Найти тему
ТРИ КИТА

Краткий исторический экскурс о возникновении книгопечатания на Руси

В этой публикации я решал рассказать о книгах с исторической точки зрения. Период начала зарождения книгопечатания на Руси. Появление первых деятелей направивших свои устремления на создание новых или переработанных книг ХVII в. Во время правления царя Алексея Михайловича – «тишайшего».

 Первую попытку наведения порядка по выправлению богослужебных книг предпринял патриарх Никон, до того момента пока не был смещен, и низложен с патриаршества. Его дело продолжили другие деятели, которые были вызваны с разных мест Федором Михайловичем Ртищевым, любимцем царя, являвшимся замечательным лицом того времени. Он был ревнителем православия. Его пытливый и большой ум, проникал во многие стороны богослужения, но не только это, его интересовало. На свои собственные сбережения выкупал славян, плененных мусульманами. Завел больницу, и приют для убогих, где оказывали помощь всем нуждающимся. Много времени и сил он направил, в том числе на пересмотр и исправление книг. В то время, образованных людей в самой Руси было недостаточно. Нужны были люди со знанием греческого и латинского языка. Это связано с тем, что практически все первоисточники были составлены на упомянутых языках.

 Ртищев задался вопросом, где взять нужных людей? Его взор был направлен на южную Русь. В то время по образованности она стояла гораздо выше, чем Великая Русь, Москва. Тогда уже на южной Руси работали училища. В 1649 году в Москву были вызваны несколько киевских ученых монахов.

И вот первые успехи - во второй половине ХVII в. был создан первый учебник. Но требовалось еще много работы. Как упоминалось выше, при пересмотре книг было выявлено много неисправностей и противоречий в книгах, которые были преимущественно на греческом языке. Вот этим и занялись вызванные люди. Они стали переводить книги, приводить в порядок обряды богослужения. Попутно, они создавали свои собственные труда. Одним из таких «новых людей», деятелей, являлся: Юрий Крижанич, по происхождению серб (хорват).

Юрий Крижанич.
Юрий Крижанич.

Это был высокообразованный католический священник, который являлся славянином патриотом. Ему было известно, как притесняют западных славян немцы. Также он знал собственноручно, как греческое духовенство высокомерно относилось к православным славянам. Он ратовал за объединение всех православных людей, славян под одним самодержавием – царем и Великой Русью. Он утверждал, что Россия сможет защитить всех угнетенных православных славян. Но начатое дело ему не удалось завершить, он попал в опалу, или его церковные взгляды кому-то не понравились, или его заподозрили в каких-либо опасных замыслах, доподлинно не известно. В 1661 г. Юрий Крижанич был сослан в Тобольск, где пробыл в ссылке четырнадцать лет. Находясь там, он создал несколько сочинений. Наиболее любопытные из них – грамматика, и его политические думы – «Разговоры о владетельства». В этом труде он излагает свой взгляд на устройство государства, проводит сравнение России с другими государствами. Выявляет недостатки, где одно из главных недостатков – отсутствие образованности народа, и в особенности думных людей; при этом он также приводит собственные решения на исправления государственного строя и частного быта.

Вот что он писал о книгах – «Высший дар человека есть разум, - говорит он, - деятельность разума выражается в мудрости, мудрость же приобретается учением и книгами. Мудрость столько же нужна для государей, как и для обыкновенных людей; при живых советниках нужны еще лучшие мертвые советники – книги: книги не увлекаются ни алчностью, ни враждой, ни любовью, - книги не ласкательствуют, не бояться поведать истину».

Также он указывал на злоупотребление должностными лицами, против которого основным средством борьбы он считал создание неких прав. И эти воззвания он направлял царю, в которых просил наделить все сословия известными правами – слободины. На лицо, зачатки появления правотворчества на Руси.

В это время была создана другая книга, о России и правлении царя Алексея Михайловича, вскрывавшая все недостатки государственного строя и русской жизни. Написана она была дьяконом посольского приказа Котошихиным.