Что же такое черная риторика?
Черная риторика –это способ убедительной коммуникации, основанный на использовании всех доступных языковых средств и инструментов, включая вербальные, паравербальные и невербальные. Цель черной риторики заключается в том, чтобы убедить и доминировать над другими людьми, используя пошаговую стратегию и словесные приёмы, основанные на обмане, манипуляции, угрозах, запугивании и многом другом.
Она может быть заметна в различных сферах, включая политику, бизнес, личные отношения и среди групп или сообществ.
Есть несколько правил черной риторики, основанных Вольфом Шнайдером:
- Способ выражения должен быть простым и понятным.
- Говорящий должен четко выделять в своей речи основные положения.
- Главная мысль должна быть убедительной, которая фокусирует в себе всё послание.
- На протяжении всего разговора нужно повторять основную мысль, и не отходить от неё.
- Следует поиграть контрастами. В противопоставлениях «да или нет», «или-или», «черное или белое» проявляется определенная направленность, убежденность говорящего.
- Стирание границ между правдой и ложью, информацией и намеренным ее утаиванием дает преимущество.
- Успех приносят только адресные высказывания. Заставить соперника говорить, привести его в смущение — вот чего нужно добиваться, возражая ему.
Как противостоять черной риторике?
Есть несколько способов, давайте же разберёмся.
- Стоит помнить, что вы в любой момент можете прекратить разговор, если вам кажется, что он зашел не в то русло.
- Оставайтесь спокойными и придерживайтесь своей позиции, не смотря на провокации собеседника.
- Не стоит отвечать обидчику той же монетой, лучше обозначить границы, и объяснить, что вам не нравится, когда с вами общаются в таком тоне/ такой форме и т.д.
- Чтобы прекратить нападки, можно задать вопрос «К чему, собственно, вы все это говорите?!», что заставит его искать объяснения и говорить по существу.
- Во многих ситуациях, когда вы замечаете, что человек говорит информацию, которая кажется вам сомнительной, стоит узнать у собеседника, какие источники информации он использовал.
На что я опиралась, когда писала статью:
- Бредемайер К. Б87 Черная риторика: Власть и магия слова / Карстен Бредемайер; Пер. с нем. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 224 с. — (Серия «Нестандартный подход»). ISBN 5-9614-0107-3
Друзья, на этом статья подошла к концу. Мне очень интересно, сталкивались ли вы с черной риторикой и как вы на неё реагировали? Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Здесь много интересного про психологию общения).