Найти тему

Маркетинг в 2024 году: очевидные и неочевидные тренды и как все это применить на практике (часть 1)

Привет всем гостям и подписчикам Школы маркетинга и развития бизнеса! Сегодня поговорим о том, что важно знать каждому маркетологу, менеджеру маркетплейсов, селлеру, специалисту по продажам и управленцу перед тем, как планировать свой 2024 бизнес-год!
Впереди вас ждет 10 трендов и полезный бонус тем, кто дочитает до конца!

Прошлый год показал, что в нашей жизни есть нечто постоянное - это перемены!
В 2023 году мы относительно адаптировались к кризисам. Появилось много новых площадок и сервисов, которые заменили ушедшие. Продолжало трансформироваться поведение потребителей. На фоне снижения потребительского спроса бренды прочувствовали необходимость рекламы, чтобы оставаться жизнеспособными. Конечно же, это сказалось на ключевых показателях рекламного рынка.
Подробнее рекомендую изучить материалы Sostav, я хорошо позалипала в эти январские в инфографиках. Адаптироваться пришлось и в рамках коммуникационной стратегии: все мы помним ряд санкций в соц.сетях и вступление в силу поправок к закону о рекламе.

И это далеко не полный список того, чем нам запомнился 2023 год. Но это уже прошлое, уроки которого нужно просто усвоить. На дворе 8 января 2024 года, совсем скоро маркетологи, менеджеры по продажам, селлеры и предприниматели вновь погрузятся в рабочие вопросы и свежим взглядом посмотрят на свою стратегию на этот год. Скажу по опыту: большая часть компаний в декабре подводят оперативные итоги года, крупными мазками намечают вектор, куда дальше плыть, а уже в январе после праздников проводят сессии стратегического планирования для актуализации целей и приземления плана их достижений. Именно потому данная статья может стать очень полезной для специалистов и управленцев.

Итак, что нас ждем из очевидного и неочень в 2024 году?

ТРЕНД 1 - Глобальный рост аудитории соцсетей

Изучив статистику DemandSage, я выделила несколько ключевых моментов.
Мировой показатель на конец 2023 года – 4,95 млрд пользователей, это практически 61% от всего населения! Кто любит графики, делюсь данными о трендах роста с прогнозом до 2027 года:

Если говорить про состав, то Топ-3 стран с наибольшим количеством пользователей: Китай, Индия и США. Россия на 6 месте.

Любопытно было посмотреть прогнозы по приросту к 2027 году в разрезе стран, занимающих первые 6 мест. И вот, что получилось:

  • Китай - прогноз по приросту 18,6%
  • Индия - прогноз по приросту 55,9%
  • США - прогноз по приросту 8,3%
  • Индонезия - прогноз по приросту 20,3%
  • Бразилия - прогноз по приросту 13,8%
  • Россия - прогноз по приросту 9,8%

Почему соцсети я выделила в первую пятерку трендов?
Очевидно. Посмотрите на прогнозы, динамика превышает даже США. Помимо этого отмечу, что в список из 17 крупнейших мировых социальных сетей попал Telegram (700 млн пользователей). В нашей стране его вместе с социальной сетью «ВКонтакте» ежедневно использует половина нашей страны. Задумайтесь только – половина! А ведь еще есть ОК, Дзен и Pinterest (450 миллионов пользователей по всему миру).

Динамика показателей популярных социальных сетей (источник - инфографика и данные Mediascope)
Динамика показателей популярных социальных сетей (источник - инфографика и данные Mediascope)

Что сделать сегодня?
Если вашего бренда нет в социальных сетях или аккаунты покрылись паутиной, сейчас – самое время все исправить! Но стоит учесть, что нужно грамотно просчитать ресурсы на развитие своих площадок. А в случае, если вы селлер и развиваете собственный бренд на маркетплейсах, не забывайте про внешний маркетинг! Подробнее о значении социальных сетей для селлеров расскажу в следующих постах.

ТРЕНД 2 - Маркетплейсы с нами остаются и это не шутки

Мы видим, как ежегодно доля продаж на маркетплейсах растет. Мне кажется, к 2024 году уже пора всем, кто связан с товарным бизнесом, пройти финальные стадии принятия этого факта.
Да!
Ритейл ушел в маркетплейсы.
Ну не совсем ушел, конечно, но популярные площадки отлично стараются с 2020 года, привлекая к себе аудиторию. Этот канал сбыта набрал серьезные обороты.
Посмотрите статистику:

Маркетплейсы уверенно обходят другие интернет-магазины с огромным разрывом - даже независимо от месяца (источник: Mediascope)
Маркетплейсы уверенно обходят другие интернет-магазины с огромным разрывом - даже независимо от месяца (источник: Mediascope)

Кажется, не так давно многие заказывали на Алике, пытались разобраться в качестве товара, читали странные описания, искали по всей сети отзывы на конкретный артикул, иногда находили, заказывали, ждали достаточно долго, в ряде случаев разочаровывались…
После был этап скудных попыток развития e-com по-русски, далее - интенсивы и обучения по продажам на Amazon.
И вот с пандемийных времен для большинства распахнулся мир маркетплейсов. И этот мир сегодня цифровой, любые покупки мы можем совершать с помощью телефона. Мы уже на себе почувствовали, что нам часто проще заказать на Avito, Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркете», чем на «Алике» или пойти в офлайн-магазин.

