Найти в Дзене

Константин Симонов на чаше весов истории

Оглавление

В наше время не иссякает острый интерес читателей и зрителей к произведениям К. Симонова. Его имя постоянно присутствует в обзорах критиков, на театральных афишах, в репертуаре кинотеатров - так было в военные годы, и двадцать лет назад, и сегодня.

Творчество Симонова волнует не только тех читателей, для которых его стихи и очерки стали частью их военной судьбы (этих людей осталось совсем немного), но и тех, кто по молодости лет войны не видел. Наши представления о войне сложились в немалой степени под воздействием произведений Симонова.

-2

О войне написано много и многими, но описал ли её кто-то с истинно толстовским талантом?

Биография и всё творчество писателя К. Симонова убеждают в огромном литературном таланте мастера, который ковался под пулями и разрывами снарядов Великой Отечественной войны.

Какая чаша симоновских весов окажется тяжелее?

-3

О его литературном наследии, о поэзии и публицистике, о его переводческой деятельности, как минимум подарившей советскому читателю поэзию Киплинга, о его военных дневниках и, конечно, романах, без которых немыслима ни литература второй половины ХХ века, ни наше сегодняшнее осмысление Великой Отечественной войны. Он был серьезным, глубоким и очень деятельным человеком нелегкой судьбы. С ним считались, его знали и уважали едва ли не все крупные люди эпохи, особенно военные. Считаю, что К. Симонова можно считать одним из самых главных писателей о ВО войне, что бы там ни говорили ненавистники советской власти.

Эпос, созданный Константином Симоновым, особенно две трилогии, если в чем-то и уступает толстовскому роману, так, пожалуй, лишь в глубине и разнообразии психологического проникновения автора в его героев. Но ведь при этом следует помнить о том, что и советские люди, и советское общество первой половины ХХ века существенно отличалось от высшего общества Российской империи первой половины века XIX.

В чем отличалось?

В общей и индивидуальной культуре, образованности, главное – в отсутствии личной свободы. Советский гражданин свободен не был. И не мог быть. Ни в поступках, ни в разговорах, ни во взглядах на действительность. И Константин Симонов в лучших, особенно поздних своих вещах писал обо всем честно и, насколько это было в его время возможно, полно.

Так или иначе, но он рассказал о войне и мире искренне. Это и его превосходные диалоги, глубина публицистических отступлений, эпизоды о яростных сражениях, о страхе и ужасе военных лет.

Сражение под Могилевом, которому он был свидетелем, потрясло Константина Симонова и легло в основу романа-трилогии «Живые и мертвые».

Один из ярчайших его героев, командарм Серпилин, прошел все девять дантовских кругов Ада – от Гражданской войны, сталинских лагерей, окружения в белорусских лесах и болотах до Сталинградской бойни и наступления на Западном фронте, не утратив ни ума, ни сердца.

«Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, – поле под Могилевом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков...», – писал позже Константин Симонов.

Боям под Могилевом, мужеству воинов Симонов посвятил не только роман «Живые и мертвые», но и такие произведения, как «Солдатами не рождаются», «Последнее лето», «Разные дни войны».

С июня 1941 года до ноября 1942 года – Симонов стремился широко показать русского человека на войне, охватить как можно большее количество событий, посетить различные участки фронта.

-4

В годы войны Симонов написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война».

После того как в «Правде» было опубликовано стихотворение «Жди меня», посвященное любимой женщине – актрисе Валентине Серовой, К. Симонов стал самым известным и почитаемым поэтом в стране. Это стихотворение перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, выпускалось, как листовка, постоянно читалось по радио, переписывалось в письмах фронтовиков. Оно учило воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы и, конечно, жить.

Широкую известность ему принесли и стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Если дорог тебе твой дом», «Майор привёз мальчишку на лафете…», «Атака» и другие.

Симонов видел и знал не только фронт, но и тыл. Знал и рассказал обо всем, что можно было опубликовать в его время. Так, тыловой героизм советского человека он показал в романе «Солдатами не рождаются» и повести «Двадцать дней без войны».

-5

За четыре военных года Константин Симонов написал пять сборников очерков и рассказов, повесть «Дни и ночи», пьесы «Русские люди», «Так и будет», «Под каштанами Праги», дневники, которые впоследствии составили два тома собрания сочинений.

О Симонове много писали и снимали. Подробнее можно прочитать о нем в книгах воспоминаний современников и узнать из документальных фильмов его сына, режиссера Алексея Симонова.

По мотивам книг Константина Симонова было снято немало знаковых фильмов: «Парень из нашего города» (1942), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Живые и мертвые» (1964), «Возмездие» (1967) и другие работы.

После войны К. Симонов какое-то время занимает должность главного редактора журнала «Новый мир», а затем «Литературной газеты».

Интересный факт. После смерти И.В.Сталина он призывал коллег написать о заслугах Вождя народов и его роли в победе над фашизмом. В то время при Н. Хрущёве уже произошли известные перемены во взгляде на историю, и Симонов был уволен из «Литературной газеты». Фактически он поплатился за последовательность в своих взглядах. Но всегда ли это было возможно в то время?

Нужно отметить, что Симонов участвовал в травле некоторых коллег, среди которых Михаил Зощенко, Анна Ахматова и Борис Пастернак. Позднее он также написал письма против Александра Солженицына и Андрея Сахарова. По этой причине многие считали, что Симонов прогнулся перед властью, пытаясь угодить высшему руководству.

Не будем судить, да не будем судимы. Что же перевесит на чаше весов истории в жизни, в творчестве и во взглядах писателя? Считаю, что, несомненно, замечательный талант, пусть не Лев Толстой, но именно он для своего поколения определял его нравственный облик, его самосознание и мировоззрение.

Чем дальше от нас отстоит во времени победа наших предков в величайшей из войн, тем важнее для нас понимание тех далеких и грозных событий, которое несёт нам творчество К. Симонова.

Спасибо всем, кто дочитал статью до конца. Может быть для кого-то мои мысли покажутся спорными, пишите, не стесняйтесь. Правдивый взгляд на отечественную историю и литературу сейчас как никогда актуален.