Вечера новогодних каникул я провела как в 1998 году - взахлёб смотрела сериал "Улицы разбитых фонарей". Да-да, именно тогда этот сериал впервые вышел на экранах телеканала ТНТ. Граждане нашей страны доедали салаты и проводили время за просмотром нового сериала про милиционеров. В январе 98 успех был оглушительный. Вот и я в 2024, к счастью никогда не смотревшая данное произведение киноискусства, очень прониклась героями, сюжетом и атмосферой.
Моя несбыточная мечта - работать оперативником или следователем в убойном отделе. Но я трезво смотрю в глаза реальности и понимаю, что я девушка, которая боится ходить по тёмным подъездам и дворам, у которой нет специальной физической подготовки, профильного образования и есть небольшой вес и рост. Поэтому всё, что мне остаётся - это любить сериалы про милицию- полицию и разные расследования.
Здесь я расскажу о своих любимчиках и о том, почему считаю подобные сериалы интересными и познавательными.
Мне не подходят любые сериалы. У меня есть критерии отбора. Обязательно должен быть интересный и не наивный сюжет, приятные герои и актёрская игра повыше среднего.
В моём топе "На углу у Патриарших" (1995), "Бандитский Петербург", "Убойная сила", "Улицы разбитых фонарей".
Здесь есть всё то, за что я ценю подобные сериалы: понятия о дружбе, чести и взаимопомощи, тут добро всегда побеждает зло, даёт надежду, что все будет хорошо, что мы в итоге "прорвёмся".
Помните? "Да! И если завтра будет круче, чем вчера "Прорвёмся"-ответят опера",
или "Ты рисковал собой не раз, шутя, И знаешь, что такое боль. Ты в пьесе жизни выбрал для себя Нелегкую роль".
Ещё мне очень нравится наблюдать за обстановкой тех лет: за прохожими, за социальными ситуациями, которые разыгрываются в сериале. Некая аутентичность, атмосферность. Важно, что эти сериалы снимали именно во время, о котором идёт речь, а значит, что там нет "закосов" под прошлое, сюжеты взяты из головы современников, антураж естественен. Что-то вроде "что происходит и в чём живём, о том и снимаем".
Даже допускаю, что большинство сюжетов могут быть на самом деле вымышленными, но ведь настроение и актуальные темы тех лет правдивы! После просмотра этих сериалов у меня то и дело вырывались фразы "всю страну разворовали"(в сериале "На углу у Патриарших" часть сюжета разворачивается вокруг музеев, из которых американцы незаконно вывозили ценности из России), "трагедия народа, у которого страна рухнула, а новой нет" (про развал СССР) и другие не совсем молодёжные фразочки. А ведь я в 1995-м только родилась, информацию о том времени могу только читать, слышать от родителей и от вас, очевидцев. И слышу разную, ведь все жили по-разному. Мои родители, например, не находились в кругах бандитов, преступлений, голодных граждан или чиновников. Нет у них личных захватывающих историй, хотя папа с мамой рассказывали о шокирующих событиях в жизнях своих знакомых. А в последнее время вообще появились деятели, которые говорят, что 90-е - это про невероятную свободу, мол этого не надо бояться, тогда всё было здорово и дышалось легче. Может, в силу молодости или нестабильности воздух был слаще?
Ага, здорово оказаться в непрятном положении за отказ платить крыше, очень здорово, когда ценные вещи из региональных музеев (и не только региональных) продаются иностранцам частными лицами с целью наживы, и никто за этим не следит? Здорово требовать свободы на площадях, а домой приходить и думать, чем покормить себя и детей?
Не очень здорово, я считаю. Я ценю спокойствие на улицах, радуюсь безопасности и не радуюсь, когда читаю новости о происходящих сейчас событиях в духе 90-х.
Более или менее общее представление об обстановке тех лет я получила в том числе и из сериалов про ментов.
Во время просмотра "Бандитского Петербурга" я распрощалась с любой романтизацией воровской жизни. Эти люди - убийцы и воры. Даже если они были сильны и богаты, их извращённые понятия за богатством не спрячешь.
В одном из сериалов героиня с укором сказала милиционеру:
"Зато их женщины и дети сыты",
на что милиционер ответил:
"За счёт других женщин и детей".
Считаю это исчерпывающим ответом.
Кстати, планируют снять 21-й эпизод "Бандитского Петербурга". Действия развернутся в 2013-м году. Над сценарием работал Андрей Константинов, а сейчас продолжает работу его соавтор Игорь Шушарин. Мне будет интересно посмотреть, что же у них получится снять про наше время.
В сериале "На углу у Патриарших" действие разворачивается в Москве. Очень необычно было осознавать, что всего лишь тридцать лет назад Москва была такой неказистой. Заглянув в прошлое понимаешь, в каком комфорте и красоте мы сейчас живём со всеми такси, доставочками и интернет-магазинами. А любой вопрос можно за пару секунд задать поисковику в интернете или позвонить по смартфону.
