Говорят, что мужчинам очень сложно понять женщин. Отчасти это действительно так. Но я почему-то уверен, что не только мужчина, но и мало какая женщина сможет понять Рыжову Ольгу Петровну из к/ф «Служебный роман». Я считаю, что этот персонаж получился крайне инфантильным. Позвольте мне объяснить свою точку зрения.
— Оля мой самый верный друг. Больше всего я её люблю за то, что она оптимистка, что бы не стряслось. А земной шар вертят именно оптимисты, — говорит закадровый голос Новосельцева в начале фильма.
По ходу этого фильма зрители смогут оценить то, что навертит эта блондинка-оптимистка.
Оптимизм
С первого взгляда кажется, что жизнь у Ольги Рыжовой сложилась очень и очень удачно. У неё есть квартира, муж и сын-спортсмен. Она имеет работу и не испытывает финансовые трудности, в отличии от Новосельцева, который постоянно ищет у кого бы занять двадцатку до получки. У Оли хватает денег и на лекарства, и на подарок Маше Селезнёвой и, как мне кажется, ей хватило бы и на двадцатку Анатолию Ефремовичу, если бы по сюжету фильма не понадобилось, чтобы эту двадцатку ему занял Самохвалов.
В общем, складывается впечатление, что она действительно счастливая оптимистка, способная поделиться своей энергетикой с окружающими. Вот только дальше по фильму мы узнаем, что оптимизм — не гарантия настоящего счастья. Оказывается, Оля не любит своего мужа. Настоящая любовь Ольги Рыжовой, это Юрий Григорьевич Самохвалов, с которым у неё были шашни в студенческие годы, и которого так удачно перевели к ним в учреждение. Увидев Самохвалова, Оля сразу же отвешивает ему комплименты. Рассказывая Самохвалову о своей квартире, сыне и муже, Ольга на самом деле думает совсем о другом. Женщиной полностью овладевают романтические воспоминания об их студенческих отношениях с Самохваловым. А отсутствие мужа, который так кстати уехал по путевке в Ессентуки, дает возможность замутить романчик, реализация которого вызревает в голове у Ольги. Причем, как вы помните, именно Ольга являлась инициатором возобновления отношений с Юрой. Женщина, которая любит своего мужа, никогда бы не пошла на такое!
Зависть
Во время вечеринки, которую Юра организовал для сотрудников у себя в квартире, зрителям очень явно показывают, что Ольга жутко завидует жене Самохвалова. Когда он подсаживается к ней, чтобы оказать внимание и поддержать светскую беседу, Ольга принимается унижать кулинарные способности жены Юры:
«Я такой салат делаю лучше, чем твоя жена!»
Эх, галантность и тактичность Самохвалова сыграют с ним злую шутку. Он позволяет Ольге вести эту игру в воспоминания прошлого, давая ей тем самым обманчивый повод и призрачную надежду на то, что прошлое может повториться. Но ведь это не так. В том прошлом, они были свободными студентами, а в настоящем — семейные люди. Ведь в этой, так понравившейся Ольге квартире, рядом находится красавица-жена Юры, которая ухаживает за гостями. И эта настоящая жена прекрасно видит, что происходит между Юрой и Ольгой. При этом она отчетливо понимает, что Оля не угрожает их семейным отношениям. Это читается в мимолетном взгляде, брошенном этой женщиной, когда Оля захотела ангажировать Юрия на танец.
Ольга ведет себя так, как-будто этой женщины не существует. В танце она предается романтическим воспоминаниям о прошлом, вот только за своими воспоминаниями она не видит, что Юре от неё нужна только информация о сотрудниках.
Пока Оля рассказывает о прошлых поцелуях и свиданиях, Юра интересуется о своих новоиспеченных коллегах. Вполне деловой подход. Вот только этого не понимает Рыжова.
— А твоя жена не будет тебя ревновать ко мне? — Спрашивает Ольга у Юры во время танца.
— Конечно будет, — в шутку отвечает Юра.
Ольга делает всё, чтобы хоть как-то насолить жене Самохвалова, отсюда и это желание вызвать ревность у неё. Не забывайте, она ей очень завидует.
Отрыв от реальности
Ну а дальше Ольга начинает вести себя очень инфантильно. Мне вот интересно, между своими попытками пригласить Самохвалова на встречу, Оля вообще вспоминала о своем муже? К чести Самохвалова, нужно заметить, что он ей никакого повода на новую встречу не давал! Вот только к этому моменту Ольга оторвалась от реальности. Такое бывает, когда человек предается своим фантазиям, в голове вырисовывает определенную картину, и продолжает жить и действовать с осознанием, что ситуация ровно такая, какая она в его фантазиях. Это инфантилизм. Ведь дети часто любят выдумывать себе какую-то реальность(например наличие какой-то новой игрушки) и очень обижаются, когда родители говорят, что такое невозможно(из-за самых разных причин). Несогласный со своими родителями ребенок может начать топать ножками или закатить истерику с криками: «ну я хочу!» Это примерно то же самое, что происходит с Ольгой. Ведь Оля начинает витать в своих фантазиях, не желая видеть реальность. А в реальности она не интересна Самохвалову. Прошлое, осталось в прошлом.
