Найти тему
2,2K подписчиков

Мария Тюссо: «Мне приходилось делать восковые слепки с голов, брошенных палачом в корзину»

Эта женщина слепила свое состояние в прямом смысле слова из воска. В Англию она приехала в 1802 году с ребенком на руках и не зная английского. Из состояния с ней была лишь коллекция восковых манекенов. Мог ли кто-то даже предположить, что всего через несколько лет в ее коллекцию будут стремиться попасть самая разная публика, от преступников до правителей, а ее музей станет одним из самых посещаемых в Лондоне? Знакомьтесь с подлинной историей Марии Тюссо!

Эта женщина слепила свое состояние в прямом смысле слова из воска. В Англию она приехала в 1802 году с ребенком на руках и не зная английского.

Протеже доктора Куртиуса

При рождении, а на свет она появилась в 1761 году в Страсбурге, ее звали Анна Мария Грошольц. Ее отец происходил из рода палачей – тогда эта профессия переходила из поколения в поколение, и браки тоже были приняты исключительно между «своими». Но отец Анны Марии это правило нарушил. Он стал военным и погиб в Семилетней войне еще до рождения дочери, а мать, оставшаяся без средств к существованию, вместе с новорожденной дочкой переехала в Берн, где ее взял в экономки доктор Филипп Куртиус. Доктор уже не практиковал, все время отдавая своему увлечению – созданию восковых фигур. Спрос на такие фигуры был выше во Франции, и потому вскоре Куртиус переехал в Париж, взяв с собой экономку с ее маленькой дочерью. В 1770 году в Париже состоялась первая выставка работ Куртиуса, которая стала настолько популярной, что сам король заинтересовался ею. Вскоре выставку перенесли во дворец.

Музей мадам  Тюссо в Лондоне
Музей мадам Тюссо в Лондоне

Именно доктор преподал Марии первые уроки восковой скульптуры. Вернее, он был вынужден научить своему ремеслу девочку, потому что на волне популярности ему не хватало рабочих рук для выполнения всех заказов. И даже тайну ученице открыл – как окрашивать воск под цвет кожи. Это было его ноу-хау.

Девочке было интересно заниматься этим, она оказалась талантлива. Уже в 16 лет Мария создала бюст Вольтера, потом Руссо и Франклина. Куртиус представил юную ученицу при дворе. Королевским особам девушка понравилась. Ее даже попросили давать уроки лепки из воска сестре Людовика XVI Елизавете. И все было хорошо, пока как гром среди ясного неба не грянула Великая французская революция.

Фигура спящей графини Дюбарри,  любовницы и фаворитки Людовика XV — самая старая из фигур, была создана в XVIII веке.
Фигура спящей графини Дюбарри, любовницы и фаворитки Людовика XV — самая старая из фигур, была создана в XVIII веке.

Тюрьма и воля

Революционеры оказались господами безжалостными и суровыми. Марию арестовали за близость к королевской семье, посадили в тюрьму и приговорили к гильотинированию. Даже голову успели обрить. Однако все же помиловали и отпустили, но с условием, что она и Куртиус будут лепить посмертные маски казненных представителей знати. Теперь в мастерскую Куртиса приносили отрубленные головы, а доктор с ученицей делали их восковые портреты.

Так Мария сделала слепки лиц короля Людовика XVI, его супруги Марии-Антуанетты и многих придворных аристократов, а потом Робеспьера и Марата – ведь и своих «детей» революция, увы, не щадила. Что происходило в это время в ее душе, бог весть. Но руку она набила и основу коллекции, которая позже сделала ее богатой и знаменитой, создала. В 1794 году Филипп Куртиус отошел в мир иной, оставив своей ученице всю коллекцию слепков, крупнейшую во Франции и зафиксировавшую в том числе историю казней и трагические события революции. А еще через год Мария вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо.

Эта женщина слепила свое состояние в прямом смысле слова из воска. В Англию она приехала в 1802 году с ребенком на руках и не зная английского.-4

Слепить королеву

Брак не принес счастья Марии. Она постоянно работала, ее коллекция пополнялась и приносила стабильный доход, но муж был выпивохой и картежником, он пропивал и проигрывал все деньги в карты.

Казалось бы, разорение неизбежно, все предвещало крах. Но тут немецкий иллюзионист Поль Филидор – он с помощью оптических устройств ставил в Европе «фантасмагории», проецируя на плоскую поверхность портреты знаменитостей – пригласил Марию к сотрудничеству. И Тюссо согласилась, с энтузиазмом взявшись за дело. Впрочем, вскоре разочаровалась в своем компаньоне: тот слишком экономил на рекламе, а потому шоу не имело того успеха, которого заслуживало. Однако это приключение сдвинуло ее с мертвой точки.