Привлекательность Aliexpress сильно снизилась после февраля 2022 года (источник: Mediascope)
Привлекательность Aliexpress сильно снизилась после февраля 2022 года (источник: Mediascope)

Товар уже находится у покупателей «в кармане»: нужно лишь нажать несколько кнопок и очень скоро забрать его в пункте выдачи рядом с домом. Это наша реальность.
Об этом стоит задуматься.

Что сделать сегодня?
Если у вас есть товар, но вас нет на популярных маркетплейсах или там нет системных продаж, то в 2024 году вам следует серьезно изменить подход в работе с этим каналом сбыта. Да, именно каналом сбыта, т.к. я не сторонник слепого поклонения площадкам, я выступаю за осознанный и системный подход к построению системы маркетинга и продаж, нацеленной на рост не только выручки, но и прибыли бизнеса.
Действуйте!

ТРЕНД 3 - Гиперперсонализация с помощью BigData и Аналитики

Думаю, что бизнес начинает ощущать изменение поведения потребителей. Это естественный процесс, но он диктует свои правила игры. Сегодня потребитель ожидает индивидуального обслуживания. Потребитель говорит «нет» массовому маркетингу!

Источник - https://ru.freepik.com/free-photo/
Источник - https://ru.freepik.com/free-photo/

Хочу отметить, что тренд состоит не просто в персонализации, в этом ключе грамотные маркетологи работают уже несколько лет, а именно в гиперперсонализации. Ведь такой подход будет строиться исключительно на данных, полученных по всему пути клиента и из различных точек взаимодействия — будь то соцсети, сайты бренда или даже обычные офлайн магазины — бренды могут использовать эту информацию с помощью сложной аналитики. Именно это и приводит к построению и следованию гиперперсонализированным маркетинговым стратегиям, в которых контент, рекомендации по продуктам и даже реклама настраиваются для отдельных групп потребителей.

Свежая статистика подтверждает: «78% пользователей покупают повторно и рекомендуют своим близким магазины и бренды с индивидуальным подходом».

Я считаю, что по мере развития технологий больших данных и алгоритмов машинного обучения эта тенденция будет развиваться, делая стратегии массового маркетинга все более устаревшими. Уже сейчас для продвинутых брендов с решением задачи гиперперсонализации помогают технологии, например, дополненная реальность. Здорово же посмотреть мебель в собственном интерьере, примерить костюм или оттенок помады перед приобретением.

Что сделать сегодня?
Не переборщите с гиперперсонализацией! Если она выглядит как слежка или пристальное внимание, покупатель скорее откажется от этого бренда! Проверьте!
И, прошу, при работе с данными пользователей относитесь к ним бережно! И без того уже достаточно неэтичных методов передачи клиентских баз, люди устали от коммуниикации, на которую не давали свое согласие!

ТРЕНД 4 - Время инфлюенс-маркетинга

Глядя на итоги 2023 года и прогнозы распределения маркетинговых бюджетов в 2024 году ряда крупных брендов, можно с уверенностью предположить что маркетинг влияния продолжает устойчиво расти. Мировой рынок обещает рост инвестиций на 20%. Россия не отстает, в нашей стране это в т.ч. связано с невозможностью использовать рекламных возможностей популярных ранее площадок и, конечно же, активным ростом маркетплейсов.

С первым фактором, думаю, многим все понятно.
Второй - менее очевиден. Рост конкуренции на площадках растет ежедневно, внутреннее продвижение становится менее эффективно в рамках привычных бюджетов брендов, в связи с этим некоторые селллеры уже в 2023 году стали пробовать для своего продвижения внешний маркетинг. Один из популярных методов внешнего продвижения - работа с блогерами.
Источник - https://ru.freepik.com/free-photo/
Источник - https://ru.freepik.com/free-photo/

По данным «Influencer Marketing Hub» во всем мире в 2024 году на маркетинг влияния будет потрачено 21 млрд долларов. Самые активные - красота и мода. Но есть тенденция к росту спроса на участие инфлюенсеров в развитии брендов в сфере медицины и финансов.

