Двигатель концерна Toyota 1JZ — это 2,5-литровый рядный шестицилиндровый бензиновый двигатель с наддувом или турбонаддувом из семейства JZ, в которое также входит 3,0-литровая версия — двигатель 2JZ. Серия 1JZ выпускалась с 1990 по 2007 год и использовалась в заднеприводных моделях Toyota, таких как Toyota Supra, Toyota Mark II, Toyota Crown, Toyota Soarer и др. Двигатель стал популярным благодаря турбированной версии (1JZ-GTE), а также невероятной надежности и возможностей для тюнинга. Но наиболее массовым двигателем 1JZ является 1JZ-GE — атмосферный вариант объемом 2,5 л.
Все модели 1JZ имеют чугунный блок цилиндров, алюминиевую головку блока цилиндров с четырьмя клапанами на цилиндр (всего 24 клапана), двойные верхние распределительные валы, приводимые зубчатым ремнем ГРМ, и двухступенчатый впускной коллектор переменной длины (система ACIS). Более поздние двигатели 1JZ-GE имели систему зажигания с распределителем и степенью сжатия 10:1. После обновления в 1995 году они были оснащены безраспределительным зажиганием DIS-3 и технологией изменения фаз газораспределения VVT-i только на впуске. Двигатели 1JZ-GE VVT-i имеют степень сжатия 10,5:1. Как видите, самая распространенная версия 1JZ — это рядный шестицилиндровый двигатель с минимумом дорогих и ненадежных электронных компонентов.
Двигатель 1JZ-GTE — высокопроизводительная версия, используемая в спортивных моделях. Первое поколение 1JZ с двойным турбонаддувом было оснащено двумя турбокомпрессорами CT12A, которые вместе создавали давление наддува 0,7 бар. 1JZ-GTE первого поколения имеет кованые шатуны и поршни, была понижена степень сжатия до 8,5:1. Топливная система получила 380-кубовые форсунки. Характеристики распредвала 1JZ-GTE: продолжительность хода - 224/228 град (впуск/выпуск), подъем клапанов 7,69/7,95 мм (впуск/выпуск).
Как и 1JZ-GE, 1JZ-GTE претерпел некоторые изменения в 1996 году. Этот 1JZ с турбонаддувом второго поколения имеет архитектуру BEAMS от Toyota. Самый крупный из них — замена двух турбокомпрессоров на один турбокомпрессор СТ-15. Инженеры Toyota также добавили систему впуска VVT-i и увеличили степень сжатия до 9,0:1. Новая головка блока цилиндров имеет меньшие выпускные отверстия и модифицированные водяные рубашки для эффективного охлаждения. Новые модифицированные двигатели с турбонаддувом производят ту же мощность, но максимальный крутящий момент увеличен на 20 Нм и, что более заметно, имеют 50%-ное увеличение крутящего момента на низких оборотах двигателя.
В 2000 году компания Toyota представила 1JZ-FSE — 2,5-литровый рядный шестицилиндровый бензиновый двигатель с непосредственным впрыском топлива. Двигатель 1JZ-FSE имел блок цилиндров от 1JZ-GE и уникальную конструкцию головки блока цилиндров, в которой реализована система непосредственного впрыска Toyota D-4. Двигатели FSE имеют степень сжатия 11,0:1 и всегда комплектуются системой VVT-i.
Проблемы и надежность двигателя 1JZ
Двигатели 1JZ очень надежны и при правильном уходе существенных проблем не возникает. Также они считаются идеальными заготовками для различных модификаций и тюнинга. Выделим несколько распространенных проблем, возникающих с серией 1JZ.
Прежде всего, водяной насос 1JZ – очень недолговечная деталь. Двигатель боится влаги и мокрой мойки. Системы VVT-i тех лет не так хороши и надежны, как сегодня. Неисправный VVT-i приводит к неровным оборотам холостого хода, пропускам зажигания и странным стукам в головке блока цилиндров. Еще одной причиной пропуска зажигания часто являются вышедшие из строя катушки зажигания DIS-3. 1JZ-GTE первого поколения оснащен турбокомпрессорами с керамическими картриджами, которые склонны к расслоению и выходу из строя при высоких температурах и наддуве. В целом первое поколение 1JZ с турбонаддувом более склонно к выходу из строя турбины. Двигатели 1JZ потребляют много масла, особенно если пробег далеко за пару сотен тысяч километров, что не редкость.
Самый долговечный и надежный 1JZ – это простой двигатель 1JZ-GE без VVT-i. Срок службы составляет более 320 000 км, но они уже старые, и найти один из этих двигателей в хорошем состоянии — непростая задача.
Модификации
1JZ-GE (1990–1995) — 170 л.с. (125 кВт) при 6000 об/мин, 235 Нм при 4800 об/мин.
1JZ-GE VVT-i (1995–2007 гг.) — 200 л.с. (147 кВт) при 6000 об/мин, 251 Нм при 4000 об/мин.
1JZ-GTE (1990–1996) — 280 л.с. (206 кВт) при 6200 об/мин, 363 Нм при 4800 об/мин.
1JZ-GTE VVT-i (1996–2007 гг.) — 280 л.с. (206 кВт) при 6200 об/мин, 379 Нм при 2400 об/мин.
1JZ-FSE (2000–2007 гг.) — 200 л.с. (147 кВт) при 6000 об/мин, 250 Нм при 3800 об/мин.