Найти тему
Алёна Миронова

Ориньяк. На заре человечества

Ещё одна игра, в которую мы играли на девятичасовой настольной посиделке и сразу повторили партию (потому что настолки с полной асимметрией — они такие), — «Ориньяк».

Скажу сразу, что я очень ценю в играх асимметрию — но, конечно, она накладывает море нюансов на изучение игрового процесса. В «Ориньяке» три типа ролей (мы играли втроём, и все за разных «персонажей», а потом просто поменялись), и если вас играет больше чем трое (игра до 5 человек), то несколько участников играют за одинаковую роль, оставаясь при этом соперниками (например, становится несколько племён неандертальцев вместо одного).

-2

Центральную пакость в игре олицетворяет мать-природа: от неё ничего хорошего ждать не приходится (а если она вдруг сделала что-то хорошее, мужайтесь — дальше будет полный швах). Играет Природа картами, из сброса которых составляет сеты, складывая сыгранное по трём стопкам. Если наверху каждой стопки три грозы, все будут терять ресурсы, если 3 разных символа, она сможет заблокировать территории, если 3 ветра, то можно добрать карту и так далее.

-3

Цель Природы — не дать остальным игрокам выполнить победные условия за 10 раундов. То есть она, как известный персонаж в игре «Плоский мир», побеждает, когда никто не победил до конца партии.

Природа в раунде играет карты-реакции (и одну пакость в начале сезона — раунда). Карты реакции просто так сыграть нельзя — только после того как кто-то переместился, поохотился, собрал ресурсы и так далее.

-4

Поэтому фактор случайности здесь велик — у меня один раз вся рука состояла из карт «Начало сезона», и я могла играть только по одной карте в раунде, что очень обидно — это, во-первых, выключает тебя из игрового процесса, превращая в наблюдателя, а во-вторых, по понятным причинам уменьшает вовлечённость. Но когда получается сделать гадость (отменив игрокам охоту, раздав раны, уменьшив количество действий) — как-то понимаешь, зачем всё это, и хочется всем всё портить дальше:)

-5

Я не хочу пересказывать все правила (мы здесь не за этим собрались), просто ещё скажу, что мне нравится ещё один момент в игре, связанный с Природой: когда соперники охотятся, они уничтожают животных и отдают их Природе. Истребляя какой-то вид, они выхватывают праведного гнева от Природы — она получает дополнительные карты, на которых, как вы помните, нет ничего хорошего)

-6

С Природой разобрались — теперь про вторую асимметричную роль, неандертальцев. За них мне тоже удалось сыграть, и они промышляют в игре с помощью миплплейсмента. У вас есть собственный планшет и миплы (всего 5 штук) — ваше племя. Ваша победная задача — создать 7 племён.

Для этого в игре у вас есть ширма — за ней есть три варианта племён, которые вы можете создать. Каждое создаётся за свою сборку ресурсов и приносит свой интересный бонус.

-7

Создали племя — за ширмой выкладывается ещё одно (таким образом, вы всегда можете выбирать 1 из 3). Каждое действие (даже движение) требует траты мипла — и в лучшем случае у вас всего 5 миплов на раунд. Почему в лучшем? Потому что не забывает про прекрасную мать-Природу, которая может наносить раны неандертальцам (моя первая партия за неандертальцев началась с перелома, например, — и это я ещё никуда не успела сходить 😀).

-8

В общем, вы ходите по карте, охотитесь, мастерите оружие и орудия с одеждой (для охоты, защиты и сражений с другими игроками) и создаёте племена. За неандертальцев мне оч понравилось играть, но кажется, что втроём сильно легче — потому как впятером на карте будет сильно не хватать ресурсов, а стычки между соперниками будут случаться на каждом шагу (что только на руку Природе).

-9

Теперь сапиенсы — последняя роль в игре (при игре впятером тоже будет два племени). Их задача — создать три явления культуры.

Сапиенсы — это механика колодостроя. Они покупают карты, чтобы двигаться, охотиться и собирать ресурсы. За них я поиграть не успела, но очень хочу, потому что по партиям показалось, что им как будто тяжелее всего.

Все предметы культуры создаются за еду, а карты в колоду можно купить за разные другие ресурсы, но сапиенсы очень уязвимы для ран, и Природа может легко засорять им колоду, за раны подкидывая карты голода (карты-пустышки с оч ограниченным функционалом, как страх в «Арнаке»).

-10

Мне показалось, что в наших партиях им приходилось особенно туго, и это ещё учитывая вообще малое взаимодействие между игроками-племенами.

В целом «Ориньяк» очень прикольный концептуально, но победа здесь зарабатывается нелегко, особенно если все игроки-племена начеку: вы можете нападать на лидера и отбирать у него ресурсы, что впятером, мне кажется, огого как актуально, потому что мать-Природа одна не справляется. Но тут есть нюанс: останавливая лидера, не нужно забывать о своих целях, иначе спустя 10 раундов победа окажется в кармане Природы, и вы поработаете в финале игры ей на руку.

-11

Пока в «Ориньяк» хочется играть ещё, опробовав разные стратегии за разных персонажей, но тем, кого заинтересовала игра, важно понимать, что она злая, местами кризисная, а в некоторых ситуациях на ваши действия будет влиять рандом (особенно при игре за Природу).

Ещё из нюансов — довольно среднее качество (не везде идеально жетоны выдавливаются из панчей + лакировка — спорный выбор для этой игры, как по мне, удешевляющий визуал, но это, конечно, субъективно).

Ещё в процессе у нас были вопросы к иконографике (и я ещё изучу этот момент на форумах bgg, потому что прочтение здесь влияет на процент кризиса в игре).

-12

В остальном «Ориньяк» — свежий глоток среди настолок с асимметрией, и про неё интересно даже писать, вспоминая остроту партий: в одной из них мы с Дашей выли в голос, когда на поле не осталось вообще ресурсов, которые мы можем добывать 😅 Было круто!

Если вы ищете какого-то нетривиального опыта в настолках, присмотритесь: любопытная игра, не очень долгая (смотря, конечно, как канат перетягивать будете, но даже 10 раундов, мне кажется, реально сыграть до 2 часов) и определённо вызывающая эмоции — от горения до потирания ручек, когда готовишь классный ход ;)

Втроём мне уже понравилось, вчетвером и впятером будет ещё плотнее — и, наверное, попроще играть Природе, но пока это только догадки, нужно пробовать:)