо думать, продолжали выглядывать в окна и наблюдать за Зоей, ничуть не озаботившись тем, что на улице январь, мороз, ночь, а на скамейке за калиткой зябнет ими обманутая сверстница, даже и не подружка. Жестокие девочки.
А Зоя всё сидела и ждала - вдруг они придут, или позовут её в тёплый дом. Доверчивая и глупая девочка. И домой не шла - страшно.
После сырка «Дружба» такое тепло появилось и сразу сильно захотелось спать. Так она и сидела, поджав ноги под скамейку и уткнув лицо в холодный воротник болоньевой куртки. Дрёма стала обволакивать своей теплотой.
А многие люди уже встречали Рождество! И, как бывает, в каждой компании всегда есть опоздавшие. Спешила в гости к своим друзьям семейная пара, чтобы успеть отпраздновать встречу праздника. И вдруг они увидели маленький скукоженный комочек на скамейке. Сразу было понятно, что это ребёнок. Хорошо, что ночь была светлая. Начали о чём-то девочку спрашивать, что-то говорить, но Зоя никак не реагировала - или сон так сильно одолел, или мороз начал делать своё дело.
Мужчина взял девочку на руки, так они с ней в гости и пришли. Оказавшись в тепле, в незнакомом доме, с незнакомыми людьми, девочка очнулась. Её укутали теплым одеялом, накормили горячими пельменями, напоили вкусным чаем с очень вкусными пирогами. Щёчки Зои разрумянились. Сначала она очень стеснялась чужих людей. Но потом рассказала свою историю, поведав, что мама на работе и ничего не знает, а думает, что Зоя уже спит. У хозяев тоже были дети, но помладше. Они немножко посмеялись, поиграли и все вместе пошли спать в детскую комнату. А на утро хозяева надарили Зое всяких подарков от сладостей и игрушек до красивого набора для зимы - шапка, шарф и варежки. Увидели взрослые, что девочка не имеет хорошей одежды, судя по её наряду.
Первой тревогу забила бабушка-соседка, когда вышла во двор утром и обнаружила, что на двери у соседей висит замок, хотя вечером в девять часов бабушка заходила к Зое, и та была дома. Обежала бабушка всех соседей - никто Зою не видел. Тогда она побежала к магазину на другую улицу, чтобы из автомата позвонить Зоиной маме и в милицию. У бабушки-соседки дома телефона не было. Маму Зои, которая шла с дежурства, она встретила по дороге, а потом позвонили в дежурную службу.
А Зоя тем временем, проснувшись, была накормлена, напоена чаем и собиралась домой - мама скоро должна придти. Но, поведав вечером историю про девочек, она волновалась за них - вдруг с ними что-то случилось. Вместе с приютившими её людьми они прошли до дома, где жила одна из девочек. Дверь им открыли родители, успевшие к этому времени вернуться домой. Выслушав историю, сообщили, что девочки спят, никуда они не ходили, всё у них нормально. А почему они так себя повели - будут с ними разбираться, пообещали родители. Зоя же, наивная душа, просила не наказывать девочек, потому что, видимо, была причина, если они так поступили.
Зоя пошла домой с большим мешком подарков. Знаете, тогда, в те годы шили такие тряпочные сумки, с которыми ходили за продуктами. Так вот такая полная сумка и была у неё в руках.
Маму Зоя увидела издалека у калитки, а рядом с калиткой уже стояла милицейская машина. Зоя громко закричала и побежала навстречу маме. Девочка была очень счастлива от того, что получила много подарков, что познакомилась с такими замечательными людьми, что с девочками ничего не случилось, что мама пришла с работы и что она так прекрасно встретила Рождество. К этим добрым людям она потом еще ходила, сумку относила и спасибо говорила, и в благодарность от мамы уносила им три банки тушонки, которые мама получила как продовольственный паёк. И Зоя всем потом рассказывала, какие хорошие люди её нашли на улице и какие хорошие люди ей подарили много подарков.
А на девочек она вообще даже не обиделась. Она вообще не умела обижаться. Только извинилась, что съела сырок «Дружба», который принесла к столу. Очень хотела кушать. Но с ночным приключением у Зои ушла вся надежда на дружбу с этими девочками. Она всё равно понимала, что с ней поступили плохо. Ведь не дурочка же она была, и совсем не глупая. Просто поняла, что нужно меньше доверять людям, которые над тобой смеются.
На этом история не закончилась…
Был звонок в милицию от матери, приезжала следственная группа домой к Зое. Дело не завели, потому что Зоя быстро нашлась. Но на заметочку в комиссии по делам несовершеннолетних взяли, и с Зоей долго и много беседовали. Маму ругали и пугали лишением прав, потому что она бросает несовершеннолетнего ребёнка на сутки дома одного. Но дело этим и закончилось.
С девочками тоже беседовали работники милиции и комиссии по делам несовершеннолетних, объясняя, что они оставили человека в опасности и могли стать участниками преступления. Над девочками установили контроль и они за это очень на Зою обиделись. Но никогда больше её не дразнили, не задирали, и вообще не обращали на неё никакого внимания. А Зоя считала, что они просто завидуют тому, как она встретила Рождество и у неё появились новые друзья, в том числе и среди взрослых.
Благодарю всех за прочтение и интерес к моим статьям.