Этот отрыв от реальности побуждает её начать писать любовные письма Самохвалову и передавать эти письма через секретаршу Верочку. Прям как школьное время, когда дети передают записочки своим одноклассникам, помните такое? Наивная Ольга как будто бы не понимает, что эти письма легко могут стать достоянием общественности. Что мешало Ольге передавать письма лично из рук в руки, они же пересекались с Самохваловым в коридорах учреждения? Потеря реальности и инфантильность.
Понимая к чему всё движется Юра вежливо пытается донести, что между ними больше ничего не может быть. Это та реальность, от которой прячется Ольга, реальность, в которой Юра её не любит.
Но ведь в её фантазиях всё совершенно по-другому. В её грезах они остаются вместе, обнимаются и целуются, говорят друг другу приятные вещи, Юра покупает мороженое... Эта фантазия бесконечно дорога для Ольги, а поэтому она всячески старается не замечать реальность, продолжая вести себя инфантильно, как капризный ребенок, чтобы оставаться в состоянии своих воспоминаний.
Что отличает взрослого от ребенка? Взрослый человек несет ответственность за свои действия. По всему видно, что Оля не осознает свою ответственность за совершаемые действия. Некому задать ей простой вопрос: «Ты готова нести ответственность за свои действия? Разорвать отношения с мужем, испортить отношения с сыном, разрушить чужую семью?». А она, будучи в инфантильном состоянии, сама не задается такими вопросами.
А вот Самохвалов взрослый и ответственный человек. Он прекрасно понимает в какой ситуации допустима просто кокетливость, а в какой ситуации происходит перевод отношений на другой уровень. Он четко это контролирует и не позволяет им перейти на другой уровень.
Я более чем уверен, что такой человек как Самохвалов, никогда бы не передал личные письма третьему человеку, для всеобщего обозрения. Ну не такой он простой человек. Вот только по сценарию требовалось, чтобы Самохвалов поступил именно так, для того чтобы впоследствии он схлопотал пощечину от Новосельцева, ради впечатления Людмилы Прокофьевны. Вот именно поэтому сценарий так и развернули. Но и без Самохвалова, информация из писем стала достоянием общественности, так как Ольга передавала их через болтливую секретаршу.
Но крайним конечно же оказался Самохвалов. Факт передачи писем бесспорно гнусное дело.
Дальше нам показывают душевные страдания и слёзы Рыжовой. Особенно трагично это выглядит на фоне разгорающегося яркого романа Анатолия Ефремовича и Людмилы Прокофьевны.
Проблема в том, что не имея любви в своих собственных отношениях с мужем, Ольга уверовала, что её объект вожделения состоит точно в таких же отношениях без любви. Если бы она хотя бы на секунду задумалась о том, что она вообще делает — разбивает чужой брак, уничтожая свой собственный — она бы остановилась.
Великолепный стих Беллы Ахмадулиной «О, мой застенчивый герой» в картине используется вообще не к месту, так как только Ольга — виновница всей этой ситуации. Ещё до передачи писем Самохваловым, о её неразделенных чувствах знали все вокруг, кроме Новосельцева и Калугиной, и то, эти двое ничего не знали только потому, что были полностью поглощены своими собственными отношениями. Но именно из-за этого сюжетного поворота с передачей писем в руки Шуры, Самохвалова сделали антагонистом всего фильма.
О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнера!
Позора Самохвалов не избежал, что прекрасно видно из слов Калугиной. Играть роль он не предлагал.
К проклятой помощи твоей
я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.
Опять же, это всё мимо ситуации показанной в фильме. Этот стих был бы уместен в этой картине, если бы Самохвалов был инициатором отношений с Ольгой, но он мало того, что повода не давал, так ещё и прямо говорил, что ему это не нужно.
И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна - среди стыда
стою с упавшими плечами.
Эти стихи не отражают то, что происходило у Самохвалова с Рыжовой, потому что Юрий не ставил своей целью воспользоваться доступностью Ольги, а затем отвергнуть её.
— Завтра мой Алексей возвращается с Ессентуков, — говорит Ольга окрыленному, после хорошо проведенной ночи, Новосельцеву.
— Я очень рад, — отвечает тот.
— Я тоже, — чуть ли не плача повторяет Рыжова.
Очень обидно за Алексея, который возвращается туда, где, как он ожидает, его любят.
Хотя, может быть и у Алексея будет своя собственная история в Ессентуках.