Следующим шагом стал решительный разрыв с мужем (а на руках у Марии в то время было уже двое детей) и переезд в Англию. (Старшего сына она тогда взяла с собой, младший остался с отцом и вернулся к матери уже в возрасте 17 лет). Оттуда как раз поступило предложение, от которого было грех отказываться: по контракту почти семь лет за немалые деньги Мария показывала свою коллекцию слепков в Лондоне, потом гастролировала с ней по городам Британии. Гастролировала в шикарном экипаже, а ее работы выставляли в лучших залах. Да, она работала на потребу публики, но публики богатой. И во Францию она больше не вернулась.

Передвижной музей мадам Тюссо был просто бомбой. Про Французскую революцию были наслышаны все, и всем хотелось видеть, как выглядели ее герои, однако фотография в те времена делала лишь первые робкие шаги. Зато фигуры полностью удовлетворяли любопытство. Коллекция не была замершей – Мария не позволяла себе отдыхать и почивать на лаврах. Она не покладая рук лепила восковые копии теперь уже знаменитых британцев. Потому что совершенно точно знала, что интерес к знаменитостям заложен в природе человека. В отличие от интереса к историческим событиям, которые быстро забываются.

Аншлаг она собрала в 1836 году, выставив на обозрение публики фигуру культовой оперной певицы Марии Малибран, которая незадолго до этого, в сентябре 1836 года, умерла во время музыкального фестиваля в Манчестере. Потом на обложке ее каталога появился портрет королевы Виктории. И – о чудо! – в 1838 году она удостоилась аудиенции. Королева поручила Марии сделать слепок своего коронационного образа. Это была большая честь и большое признание.

В музее есть и фигура  самой мадам Тюссо — Мария изготовила ее за 8 лет до своей смерти
В музее есть и фигура самой мадам Тюссо — Мария изготовила ее за 8 лет до своей смерти

Ужас как привлекательно!

К тому времени уже существовал Музей мадам Тюссо: он был открыт в 1835 году на углу Бейкер-стрит и Портман-сквер. Среди прочего, в его стенах находились портреты знаменитых преступников, тех, что совершали грабежи и убийства. Им был посвящен специальный зал – «Палата ужасов». Идею этой палаты Мария позаимствовала у своего наставника Филиппа Куртиуса. Он еще в 1782 году показал на одной из своих выставок так называемую «Пещеру великих воров». Слепки делал с тел казненных – ему их привозили сразу же после казни. Мадам Тюссо дополнила ту коллекцию портретами британских бандитов. Там были уэст-портские маньяки Уильям Берк и Уильяма Хейр, которые продавали тела убитых ими людей профессору анатомии; Джеймс Раш, зверски расправившийся со своими арендодателями; палач Уильям Марвуд; французы – Робеспьер, Марат и прочие. За вход на эту экспозицию надо было платить отдельно – 6 пенсов, а вход в музей стоил 12 пенсов. «Палата ужасов» пользовалась особой популярностью: число публичных казней в Британии в то время уменьшилось, поскольку изменилось законодательство, и нехватку привычного «развлечения» обыватели (явно предки поклонников фильмов ужасов) восполняли посещением музея. Там все было по-настоящему: мало того, что внешность экспонатов была передана с максимальной точностью и педантичностью, так еще каждый образ дополняли доподлинные артефакты. Например, здесь находились настоящая коронационная мантия короля Георга IV, доподлинная карета Наполеона... И лезвия гильотин, которыми рубили головы членам королевской фамилии, тоже были самыми что ни на есть историческими. Мало того, преступники, которые были современниками Марии, перед казнью жертвовали музею свою одежду, чтобы таким образом обеспечить свое бессмертие в веках. В 2016 году эту комнату закрыли для посещения, потому что все там было слишком натуралистично и слишком жестоко…

А что же мадам Тюссо? Она дожила до почтенной старости и мирно скончалась в апреле 1850 года в возрасте 89 лет. До конца дней она очень любила сидеть на входе и лично брать плату с посетителей музея, который тогда уже назывался Музеем восковых фигур... Она сама вела конторские книги, присутствовала на всех выставках и была экскурсоводом для высокопоставленных посетителей. А интересного она могла рассказать много! В 80 лет Мария начала писать мемуары, но так и не завершила их.

Бизнес перешел по наследству двум ее сыновьям. В дальнейшем он попадал в разные руки и всегда процветал. А прикасаться к фигурам разрешили посетителям только в 2000 году, до того они были огорожены. И может быть, поэтому сохранились некоторые экспонаты, сделанные самой мадам, несмотря на то, что воск – материал далеко не вечный. Впрочем, сегодняшние посетители приходят в музей не только для того, чтобы увидеть ту или иную знаменитость, но и чтобы запечатлеть себя на камеру вместе с ней. А что там будет с фигурой, ну кому это интересно, ведь правда?..