Найти тему

Джордано Бруно: На костёр отправлен не за гелиоцентрическую теорию Коперника, а за нечто «более опасное» по мнению католической церкви

Почему Джордано Бруно был казнен инквизицией? Многие могли бы предположить, что причиной стали его научные взгляды, но тогда почему тот же самый Коперник, разделявший схожую позицию, избежал преследований? Разгадка таится в тайнах Ватикана.

В этой строгой иерархии библиотеки, разделенной на общественную, закрытую, секретную и сверхсекретную службы, с каждым уровнем глубже под землей уровень секретности усиливается. Даже обычному человеку вход в общественную часть библиотеки не так-то просто получить – доступ разрешен только выдающимся ученым по специальному допуску.

А скрытные тайны подземных хранилищ Ватикана остаются запертыми для обывателя. Тем не менее, несколько секретов все же просачиваются из-под земли, а некоторые документы по прошествии времени становятся доступными.

В 1888 году в тайных архивах Ватикана обнаружили личное дело Джордано Бруно, которое Папа Лев XIII затем скрыл. В 1925 году документы вновь найдены и распределены по разным отделам. Во время Второй мировой войны дело Бруно было полностью восстановлено.

В деле, начатом после доноса в 1592 году, аристократ Джованни Мочениго обвинил Бруно в утверждениях о существовании разумных существ в других частях Вселенной, о несуществовании возмездия за грехи и переселении душ в обители других миров после смерти.

Эти идеи, частично взятые из трудов древнегреческих философов, противоречили тогдашней догме о единстве мира и планеты Земля.

В своей книге "О бесконечности, вселенной и мирах" Бруно утверждал, что Бог способен создать бесконечное количество обитаемых миров, каждая звезда является Солнцем, вокруг которого вращаются планеты, а Земля лишь одна из множества. Бруно также придерживался взгляда о возможности реинкарнации душ, считая, что "Рай" и "Ад" - не так, как описывает церковь, и души переселяются на другие планеты после смерти.

В средневековье термин "ересь", происходящий из древнегреческого корня и означающий буквально "ложь", был использован для обозначения отклонения от католической церковной доктрины. Одной из таких ересей была идея о бесконечности миров и реинкарнации земных душ, которая получила в католическом каталоге Августина номер #77.

Джордано Бруно, подвергнутый допросам инквизиции, настойчиво отрицал свою непоколебимость в вере и утверждал, что никогда не отказывался от веры в чудеса, описанные в Библии.

Тем не менее, он стоял на твердой позиции относительно идеи о существовании множества обитаемых миров и переселении душ, рассматривая их как неоспоримые свидетельства могущества Бога.

В 1599 году инквизиция предъявила Бруно обвинения в восьми пунктах, требуя, чтобы он отрекся от своих убеждений.

Требования к раскаянию были предъявлены трижды, но Бруно остался непоколебимым, отказавшись от признания своих взглядов как еретических.

20 января 1600 года Джордано Бруно был приговорен инквизицией к смерти на костре как упорствующий в своих убеждениях еретик. Его труды были запрещены.

За период с 1598 по 1604 год в Риме был единственный случай, когда помимо Джордано Бруно кто-то ещё был сожжен на костре в результате исключительной меры наказания.

Этим человеком был монах, также утверждавший и упорствовавший в своих утверждениях в соответствии с параграфом №77 каталога Августина о ереси. В тот же период в Риме были проведены иные казни: 169 человек повешены, 18 казнены четвертованием или отрублением головы.

Однако только два человека были сожжены, что представляло собой самый жесткий вид наказания. Вопрос заключается в том, что вызывало такой ужас у главарей инквизиции.

Судя по всему, инквизиция рассматривала взгляды Джордано Бруно не только как ересь, но и как потенциальную угрозу для самого существования католической церкви и устоявшегося миропорядка.

Учения Бруно о множестве обитаемых миров и переселении душ в разумных существах других миров подрывали основы средневекового мировоззрения, пропагандированного церковью. Это могло привести к потере веры людей в католические догмы, а, следовательно, к утрате власти церкви над своими прихожанами.

Таким образом, Джордано Бруно стал жертвой не столько за свои научные, сколько за свои философские взгляды, которые противоречили доминирующей религиозной доктрине.