Найти в Дзене
Амерхан Межитов

Куда исчезла ногайская порода лошадей? Часть 2-я

Таким образом, можно считать установленным, что в течение сотен лет на конское поголовье России оказывали влияние лошади ногайские, а именно породистые «ногайские кони». Спрос на ногайские лошади растёт по мере того, как с изобретением пороха и огнестрельного оружия, тяжёлая верховая лошадь постепенно вытесняется  легковооружённой  манёвренной конницей, каковой и являлась конница ногайских туменов (10-ти тысячные военные подразделения), владевшие лошадьми более лёгкого сложения. Под влиянием войн со степняками в Европе создаётся кавалерия нового типа. С участием в сражениях конницы нового типа меняется тактика ведения боя, что влечёт за собой  преобразование также и в коневодстве старых и выведение новых пород верхового типа. Для снабжения лёгкой конницы вначале использовались лошади, имевшиеся в то время на юге России, в Азии и на Ближнем Востоке (ногайские, туркменские, персидские, кавказские, арабские). Однако в течение столетий на рынки Московии преимущественно поставлялись ногайс
В первой части нашей статьи мы начали разговор о верховом коне, к коим порода ногайской лошади, по нашему мнению, имеет самое прямое отношение,  подтверждений чему большое множество мы находим в различных источниках.  Например, в толковом словаре Даля, есть сведения, что на Руси верхового коня называли «фарь».  Это заимствованное персидское  слово было довольно частым в употреблении в русском языке где-то до XI века и означало оно породистого коня. В известном источнике «Отечественное коневодство»  приводятся факты, когда персидских лошадей  ценили на Руси. Ценили особенно за их «высокий для того времени рост, нарядность форм и спокойный темперамент».
Однако, начиная с XI  века из употребления в русском языке персидское слово «фарь» постепенно исчезает» и заменяется словом «конь». Этимологические исследования термина «конь» пока не находят единодушного решения в вопросе его происхождения и выдвигаются разные версии. Версия о том, что слово «конь» тюркского происхождения и первоначально означало породистую ногайскую лошадь не всеми исследователями принимается однозначно. Категорично утверждать, что в ногайском языке слово «конь» означает породистость мы пока не спешим, поскольку из употребления в ногайском языке именно в этом смысле оно тоже исчезло. В тоже время, термин «конь» в ногайском языке по прежнему имеет отношение к лошади и означает оно по смыслу «шкуру лошади».
Если продолжить наши размышления в контексте вытеснения «ногайскими конями» коней персидских, то здесь мы наблюдаем изменения в пользу первых.
Известно, как в XI-XIII веках предки ногайцев, кипчаки (половцы, а с XV века назовут ногайцами), занимая огромную территорию от Волги на западе до Иртыша на востоке и от берегов Каспия и Арала на юге до Тюмени на севере, активно развивали торговые отношения с русскими княжествами. С XV века, когда Ногайская Орда окончательно сосредоточит в своих руках торговлю лошадьми с Московским государством, благородных(породистых) лошадей-скакунов  стали называть «аргамаки». Причем, непременно  «ногайские аргамаки» или, как сами русские называли «ногайские кони».
О поступлении в Россию большого количества лошадей из юго-восточных степей писали сами очевидцы. В «Известиях о торговле ногайцев лошадьми в России» приводятся слова находившегося на русской службе Жака Маржарет (1590–1606 годы): «В Россию лошади приводятся наиболее из Татарии Ногайской, их называют конями; они роста среднего, весьма удобны для работы и бегут без отдыха 7 или 8 часов; но если слишком утомятся и выбьются из сил, то потребно 4 или 5 месяцев для их поправления; весьма дики и пугаются ружейного выстрела; обыкновенно бывают не подкованы, как и русские; многие овса не едят вовсе и приучаются к нему исподволь, ежели хозяин намерен кормить оным. У ногайцев бывают иногда небольшие, весьма красивые лошадки: белые с черными пятнами, как тигры или леопарды, будто бы разрисованные».
В первой части нашей статьи мы начали разговор о верховом коне, к коим порода ногайской лошади, по нашему мнению, имеет самое прямое отношение, подтверждений чему большое множество мы находим в различных источниках. Например, в толковом словаре Даля, есть сведения, что на Руси верхового коня называли «фарь». Это заимствованное персидское слово было довольно частым в употреблении в русском языке где-то до XI века и означало оно породистого коня. В известном источнике «Отечественное коневодство» приводятся факты, когда персидских лошадей ценили на Руси. Ценили особенно за их «высокий для того времени рост, нарядность форм и спокойный темперамент». Однако, начиная с XI века из употребления в русском языке персидское слово «фарь» постепенно исчезает» и заменяется словом «конь». Этимологические исследования термина «конь» пока не находят единодушного решения в вопросе его происхождения и выдвигаются разные версии. Версия о том, что слово «конь» тюркского происхождения и первоначально означало породистую ногайскую лошадь не всеми исследователями принимается однозначно. Категорично утверждать, что в ногайском языке слово «конь» означает породистость мы пока не спешим, поскольку из употребления в ногайском языке именно в этом смысле оно тоже исчезло. В тоже время, термин «конь» в ногайском языке по прежнему имеет отношение к лошади и означает оно по смыслу «шкуру лошади». Если продолжить наши размышления в контексте вытеснения «ногайскими конями» коней персидских, то здесь мы наблюдаем изменения в пользу первых. Известно, как в XI-XIII веках предки ногайцев, кипчаки (половцы, а с XV века назовут ногайцами), занимая огромную территорию от Волги на западе до Иртыша на востоке и от берегов Каспия и Арала на юге до Тюмени на севере, активно развивали торговые отношения с русскими княжествами. С XV века, когда Ногайская Орда окончательно сосредоточит в своих руках торговлю лошадьми с Московским государством, благородных(породистых) лошадей-скакунов стали называть «аргамаки». Причем, непременно «ногайские аргамаки» или, как сами русские называли «ногайские кони». О поступлении в Россию большого количества лошадей из юго-восточных степей писали сами очевидцы. В «Известиях о торговле ногайцев лошадьми в России» приводятся слова находившегося на русской службе Жака Маржарет (1590–1606 годы): «В Россию лошади приводятся наиболее из Татарии Ногайской, их называют конями; они роста среднего, весьма удобны для работы и бегут без отдыха 7 или 8 часов; но если слишком утомятся и выбьются из сил, то потребно 4 или 5 месяцев для их поправления; весьма дики и пугаются ружейного выстрела; обыкновенно бывают не подкованы, как и русские; многие овса не едят вовсе и приучаются к нему исподволь, ежели хозяин намерен кормить оным. У ногайцев бывают иногда небольшие, весьма красивые лошадки: белые с черными пятнами, как тигры или леопарды, будто бы разрисованные».
Костамгалы
Костамгалы

