Найти в Дзене

ЧТО ТАКОЕ "32 ФУЭТЕ"! Филигранная балетная техника или акробатический трюк?!

Знали ли вы, что школа русского балета, сложившаяся и громко о себе заявившая в начале 20 века, очень многим обязана заимствованным техникам из французской и итальянской систем обучения классическому танцу. Вы возможно будете удивлены, но русский балет середины 19 века мало соответствовал тому, что мы видим сегодня, в большей степени напоминал представление в драматическом театре - набор па под музыку - блистательное вхождение в образ и передача характера при полнейшем отсутствие балетной техники (на пальцах/носках не стояли).

С середины 19 века, на столичных театральных подмостках блистали и задавали планку европейские танцовщицы - сначала французские, завораживающие неискушенную публику плавностью и изящностью своих движений, позже итальянские - удивляли (в буквальном смысле слова) виртуозностью балетной техники – прыжками, вращениями и сложными па на пуантах. Им не было равных, ни о какой конкуренции с ними и речи быть не могло, сцены ведущих театров принадлежали исключительно им...

Балет "Лебединое озеро", исполнение 1895 год, фото из открытых источников
Балет "Лебединое озеро", исполнение 1895 год, фото из открытых источников

В середине 19 века балет, точнее музыка для конкретного балета, создавалась специально/строго под определенную танцовщицу, исходя из навыков, способностей, выносливости, уровня техники конкретной балерины. Так, например, бравурная музыка третьего акта «Лебединого озера» Петра Чайковского как будто нарочно требовала владения выверенной и отточенной балетной техникой. Кто мог такое исполнить? Конечно же, только блистательные итальянки...

Особым шиком и пиком виртуозности считалось исполнение фуэте...

Фуэте ([-тэ]; фр. fouett от fouetter «хлестать; подгонять; взбивать») — общепринятое сокращенное название виртуозного движения классического танца, исполняющегося как ряд последовательно повторяющихся туров в быстром темпе и на одном месте, при выполнении которых работающая нога по окончании каждого поворота на 360° из согнутого положения открывается точно в сторону (à la seconde, на 2-ю позицию) на высоту 45-90°.
Фуэте, пошаговая инструкция смены ног/рук при исполнении движения, изображение из открытых источников
Фуэте, пошаговая инструкция смены ног/рук при исполнении движения, изображение из открытых источников

Само движение, повторяемое несколько раз, в общем-то, было известным. Но впервые невиданное движение – фуэте было продемонстрировано в декабре 1868 года французской танцовщицей Генриэттой Дор - 5 раз подряд.

Французская балерина Генриетта Дор (1842-1886)
Французская балерина Генриетта Дор (1842-1886)

В 1892 году, в Петербурге, в балете «Щелкунчик», Петипа специально прописал партию феи Драже для итальянской примы Антониетты дель Эра, которая легко исполнила 16 фуэте.

Николай Легат и итальянская балерина Антониетта дель Эра, 1892 год, балет "Щелкунчик", фото из открытых источников
Николай Легат и итальянская балерина Антониетта дель Эра, 1892 год, балет "Щелкунчик", фото из открытых источников

32 фуэте впервые покорились итальянской балерине Пьерине Леньяни (1863 - 1923), блиставшей на сцене императорского Мариинского театра в Петербурге во время премьеры балета «Золушка» на музыку Б. А. Фитингоф-Шеля (балетмейстеры Энрико Чекетти, Мариус Петипа и Лев Иванов) 5 декабря 1893 года. Леньяни, обладавшая сильной пальцевой техникой и виртуозностью в танце в соединении с музыкальностью и особой певучестью пластики, долгие годы была единственной исполнительницей коронного элемента. Публика так аплодировала Леньяни, что она повторила "на бис" 28 фуэте. Следующим балетом Петипа и Иванова стало "Лебединое озеро", при этом прописывая хореографию для па-де-де Зигфрида и Одиллии и подбирая для этого подходящую музыку, прежде всего исходили от виртуозной техники итальянской примы.

