В первой части я рассказала о самых популярных теориях о наказании Медузы Афиной и о том, почему эти теории мне не нравятся. Во второй части я начала раскапывать информацию о самой Афине и о видах мифов, включающих в себя изнасилование. Советую прочитать их, чтобы составить свое мнение о том, почему Афина наказала Медузу, хотя последняя жертва изнасилования.
Спешу напомнить о том, что у меня теперь есть свой телеграм-канал, где можно увидеть больше моих мыслей, идей и мнений. Там я часто делюсь еще и тем, как проходят мои читательские будни, так что точно есть, на что посмотреть!
Я была в полной растерянности, когда изучила вопрос мифологических изнасилований, так как не могла понять, почему Афина наказывает жрицу собственного храма, хотя наоборот вроде бы должна была проникнуться к ней сочувствие. Мне помог продвинуться древний текст.
Новая история
Совершенно необычным и неожиданным оказалось упоминание о Медузе от Гесиода.
Сопрягся с Медузою той Черновласый
На многотравном лугу, средь весенних цветов благовонных.
То, что встреча Медузы с Посейдоном (это и есть Черновласый) происходит на цветочном лугу, окрашивает историю в совершенно другие тона. Здесь стоит вспомнить второй вид мифов о parthenoi, где бог соблазняет героиню. А тут у нас есть и луг, и мотив соблазнения, и эротическое преследование - все сходится. Тогда я подумала о том, что мы, смотря из будущего, неверно понимаем то, что происходило в мифе о Медузе. Что если так?
Соблазнение
В статьях мнения крайне противоречивы. В эссе Мэри Лефковиц я нашла интересную мысль. Она видит в мифах об изнасиловании смертных женщин богами элемент соблазнения - parthenoi очарованы богами и после секса с ними получают определенные преимущества (например, их дети становятся известными героями). Ниже я коснусь этого вопроса.
В древнегреческом мифе соблазнение считается серьезным преступлением, особенно, если оно происходит в доме, где живет женщина. Смертные мужчины в мифах получают серьезные наказания за соблазнения. Как Лефковиц высказывается в своей статье, древнегреческие боги не насилуют женщин, а скорее соблазняют их. Им, в отличие от смертных мужчин, такое позволительно: в силу положения, в силу того, что женщины получают от своей связи с богом что-то взамен.
Встреча parthenoi и бога чаще всего происходит вдалеке от дома (до соблазнения девушки в родном доме боги все же не “опускаются”), в красивом месте (например, на цветущем лугу).
Здесь стоит отметить сцены преследования. Сила взгляда играет важную роль - считается, что эрос зарождается именно со взгляда (об этом я рассказывала здесь). Зная это, мы можем трактовать как желание то, что женщина оглядывается на бегущего за ней мужчину на древнегреческих вазах. Она, конечно, убегает, но очарована, не может отвести взгляда от своего преследователя.
Все вышеперечисленное довольно неплохо объясняет, почему Афина прогневалась на Медузу. Если мы принимаем тот факт, что боги правда соблазняли смертных женщин, что они добровольно соглашались на секс с ними, то Афина вполне могла прогневаться на свою жрицу, которая вступила в связь с богом, утратила свою девственность, будучи на службе у богини-девственницы. Замечу, что культ Афины принимал замужних служительниц, но тут важно именно замужество, не сексуальный опыт женщины. Тем не менее все это выглядит довольно странно - почему тогда Овидий описывает ситуацию как изнасилование? Этика изменилась? Поэт пытается вызвать у читателя сочувствие к прекрасной Медузе, проклятой Афиной и убитой Персеем?
Как вы видите, однозначного ответа до сих пор нет. Допускаю, что моих знаний о древнегреческих культуре и мифологии не хватает, чтобы охватить всю ситуацию, рассмотреть ее со всех сторон. Какого мнения придерживаюсь я?
Я уверена, что мы неправильно трактуем миф, смотря на него глазами современного человека. Для меня диковатой выглядит идея Мэри Лефковиц о том, что все изнасилования, совершенные богами, можно назвать соблазнениями. Тем не менее, я вижу в этом смысл, в рамках мифа о Медузе этот взгляд многое объясняет.
Я допускаю, что в отношениях Медузы и Посейдона присутствовал элемент соблазнения. Для меня также имеет смысл психоаналитическая теория о сексуальности Афины и Медузы. В моей голове существует симбиоз этих двух теорий.
Делитесь, какие мнения есть у вас, что думаете, почему Афина наказала Медузу? Заходите ко мне на канал, отметьтесь в опросе, как считаете вы?
Список литературы
- Susan Decay - The vulnerability of Athena. Parthenoi and Rape in Greek Myth
- M.D. Beth J. Seelig - The rape of Medusa in the temple of Athena. Aspects of triangulation in the girl
- Janie Slabbert - The metaphorics of erotic pursuit and sexual violence in classical mythologyand its transformations by women poets
- Eva C. Keuls - The reign of Phallus: sexual politics in Ancient Athens
- Sue Blundell - Women in Ancient Greece
- Angeliki E. Laiou (red.) - Consent and Coercion to Sex and Marriage in Ancient and Medieval Societies
- Гесиод - Теогония
- Овидий - Метаморфозы