Об удивительном месте Санкт-Петербурга и немного о гребле.
Быть может у каждого жителя Санкт-Петербурга есть свое, совершенно особенное место. Та точка на карте города, которую каждый определяет исключительно по своим внутренним ощущениям. Уголки нашего полного загадок и не разгаданных тайн города, где вне зависимости от полос, этапов, жизненных перипетий можно зарядиться особой энергетикой. Если можно так выразиться, точки мира на карте Петербурга, для петербуржца. Точки мира, точки магического притяжения, которые вдохновляют, заряжают космической энергией. Места, где проходит та нить из прошлого в настоящее, где прошлое застыло, как пейзаж на холсте художника. Мне повезло найти для себя несколько особенных мест в нашем городе и узнать некоторые их тайны.
Каменный остров знает и хранит много тайн. Находясь здесь, в тихой зелени ты забываешь о том, что находишься в городе, почти в самом его центре и словно из одного фильма перемещаешься в другой. Среди старинных особняков, многовековых деревьев есть единственный и неповторимый особняк, дача незаурядного человека, подданного Швейцарии Эдуарда Генриховича Фолленвейдера. Мало кто знает о том, что это, пожалуй, единственное здание Каменного острова, которое во время наводнения не затапливает. Полагаю, этому есть объяснение. Вероятно, будущий владелец особняка Э.Г. Фолленвейдер: прекрасный спортсмен-гребец, конькобежец, теннисист, футболист знал (мог знать) о погодных «сюрпризах», случавшихся в здешних местах. Возможно, Фолленвейдер мог быть очевидцем подъема воды в Неве во время наводнения и свидетельствовать мощь водной стихии. Географические и погодные обстоятельства не оставил без внимания-архитектор Роберт Фридрих (Роман Федорович) Мельцер, работая над проектом.
Не раз мне доводилось быть застигнутым стихией, приходилось оставаться на полностью затопленном водой Каменном острове. Здание гребного клуба «Спартак» (до революции 1917 г. ресторан «Кюба», Архитектор К.Г. Прейс), его первый этаж, в период наводнения полностью уходило под воду. Приходилось ждать, когда уровень воды начнет спадать и появится возможность выбраться из водного плена. Это сложно передаваемое ощущение- остаться одному в пустом здании, быть закованным в водные тиски и ждать милостыни природы, караулить момент когда появится возможность покинуть остров. Свист ветра, пролетающие с огромной скоростью облака и кругом только вода. Как правило, падение уровня может по времени достигать восьми часов,затем буря отступает, а природа погружается в тишину. Природа будто восстанавливается, приходит в себя после стресса.
Множество раз остров полностью заливало и лишь особняк Фолленвейдера (и еще, пожалуй, особняк архитектора Мельцера)оставались непреступным для воды. Дело в том, что высокий фундамент особняка находится на специально созданном возвышении, что препятствует подтоплению. Здание стоит на берегу Большого канала, который соединен с речкой Крестовкой. Канал разделяет Каменный остров на две части (у гребцов, эта небольшая протока, имеющая официальное название Большой канал, зовется речкой «Венеция»). Первым, кто поселился на Каменного острове, был его владелец канцлер Головкин. Немногим позже, канцлер Бестужев-Рюмин (жил на Каменном острове) был инициатором создания парка и именно при нем был выкопан канал. С обратной стороны особняка Фолленвейдера находится искусственный пруд с островом по середине. Пруд соединяется с Большим каналом протокой. Во время наводнения пруд заполняется водой, канал выходит из берегов, а находящийся на возвышении особняк остается защищенным от водных оков. Как мы знаем из истории нашего города и из истории Каменного острова в частности, Швейцарский подданный, человек не малого достатка, руководитель и совладелец портновского ателье «Генри», поставщик Императорского двора и большой любитель спорта Эдуард Фоленвейдер, в 1903 году заключил договор аренды земельного участка сроком на 90 лет (из истории известно, Екатерина II забрала Каменный остров в собственность Императорской семьи, однако в конце ХIХ века участки на острове стали сдавать в аренду). Уже в сентябре 1904 года архитектором Мельцером был представлен проект особняка. В последствии проект был доработан. Было решено возводить каменный особняк, внешне очень напоминающий средневековый замок в Скандинавском стиле (стиль Северный модерн). В творении архитектора Мельцера, придворного архитектора Императорского двора и руководителя крупнейшей в России мебельно-столярной фирмы, были воплощены новые архитектурные решения, позволяющие необычайно тонко вписать особняк в единое целое с ландшафтным окружением. Именно особняк Фолленвейдера вместе с собственным особняком Мельцера, а также доходными домами, возведенными по проектам Ф.И. Лидваля определили становление стиля Северный модерн в архитектуре Петербурга.