Пьерина Леньяни (1863 — 1923),  итальянская балерина и балетный педагог; представительница итальянской балетной школы, солисткА петербургского Мариинского театра в 1893—1901 годах, фото из открытых источников
Пьерина Леньяни (1863 — 1923), итальянская балерина и балетный педагог; представительница итальянской балетной школы, солисткА петербургского Мариинского театра в 1893—1901 годах, фото из открытых источников

Русская балерина Тамара Карсавина (1885-1978) оставила вот такие воспоминания о фуэте, исполняемых Леньяни:

32 фуэте чем-то напоминали акробатический трюк и немного отдавали цирком из-за паузы, предшествующей номеру. Леньяни выходила на середину сцены и не торопясь становилась в позу. Дирижер ждал, подняв палочку. Внезапный каскад головокружительных туров, удивительно отточенных, сверкающих, подобно граням бриллианта, приводили публику в восторг. С академической точки зрения такие элементы акробатики противоречили строгости стиля, но исполнение Леньяни захватывало смелостью, стихийностью, безумной дерзостью, граничащей с героизмом.... Воспитанницы, маленькие и большие, пытались проделать 32 тура: по вечерам всюду мелькали силуэты, похожие на кружащихся дервишей, мы вертелись в классах, столовой, дортуарах, теряя равновесие после 2–3 туров и все начиная сначала
Тамара Карсавина, русская балерина и педагог, солировала в Мариинском театре, входила в состав Русского балета Дягилева и часто танцевала в паре с Вацлавом Нижинским. После событий 1917 года покинула Россию навсегда, жила и работала в Великобритании, фото из открытых источников
Тамара Карсавина, русская балерина и педагог, солировала в Мариинском театре, входила в состав Русского балета Дягилева и часто танцевала в паре с Вацлавом Нижинским. После событий 1917 года покинула Россию навсегда, жила и работала в Великобритании, фото из открытых источников

Меня в этих воспоминаниях Тамары Карсавиной смущает только одно: в 1893 году на момент исполнения фуэте Леньяни, итальянской балерине уже было 30 лет, а вот самой Тамаре только 8. Сомневаюсь, что в столь юном возрасте девочка могла запомнить свои ощущения и дать подобную оценку происходящему. Леньяни покинула Россию только в 1901 году и, конечно же, у Карсавиной была возможность видеть исполнение фуэте не раз уже в сознательном возрасте, но сомневаюсь, что все 8 лет Леньяни выполняла этот элемент как "цирковой номер". Во-первых, фуэте несомненно было коронным элементов в любого балета и хореографы и композиторы органично вплетали данный элемент в партии многих балетов. Сложно себе представить балет, в котором бы в определенный момент всё действо бы останавливалось - ждали выхода балерины - открутили - получили заслуженный шквал аплодисментов - продолжили балет дальше... Во-вторых, уже и русские балерины овладевали техникой исполнения фуэте.

Кстати, первой из русских балерин, освоившей и продемонстрировавшей публике 32 фуэте, стала Матильда Кшесинская.

Матильда Кшесинская, фото из открытых источников
Матильда Кшесинская, фото из открытых источников

Было много общего между Леньяни и Кшесинской - обе невысокого роста, плотного сложения, но при этом обладавшие высокой техничностью и выносливостью, грациозностью и невероятным обаянием, женственной мягкостью и пластичностью каждого движения.

32 фуэте можно увидеть в таких балетах как: "Корсар", "Пахита", "Дон Кихот". А вот если посетите балет "Баядерка" - считайте внимательно, оборотов будет 20!

Все ли балерины стремились исполнять и исполняют 32 фуэте? Нет, далеко не все! Но если балерина не владеет навыками исполнения фуэте, то навряд ли она сможет стать Одеттой балета "Лебединое озеро"...

Делитесь в комментариях - видели ли Вы исполнение 32 фуэте в живую?

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустит новые истории!

#фуэте #балет #балерина #прима #театр #кшесинская #матильда #история #танец #россия