Однако, помимо роста инвестиций в инфлюенсеров будет подниматься и планка. Уже недостаточно будет просто снять видео, бренды будут ожидать нативный и качественный контент. Именно потому все чаще будут появляться «карманные блогеры» конкретных брендов.

Коротко отмечу, что в 2024 году ряды инфлюенсеров активно будут пополнять зумеры, которые, кстати, являются сейчас основными трендсеттерами! При этом более половины из них готовы уже сейчас бросить свою работу, чтобы заниматься только блогом.

Источник - https://www.bazaarvoice.com/blog/marketing-to-gen-z/
Источник - https://www.bazaarvoice.com/blog/marketing-to-gen-z/

Важно: в 2023 году в европейских и американских соцсетях стали набирать популярность деинфлюенсеры. Они наоборот советуют своей аудитории не покупать товары конкретных брендов. Они также позиционируют себя как разрушители мифов: рассказывают о манипулятивных аспектах рекламы брендов, лицемерии, разоблачают фейковые новости. В нашей стране такой контент тоже есть, но пока не в таком объеме. Однако, следует учитывать, что его может стать больше.
Рекомендую держать руку на пульсе.

Что сделать сегодня?
Если у вас есть бренд, вам следует включить в свой бюджет статью «инфлюенс-маркетинг», однако не спешите «сливать» деньги на селебрити, присмотритесь к локальным инфлюенсерам, чья аудитория хоть и меньше, но более однородна, а ее коммуникация с лидером мнений более приватна. В таком случае есть вероятность, что подача будет нативна, а ваш продукт вызовет интерес среди подписчиков. Если хотите вырастить своего инфлюенсера и взор упал на зумера, учитывайте, что это поколение в своем большинстве выбирает ответственный маркетинг! Проверьте свой!
Если вы селлер и заинтересованы в росте продаж, возьмите у меня консультацию по внешнему маркетингу, где я конкретно расскажу про перспективы привлечения иинфлюенсеров к продвижению вашего товара.

ТРЕНД 5 - Рост качества контета и доверие к UGC

Этот тренд не такой очевидный, как первые 4, но он не менее важен, особенно в процессе разработки или актуализации стратегии для брендов. Он переплетается с темами гиперперсонализации и инфлюенс-маркетинга — мы видим, что люди продолжают доверять людям.

Рынок контент-маркетинга растет количественно и качественно — как в мировом масштабе, так и на уровне нашей страны. Благодаря автоматизации у брендов есть возможности анализировать показатели эффективности своей контент-стратегии.

Для контента, который создают пользователи, даже есть свой термин — UGC.

Источник — https://ru.freepik.com/free-photo/
Источник — https://ru.freepik.com/free-photo/

Именно он набирает больше всего позитивных откликов, плюс эти публикации бесплатные для вас. Под эти задачи не придется нанимать копирайтера, дизайнера или SMM-специалиста, чтобы снабжать компанию таким контентом. Но в зоне вашей ответственности остается важный момент — мотивировать вашу аудиторию создавать его. В отдельной статье рассмотрим подробно эти способы. Сила UGC-контента в его нативности: такие искренние посты с отзывами о продукте от лица ваших реальных пользователей являются рекомендациями. Именно так и работает принцип социального доказательства.

Согласно исследованиям 84 клиентов утверждают, что верят публикациям других людей больше, чем рекламе.

Что сделать сегодня?
Если вы развиваете бренд, проверьте, есть ли у вас контент-стратегия, кто создает контент и какая доля в нем UGC? Ответьте прямо сейчас себе на вопрос «Как вы мотивируете своих пользователей вас рекомендовать?».
Внедрите автоматизацию, если еще не сделали этого, ведь маркетологам она позволяет собирать статистику, анализировать данные, генерировать инсайты о мышлении потенциального потребителя, повышать качество контента и делать его максимально персонализированным.
Если вы селлер, не расслабляйтесь, этот тренд касается и вашего бренда! Сарафанное радио работает всегда, независимо от канала сбыта продукции. А про значение отзывов под вашей карточкой - уверена, вы знаете!

На этом тренды не заканчиваются!
Уже завтра во второй части статьи я расскажу про вторую пятерку, которая ощутимо повлияет на развитие вашей компании или бренда в 2024 году!

  • Делитесь этой статьей с теми, кому желаете развития и процветания в 2024 году! Уверена, им будет приятно и интересно!
  • Сохраняйте, чтобы не потерять и обязательно примените прочитанное на практике!
  • Подписывайтесь на мой канал и сообщество в ВК, чтобы быть в курсе свежих новостей из мира маркетинга, аналитики, а также развития продаж на маркетплейсах!

Если есть вопросы, обязательно их задавайте в комментариях или личных сообщениях в ВК!

На связи с вами,
Елена Мазина и
Школа маркетинга и развития бизнеса!