Найти в Дзене
МАЯ Килошенко

Игральные карты моды

Избыточное потребление модной одежды приводит к самым невероятным результатам, которые зачастую становятся очевидными для всех. Напоминает игру в карты с колодой из трёх карт: ЗАЩИТА, СКРОМНОСТЬ, КРАСОТА. Выигрыш зависит как от случая, так и от умения игрока. Исследователи материальной культуры давно пришли к общему выводу об основных целях ношения одежды: люди одеваются для того, чтобы защитить себя прежде всего от неблагоприятных климатических условий, чтобы продемонстрировать свою скромность и выглядеть эстетически привлекательно. Но им до сих пор трудно договориться о том, какая из них главная. ЗАЩИТА В пособии конца XIX века «Как мы должны одеваться?», изданном в Петербурге, перечисляются необходимые свойства одежды: а) препятствовать утечке тепла; б) быть легкой, прилегающей к телу и приспособленной к движениям; в) при движениях не издавать шороха; г) покрывая тело, способствовать рельефному выделению красивых форм; д) способствовать дыханию тела (выделению шлаков). На первый взг

Избыточное потребление модной одежды приводит к самым невероятным результатам, которые зачастую становятся очевидными для всех. Напоминает игру в карты с колодой из трёх карт: ЗАЩИТА, СКРОМНОСТЬ, КРАСОТА. Выигрыш зависит как от случая, так и от умения игрока.

Исследователи материальной культуры давно пришли к общему выводу об основных целях ношения одежды: люди одеваются для того, чтобы защитить себя прежде всего от неблагоприятных климатических условий, чтобы продемонстрировать свою скромность и выглядеть эстетически привлекательно. Но им до сих пор трудно договориться о том, какая из них главная.

ЗАЩИТА

В пособии конца XIX века «Как мы должны одеваться?», изданном в Петербурге, перечисляются необходимые свойства одежды: а) препятствовать утечке тепла; б) быть легкой, прилегающей к телу и приспособленной к движениям; в) при движениях не издавать шороха; г) покрывая тело, способствовать рельефному выделению красивых форм; д) способствовать дыханию тела (выделению шлаков).

Дамский журнал. 1885. Январь.
Дамский журнал. 1885. Январь.

На первый взгляд, совершенно естественным кажется использование человеком одежды для удовлетворения элементарных биогенных потребностей, обеспечивающих индивидуальное и видовое существование человека, в частности, для защиты от неблагоприятных природных условий (холода, жары, ветра, дождя и снега). Однако для теплых стран данная функция одежды часто не актуальна. В примитивных обществах доледникового периода одежда в основном применялась для украшения тела.

КРАСОТА

Этнограф Б. Адлер считает, что одежда — результат эволюции духовности человека, климат же — движущая сила эволюционных процессов. Исследователь замечает: «Одежда есть выражение постепенного, долгого, начавшегося, быть может, при первом появлении человеческого существа на земле, развития духовного склада самого человека. При этом климат, конечно, был главной направляющей и воздействующей на человека силой».

Функция украшения имеет сложную структуру. Украшая свое тело примитивными одеждами, человек стремился решить несколько задач. С одной стороны, стать более привлекательным для потенциального сексуального партнера, подобно животным и птицам, участвующим в брачных играх, а с другой — закодировать определенную информацию.

https://agoras.typepad.fr/
https://agoras.typepad.fr/

Например, среди женщин, принадлежавших к африканским племенам, использование передника было знаком того, что она неприкосновенна для постороннего мужчины. С развитием примитивных цивилизаций красивая одежда стала использоваться как символ власти, символ принадлежности к группе, как знак для защиты от случайных нападений своих же соплеменников в ходе межплеменных сражений.

СКРОМНОСТЬ

Психоаналитик Дж. Флюгель считал украшение тела главным мотивом ношения одежды человеком, сочетающим в себе защитную функцию и функцию стыдливости (благопристойности, скромности). Благопристойность одежды отражает приверженность человека библейским традициям.

А. Дюрер. Адам и Ева.
А. Дюрер. Адам и Ева.

Происхождение одежды описано в Библии. Адам и Ева были созданы Господом Богом нагими и не стеснялись этого. Но, съев запретный плод, счастливые обитатели рая неожиданно устыдились своей наготы и, прикрывшись листьями, спрятались среди деревьев. По Святому Писанию, фиговый листок стал прообразом одежды человека, символизирующей его природную стыдливость.

Этнограф Б. Адлер пробуждение стыдливости связывал не только с появлением одежды, но и с развитием духовной и материальной культуры человека. Он подчеркивал, что «только с момента появления у населения одежды и с постепенным развитием духовной и материальной культур, пробуждается в человеке то чувство, которое в современном образованном обществе называется стыдливостью; по преимуществу, впрочем, оно внешнего характера и составляет дело привычки. Китаянка старательно прячет под платье свои изуродованные ножки. Наша замужняя крестьянка стыдится снять с головы повязанный платок».

Стыдливость рассматривается Дж. Флюгелем как фактор, сдерживающий порывы выставлять напоказ обнаженное тело, демонстрировать вычурные или очень красивые одежды. Скромные одежды могут отражать представление человека о самом себе или выражать отношение к другим людям; могут послужить сигналом страсти или желания получить удовольствие (социального или сексуального характера) и, наоборот, знаком отвращения, стыда или осуждения. И это может иметь отношение к различным частям тела, прикрываемым одеждой.

Дискуссия о том, какая карта будет бита (защита, красота или скромность) продолжается. Очевидно, что одежда служит своеобразным объектом для творческой деятельности человека, мотивированной потребностями в самовыражении и самореализации. Но процесс выбора индивидом одежды заметно усложняется — от простого подражания до рефлексии, то есть осознания индивидом того, как он будет выглядеть в глазах других людей, как будет чувствовать себя в этой одежде, где, когда и каким образом он сможет ее носить.