Найти в Дзене

Трагедия знаменитого полотна Репина

картина "Иван Грозный убивает своего сына Ивана 16 ноября 1581 года" считается одной из самых таинственных картин великого художника. На ранней стадии написания полотная с художником стало твориться нечто неладное... Репин признавался, что убирал холст с глаз долой, что образ, написанный им самим, вызывал у него страх. Изучение биографии Иивана Грозного заставляло художника концентрироваться на патологических чертах личности царя: Я работал как завороженный, - писал Репин. - Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал её. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то звало меня к этой картине, и я опять работал над ней. Репину в разное время позировало несколько натурщиков. До нас дошли этюды головы царевича, в которых узнаются художник В.К.Менк и знаменитый прозаик Всеволод Гаршин, который вскоре после позирования бросился в пролёт лестницы! В 1885 году картина была готова, и стал вопрос о её приобретении для Третьяковской галереи. Но чиновн

картина "Иван Грозный убивает своего сына Ивана 16 ноября 1581 года" считается одной из самых таинственных картин великого художника. На ранней стадии написания полотная с художником стало твориться нечто неладное... Репин признавался, что убирал холст с глаз долой, что образ, написанный им самим, вызывал у него страх. Изучение биографии Иивана Грозного заставляло художника концентрироваться на патологических чертах личности царя:

Я работал как завороженный, - писал Репин. - Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал её. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то звало меня к этой картине, и я опять работал над ней.

Репину в разное время позировало несколько натурщиков. До нас дошли этюды головы царевича, в которых узнаются художник В.К.Менк и знаменитый прозаик Всеволод Гаршин, который вскоре после позирования бросился в пролёт лестницы!

В 1885 году картина была готова, и стал вопрос о её приобретении для Третьяковской галереи. Но чиновникам не понравилась идея царя-убийцы. Многим не нравился и мотив крови на холсте. Картина долго стояла в личной комнате П.Третьякова, пока, наконец, не заняла достойное место в залах галереи. Это стало возможным благодаря хлопотам художника Боголюбова - в прошлом воспитателя царя.

Но с появлением холста в музее началась его трагическая история. В музей стали приходить члены террористических организаций, чтобы, стоя возле картины, произносить слова клятвы. Они клялись "бороться с ненавистной им монархией до последней капли крови".

16 января 1913 года молодой иконописец Абрам Балашов, придя в Третьяковскую галерею, изрезал картину ножом. Хранитель Третьяковки видел, как незадолго до закрытия музея молодой человек быстрым шагом прошёл по летснице вверх, а затем раздался резкий звук. Хранители бросились наверх и увидели, что на картине зияют три страшных пореза. Преступника задержали. На допросе он постоянно повторял одну и ту же фразу: "Довольно крови!". Балашова признали душевнобольным и в течение двух месяцев лечили в психиатрической клинике.

За этим мрачным событием последовала ещё одна трагедия. Главный хранитель музея художник Хруслов не выдержал эмоционального потрясения и слёг в постель, а через неск*олько дней бросился под поезд в Сокольниках.

За восстановление картины взялся известный реставратор и живописец И.Э. Грабарь. Картина, изначально написанная масляными красками, была отреставрирована с помощью акварели (беспрецендентный случай в истории живописи!). Сразу же после покушения Грабарь пригласил в Москву самого Репина, который переписал маслом лицо Грозного и царевича. Но после стало ясно, что новый красочный слой, высохнув, составить резкий контраст с цветовой гаммой оригинального полотна. Именно поэтому Грабарь смыл новейшую запись и восстановил картину акварелью.

В честь "Воскрешения" репинского полотна в московском ресторане "Прага" состоялся торжественный вечер. В адрес художника было сказано много тёплых слов. И сам звмысел полотна, и его воплощение выдержали испытание временем.