Сериал "Убойная сила" - мой любимец. Даже гуляла по его следам: находила места, где велись съёмки. Сезон про Чечню я проплакала. Люблю всех его героев, грустила, когда посмотрела до конца и больше серий не осталось. Будто маленькая жизнь завершилась.
Интересна история начала съёмок сериала "Улицы разбитых фонарей". Оказывается, его начали снимать без достаточного бюджета (по первому и второму сезону можно это понять), актёры работали практически за идею (на Ленфильме тогда бегали собаки, гражданам было не до создания кино), а разрешение на проведение съёмок на улицах города подписывал лично Путин (он тогда работал в администрации города).
По мере просмотра сериала я с интересом отмечаю, что в начале века появились уже привычные нам коммерческие структуры: Sela, Максидом, ЕвроАвто и другие. С одной стороны, это понятно и общеизвестно, но с другой, мне необычно осознавать, что люди уже жили среди того, что есть у нас сейчас. Порадовали съёмки в универсаме Бабилон на Петроградской, так как я люблю этот универсам и интересно было его увидеть в то время (он с тех пор почти не изменился). Всегда смотрю в конце серий раздел "Благодарность за помощь в проведении съемок", где обозначены заведения и организации, где снимали серию. Я потом там мимо прохожу и сравниваю, что изменилось.
А ещё в пятом сезоне была серия, в которой Соловец и Дукалис отправились на задание в Крым. Мухомор предупредил, что они едут "в государство, которое желает вступить в НАТО".
Соловец и Дукалис садятся в поезд, и в купе с ними соседствует Степан Григорьевич в вышиванке, который говорит следующее:
"И что же вы, Россия, предлагаете нам? Объединяться вместе с вами и с красной Беларусью? Это что же, снова быть вашей младшей сестрой? Хватит, это мы уже проходили! Вы помните, с чего начиналась Русь? Киев - мать городов русских! В корень надо смотреть, с Киева все начиналось, Киев и должен объединять всех славян. А под москалями мы уже были. Три с половиной века пресмыкались перед вами".
Далее он обращается к Дукалису:
"Вот вы, ваша фамилия Дукалис. Это ж не русская фамилия. Латыш на четверть? Вот вам яркий пример ассимиляции малых народов. Ну какой же вы латыш? Вы же как джин-тоник - название есть, а продукта нема".
Дукалис резко прекращает этот разговор. Соловец мирно спрашивает у Степана Григорьевича будет ли он чай, на что тот отвечает:
"я не розумею вашу собачью мову".
Далее в Крыму их приветливо встречает честный мент Григорий Сичкорук, совместно с которым Дукалис и Соловец раскрывают дело. Это 2002 год. Ни к чему не веду, но очень интересная социальная и даже политическая зарисовка.
В общем, интересно и познавательно в определённой мере смотреть, какой был город, чем жили люди, чего боялись, как общались. Сейчас я на пятом сезоне Улиц. Досмотрю и что дальше буду смотреть - не знаю. Помогите! Посоветуйте!
Из более новых мне понравились "Филин" (снимался в Петербурге), "Ищейка" (снимался в Крыму) и всем известный "Метод" с Хабенским. "Метод" первый сезон посмотрела раза три, второй сезон не досмотрела, не так увлёк. Ещё смотрела какой-то похожий на "Метод", вроде называется "Волк", но он адаптирован с иностранного сериала, в нём картинка совершенно вылизана.
Какую разницу я вижу между старыми сериалами и новыми (говорю сейчас не только о "ментовских" сериалах)?
Да, новые сериалы сняты круче (Триггер, Метод, Аврора, Содержанки и прочие), намного более стильные и качественные. Но нет в новых сериалах такого чёткого понятия дружбы и справедливости. В новых будто мораль размыта и не понять, кто хороший, кто злой, кто герой, а кто антигерой. Там все просто люди. Это жизненно, но это не воспитывает и не поддерживает в трудную минуту.
Если в старых сериалах бандит есть бандит, и Плаха/Ларин/Дукалис/Обнорский ни за что не будут с бандитом сотрудничать, то в новых вроде есть борец со злом в обществе, но он сам маньяк. Или есть борец за честность, но сам изменил мужу/жене с преступником. Есть психолог, но ему самому нужен психолог. И вот ты уже и не знаешь, за что в этой жизни держаться, что хорошо, а что - не очень. Кем быть и какие принципы иметь? А главное, не показывается конец таких "смежных" героев, как в случае с Челищевым: пошёл бороться со злом, сам к нему неизбежно примкнул, погиб, как зло, хоть и в борьбе со злом.
Ну и в конце концов, эти сериалы меня успокаивают. Не знаю почему. Наверное, потому что я переношусь в другое время. В прошлое. В такое прошлое, где всё "бриллианты" лежат под ногами, где меньше конкуренции и не все сферы освоены, где "бери и делай, и будет успех", где люди ещё не так пресыщены. Кто-то любит миры фэнтези, а я люблю сериалы про "ментов". Русскоязычные, конечно, потому что моя родная культура мне близка и чувствую каждое событие не мозгом, а сердцем.