Найти тему
365 вопросов

МИМИНО: Фрунзик Мкртчян, Евгений Леонов и пятнадцать копеек...

Из книги Георгия Данелия «Тостуемый пьёт до дна»:
«Герой Фрунзика Мкртчяна из фильма «Мимино» стал фигурой знаковой, и многие говорят, что это лучшая его роль.
А ведь упади тогда монета по-другому - и его в этом фильме могло и не быть…»

Моё почтение, уважаемые Читатели!
Вряд ли мы с Вами сможем вспомнить историю создания какого-нибудь художественного фильма, где выбор одного из главных героев кинокартины и соответственно всей сюжетной линии, определялся бы с помощью жребия.
А именно так, подбрасыванием в воздух монетки и решилась по сути судьба киноленты, вошедшего в Золотой фонд Советского кинематографа.

«Мимино»…
Помните, как благодаря легендарному Советскому блату, в лице
Владимира Басова, сыгравшего роль солиста Большого Театра, лётчик по фамилии Мизандари, приехавший в Москву из далёкого грузинского городка, поселился в престижной гостинице «Россия» под видом участника конгресса врачей-эндокринологов.

Гостиница "Россия", г. Москва (1977 г.)
Гостиница "Россия", г. Москва (1977 г.)

Мало кто знает, но изначально, его соседом по гостиничному номеру, должен был стать настоящий (по фильму) врач-эндокринолог из Свердловска, роль которого была предложена великому Евгению Павловичу Леонову.

Евгений Павлович Леонов
Евгений Павлович Леонов

Но по ходу написания сценария, появился образ альтернативного соседа грузинского лётчика, в лице шофёра из Солнечной Армении, приехавшего в столицу за новым грузовиком.

В этой роли, Георгий Данелия видел, сыгравшего уже у него в нескольких фильмах, фееричного Фрунзе Мушеговича Мкртчяна.

Фрунзе Мушегович Мкртчян
Фрунзе Мушегович Мкртчян

Таким образом, возникла проблема сложного выбора - кто же составит компанию Вахтангу Кикабидзе в этом фильме.

Вот как об этом вспоминал сам режиссёр Георгий Николаевич Данелия:

«Когда в Болшево (Дом творчества кинематографистов и писателей СССР в подмосковном Королёве) мы написали всё, что происходит в Грузии и наш герой прилетает в Москву, возник вопрос:
- Один он в номере гостиницы или с кем-то?
- С кем-то.
- С кем? С Леоновым или Мкртчяном?
Поселили с Мимино Леонова (эндокринолога из Свердловска). Получается интересно.
Поселили Фрунзика (Шофёра из Ленинакана) – тоже интересно.
Решили: Леонов – «орёл», Фрунзик – «решка». Подкинули монеты.
Выпала «решка»...

Так и появилась эта пресловутая пятиалтынная монетка с «орлом» и «решкой», подарившая нам потрясающий дуэт двух выдающихся советских актёров под руководством не менее выдающегося режиссёра.

Вахтанг Кикабидзе, Георгий Данелия и Фрунзик Мкртчян.
Вахтанг Кикабидзе, Георгий Данелия и Фрунзик Мкртчян.

А роль врача-эндокринолога из Свердловска, которого должен был сыграть Леонов, была вычеркнута из сценария!
Но великий советский актёр, всё ж сыграл в этом фильме эпизодичную роль, убедительно представив образ ветерана-фронтовика, генерала Волохова.

Почти в каждом фильме Георгия Николаевича для Евгения Павловича была припасена роль, которая писалась специально для неповторимого Леонова.
Скоро я обязательно расскажу об этом замечательном кино-тандеме.

Георгий Николаевич Данелия и Евгений Павлович Леонов
Георгий Николаевич Данелия и Евгений Павлович Леонов

А сегодня просто невозможно представить «Мимино» без фраз этого солнечного человека, чьё участие в фильме, сделало эту кинокартину настоящей комедией!
Наряду с прописанными в сценарии репликами, многое придумывалось им прямо на съёмочной площадке.

Из воспоминаний режиссёра фильма «Мимино» Георгия Данелия:
«Здесь проявлялась неуёмная фантазия Фрунзика. Он предлагал бесконечное множество вариантов из которых нам оставалось только отобрать».
Одна сцена в Суде чего стоит, которая в большей своей части была импровизацией Фрунзе Мушеговича.
И как следствие, буквально в первые недели после премьеры, фильм был разобран на цитаты, которые сразу же разлетелись по всему огромному Советскому Союзу.
Хотя если честно, цитировать их было бесполезно, ибо то как подавал их сам
Мкртчян, вряд ли у кого-нибудь ещё получиться….

«Я ТАК ДУМАЮ!..»

И несколько слов о тех, благодаря чьей фантазии мы смотрим и пересматриваем незабываемую интернациональную комедию.

Режиссёр и автор сценария - Георгий Данелия.
Нет необходимости подробно рассказывать о знаменитом Георгии Николаевиче, «приложившем свою руку» к созданию таких известных советских кинолент, как:
«Тридцать три», «Не горюй», Джентльмены удачи», «Афоня», «Осенний марафон», «Слёзы капали», «Кин-Дза-Дза», «Француз», «Паспорт» и др.
В одних кинокартинах он был режиссёром, в других – автором сценария, а в некоторых, и режиссёром, и автором сценария в одном лице.

