Америка- это не только небоскребы, лабиринты улиц с шумными кафешками, ресторанами, это не только шумные,загазованные проезжие части, бизнесмены, спешащие на работу. Это не всегда богатство, успех, у всего этого есть обратная сторона.
В конце 70-х и начале 80-х Нью-Йорк был городом депрессивным: криминал процветал, множество брошенных домов, пустующих квартир, наркотики, бездомные люди.
Именно таким показан Нью-Йорк в знаковом фильме Джармуша "Более странно, чем в раю". Именно в такой неуютный, полупустынный район приезжает главная героиня Ева .
В фильме три главных героя. Ева девушка из Венгрии приезжает к двоюродному брату Вилли , в итоге около десяти дней она сидит у него на пустой квартире, курит, они смотрят телевизор, и практически больше ничего не происходит. К ним заходит друг брата -Эдди, из диалога парней понятно, что они бездельники, живут в основном на то, что выиграют или в покер или на ставках.
Весь фильм пронизан праздностью, пустой тратой времени, и в тоже время неудовлетворенностью героев , как только Ева уезжает, Вилли понимает, что здесь больше оставаться не хочет, нужна смена обстановки. С Эдди они достают денег и на чужой машине едут в Кливленд -к Еве.
Фильм черно-белый, и еще одна особенность- часто потухающая картинка, мы окунаемся в темноту,как будто проваливаемся в пустоту, а потом выныриваем совсем в другом месте, часто отсутствует связка одного кадра с другим, это делает фильм более хаотичным, но привлекательным.
Так странно было видеть в фильме снег, и что герои почти в той же одежде гуляют посреди этой сумрачной зимы. Весь фильм это обоюдное отчуждение. Молодые люди не принимают действительность, а мир не принимает и не понимает их. Редкие второстепенные персонажи, тоже полная противоположность нашим героям, что еще более усиливает момент одиночества.
В Кливленде им тоже не найти покоя, жутко холодно, скучно, Вилли И Эдди решают рискнуть, и раз деньги еще остались, они забирают Еву и втроем едут во Флориду, в надежде найти свое солнце, отогреться и возможно обрести рай.
Как вы думаете им это удалось?
"Мы в новом месте, а выглядит всё точно также" - замечают герои. Их спонтанное путешествие в поиске лучшего, теплого идеального "райского" места, оборачивается бесконечным дежавю . Конец фильма намекает, что каждый герой вернется и найдет сам себя, но по отдельности. Финал достаточно необычный и пожалуй это единственное правильное решение закончить эту историю так.
Название фильма достаточно оригинальное, что бы заставить задуматься и порассуждать о его значении.
Более странно, чем в раю.
Рай -это место, где человек находит покой, где ему комфортно, тепло, он чувствует себя на своем месте, где все вокруг радует глаз. Это практически наслаждение и покой.
Наши герои, каждый по своему хочет найти свой рай, Ева первая решается на это и едет в Кливленд, в надежде, что там все будет по другому.
Вилли и Эдди тоже доходят до точки и совершают побег из своей реальности. Но как бы они не колесили через всю Америку, покоя и радости им не найти, постоянный бег по кругу, везде они чувствуют себя изгнанными и не принятыми. А в конце и вовсе сюжет, про то, как Ева берет чужой конверт с деньгами, похож на соблазн Евы( не просто так главную героиню зовут, также как библейского персонажа) змеем, и уже после этого грехопадения, им точно не найти своего рая.
Одной из главных особенностей фильма, что в нем снимались не профессионалы, что делает еще более его притягательным.
Это друзья режиссера Джармуша: композитор и лидер джаз-бэнда Джон Лури, трубач и барабанщик Ричард Эдсон, певица венгерского происхождения Эстер Балинт.
О самом режиссере тоже хочется сказать, про таких людей нельзя молчать.
Великий режиссер
В Нью-Йорке он учился и играл клавишником в музыкальной группе, Джармуш был помощником у своего наставника режиссёра Николоса Рэя. Позднее он участвовал в создание документального фильма о последних днях жизни Рэя , его снимал приехавший из Германии Вим Вендерс.
Вендерс отдал Джармушу чёрно-белую киноплёнку, оставшуюся после съёмок его фильма "Положения вещей". На неё Джармуш и снял свой первый широкоформатный фильм - "Более странно, чем в раю".
"Более странно, чем в раю"является одним из самых влиятельных фильмов конца XX столетия, поскольку именно он стал предвестником малобюджетного независимого кино.
Фильм хоть и не наполнен быстрым и богатым сюжетом, зато он дает время, что бы задуматься о себе, на каком ты месте в этом мире, нужно ли куда-то гнаться или можно постараться найти свое солнце , там где ты есть.