Особняк Фолленвейдера неоднократно был запечатлен в кино. Например: здесь находился Клуб самоубийц («Приключения принца Флоризеля») или дом Грильо («Господин оформитель»).
Про Эдуарда Фолленвейдера очень хорошо сказано в статье О.А Ролле «Дореволюционные гребные клубы Крестовского острова»
«Многосторонним спортсменом был известный в Санкт-Петербурге владелец модного портновского ателье «Ганри», заводчик и землевладелец (1974 г., владелец винокуренного и кирпичного заводов в Валдайском уезде, владелец земельных владений в Новгородской губернии) Эдуард Генрихович Фолленвейдер, обладатель знаменитого особняка «Сахарная голова» на Каменном острове (до 2009 г. здание датского консульства). Он был председателем Петербургского кружка любителей спорта, который находился на Крестовском острове и членом Санкт-Петербургского гребного общества. (Надо заметить, что членство в клубах, в том числе и спортивных, было предметом особой гордости даже для представителей великосветской знати, недаром на него обязательно указывали абоненты популярного адресного справочника «Весь Петербург»). Э. Фолленвейдер увлекался футболом, велосипедным, конькобежным, гребным спортом и достиг немалых успехов. Он был третьим призером чемпионата Европы в беге на коньках, неоднократным призером и победителем городских и всероссийских соревнований по академической гребле. Во многих спортивных журналах того времени фамилия Фолленвейдер встречалась довольно часто, например: «17 июля, Санкт-Петербургское гребное общество устроило гребное состязание одиночек скифов-аутригеров (лодка с выносными уключинами) на “Кубок Невы” и звание первого гребца Санкт-Петербурга. Ныне оспаривать его явились 2 гребца Санкт-Петербургского гребного общества гг. Фолленвейдер и Маркс. Оба состязались на скифах-аутригерах одиночках, на дистанцию 1,5 версты по течению Средней Невки от Елагиноостровского моста. В результате Фолленвейдер обогнал своего конкурента на 17 м. Почетный кубок Невы до будущего года был вручен г. Макферсоном при подобающем приветствии г. Фолленвейдеру, фамилия которого будет выгравирована на кубке». В кают-компании гребного клуба «Знамя» сохранилась памятная доска, на которой выбиты имена всех победителей первенства клуба, начиная с момента учреждения этих гонок. Имя Э. Фолленвейдера значится на этой доске. Он был победителем соревнований в 1901 г.»
Я с большим удовольствие пишу об этом человеке, о его особняке, об этом месте и острове, на которым все указанное находится. Пишу и делаю это легко, вдохновляясь воспоминаниями далекой юности. Как-то мне в голову пришла мысль попросить известного художника написать дом Фолленвейдера на фоне осеннего пейзажа. На удивление он согласился. И я подумал вот о чем. Интересно, сегодняшние архитектурные формы и здания будут ли впечатлять, завораживать, притягивать к себе через 100 лет жителей Санкт-Петербурга, как сейчас притягивают некоторых здания, построенные конце ХIХ в. в стиле Северный модерн?
/Особняк Фолленвейдера на Каменном острове/
А.В. Смирнов kbstech.ru