Более детально остановлюсь на двух других соавторах сценария «Мимино»: Резо Габриадзе и Виктории Токаревой.

Резо Леванович Габриадзе

Резо Леванович Габриадзе
Резо Леванович Габриадзе

Советский и грузинский сценарист, драматург, режиссёр, художник, скульптор, основатель Тбилисского театра марионеток. Народный артист Грузинской ССР. И многое, многое другое…

Ну а немалое количество моих, убелённых сединами ровесников, помнят его весёлые грузинские короткометражки времён позднего СССР про неуклюжих дорожных рабочих.
Ссылка на эти короткометражки.
А сейчас очередь неизвестного факта.
Если честно, то я и сам узнал об этом только в процессе написания этой статьи.

"Чижик-Пыжик" на набережной реки Фонтанка, г. Санкт-Тепербург.
"Чижик-Пыжик" на набережной реки Фонтанка, г. Санкт-Тепербург.

Дело в том, что один из популярнейших символов современного Санкт-Петербурга, миниатюрный Чижик-Пыжик, что завис над водами Фонтанки, дело рук всё того же Резо Габриадзе.

-9

Поистине. Талантливый человек-Талантлив во всём.

Виктория Самойловна Токарева
Начну с того, что не менее легендарная Советская комедия «Джентльмены удачи» так же была снята по сценарию Виктории Самойловны в соавторстве с Георгием Николаевичем Данелия.

Киноафиша художественного фильма "Джентльмены удачи", (1971 г.)
Киноафиша художественного фильма "Джентльмены удачи", (1971 г.)

Да и не менее любимая лирическая комедия «Шла собака по роялю» Владимира Грамматикова тоже появилась на свет благодаря сценарию Виктории Токаревой на основе Её же повести "Неромантический человек".

Киноафиша художественного фильма "Шла собака по роялю", (1978 г.)
Киноафиша художественного фильма "Шла собака по роялю", (1978 г.)

Да….

Для некоторых будет открытием, что Виктория Токарева ещё и замечательная писательница. Достаточно сказать, что по Её произведениям в Советском Союзе было снято фильмов больше, чем по произведениям какого-либо другого отечественного прозаика.

Виктория Самойловна Токарева
Виктория Самойловна Токарева

В этом Виктория Самойловна опередила даже самого Михаила Шолохова.
На минуточку, как мне казалось до этого, самого экранизируемого, советского писателя!
Поистине легендарный Человек, эта Виктория Токарева!
Но вернёмся к тому, кому удачно брошенная монетка подарила, пожалуй, главную кинороль в жизни.

Фрунзе Мушегович Мкртчян.

Даже его мимолётное появление на экране и пара сказанных им слов вызывали смех или… слёзы, как в непривычном для Мкртчяна образе солдата в фильме «Солдат и слон».

Вот лишь малая часть фильмов, ставших классикой Советского кино, который этот солнечный человек украсил своим участием (название каждого фильма является ссылкой на его просмотр):

«Тридцать три»
«Кавказская пленница или Новые приключения Шурика»
«Не горюй!»
«Солдат и слон»
«Мимино»
«Суета сует»
«Одиноким предоставляется общежитие»

Почему же именно сегодня я решил рассказать об этом уникальном актёре?

Увы… Повод более чем печальный.
Несколько дней назад, исполнилось ровно тридцать лет с того дня, как 29 декабря 1993 года, перестало биться сердце Фрунзе Мушеговича Мкртчяна.
Власти Еревана предложили тогда, провести прощание со всенародно любимым артистом после Новогодних праздников 02 января 1994 года.
Но несмотря на предновогоднюю суету и предпраздничные хлопоты, народ не согласился.
31 декабря 1993 года с Фрунзиком Мкртчяном прощалась вся Армения.
(Фильм «Прощание. Фрунзик Мкртчян»)
В те годы, эта республика переживала сильнейший энергетический кризис, электричество давали по несколько часов в сутки. Квартиры, школы, офисные помещения обогревались с помощью дров печками-«буржуйками». Страна была погружена во тьму. Топлива для автомобилей не хватало.
Чтобы проститься с любимым актёром, люди добирались в Ереван пешком и на перекладных, преодолеваю путь в десятки километров.

Вот как в своей книге «Фрунзик Мкртчян: Я так думаю…» описывает тот день искусствовед и кинокритик Кора Церетели, находившейся тогда в Ереване:
«Приехавшие на похороны гюмрийцы (земляки Фрунзика) привезли с собой землю его родного города. Они сказали, что земля эта мокра не от снега, а от слёз земляков. Прощание с актёром затянулось и продлилось до сумерек. Света на улицах не было. Дороги в городе были размыты дождями и покрыты скользким, тающим снегом. Стоявшие на обочинах машины фарами освещали тёмные мостовые. Десятки тысяч людей с зажжёнными свечами провожали в последний путь любимого актёра. Гроб с его телом несли по живому многокилометровому коридору, освещённому свечами. На любительских съёмках похорон запечатлелись заплаканные лица тысяч ереванцев, аплодирующих актёру в последний раз...»

Фрунзик Мкртчян
Фрунзик Мкртчян

В этой же книге, Кора Церетели пишет, что в новогоднюю ночь, встречая 1994 год, армяне поднимали первый бокал не чокаясь, стоя и молча.

В Армении так пьют за почившего близкого члена семьи.

Той ночью в Ереване дали свет…