Таким образом, можно считать установленным, что в течение сотен лет на конское поголовье России оказывали влияние лошади ногайские, а именно породистые «ногайские кони».

Спрос на ногайские лошади растёт по мере того, как с изобретением пороха и огнестрельного оружия, тяжёлая верховая лошадь постепенно вытесняется  легковооружённой  манёвренной конницей, каковой и являлась конница ногайских туменов (10-ти тысячные военные подразделения), владевшие лошадьми более лёгкого сложения. Под влиянием войн со степняками в Европе создаётся кавалерия нового типа. С участием в сражениях конницы нового типа меняется тактика ведения боя, что влечёт за собой  преобразование также и в коневодстве старых и выведение новых пород верхового типа.

Для снабжения лёгкой конницы вначале использовались лошади, имевшиеся в то время на юге России, в Азии и на Ближнем Востоке (ногайские, туркменские, персидские, кавказские, арабские).

Однако в течение столетий на рынки Московии преимущественно поставлялись ногайские верховые лошади, на основе которых впоследствии стали выводить местные породы. Об этом свидетельствует выведение, например, казачьей лошади.

Формирование казачьей породы лошадей происходило в условиях тесного взаимодействия с тюркскими народами, главным образом, ногайцами. Многие соседи ногайцев пополняли свои табуны, как покупая отборные породистые ногайские лошади, так и за счёт трофейной добычи. В результате выводились различные породы лошадей, исходным материалом для которых, все же, служила ногайская порода лошадей.

Практически все выведенные на базе ногайской породы верховые лошади  своими характеристиками напоминали ярко выраженный тип ногайской лошади: небольшая, сухая, с горбоносой головой, кадыковатой шеей, короткой прочной спиной и крепкими конечностями.

Ахиллес
Ахиллес

.Однако каких-либо сведений или характеристики ногайской породы лошадей мы не найдём в племенной книге, в которой ведется учет племенных и продуктивных качеств, а также происхождение лучших сельскохозяйственных животных той или иной породы.

По данным «Сельскохозяйственной энциклопедии» (Москва, 1955, т.-4.) в России насчитывается 45 пород лошадей, среди которых ногайской породы лошадей нет.

Отсюда возникает вполне резонный вопрос: «куда сегодня исчезли ногайские кони? Ответ на данный вопрос мы можем найти, проследив путь формирования известных сегодня некоторых новых пород, фиксированных в племенной книге. Самые распространённые на Северном Кавказе лошади, как стародонская, кабардинская, черноморская  обязаны своим происхождением, в первую очередь, ногайской породе, которые выводились путём длительного скрещивания с лошадьми, выращенных в горных условиях.

Джулик
Джулик

Ногайские лошади были основным исходным материалом при создании некоторых широко известных пород верховых лошадей в России. В связи с тем, что в те далёкие времена не было конных заводов, государственных племенных книг и т. д., ногайские лошади и не могли быть записанными в племенные книги.

С некоторых пор, в силу разных обстоятельств, стали считать, что ногайские кони остались в истории и в памяти людей в виде легенд, песен, в эпосе и сказках как быстроногий и неутомимый «тулпар» ногайского народа.

Однако, сами ногайские коневоды весьма убедительно опровергают такой расхожий взгляд. Те быстроногие аргамаки, на которых современная ногайская молодёжь и по сей день устраивает во время праздников скачки, даёт основание смотреть в будущее с оптимизмом и верить, что дело возрождения ногайской породы лошадей не за горами.

Дикий
Дикий

С помощью представителя ВНИИ коневодства Рязанской области Камфарина Дмитрия Петровича мы взглянули на местную породу лошадей в Ногайском районе Республики Дагестан.

Поездив по Ногайской степи, пронаблюдав за некоторыми немногочисленными табунами, мы выделили несколько местных лошадей, которых по внешним признакам можно отнести к верховым лошадям.

Ярко выраженные признаки верховых жеребцов мы наблюдали у следующих животных: Джейран, Костамгалы, Джулик, Ахиллес, Дикий.

Наблюдая за местной ногайской лошадью, обращаешь сразу внимание на изящную голову с крупными и выразительными глазами. Затем взгляд привлекает удлинённая и гибкая шея, добавляя лошади элегантность.

Джейран
Джейран

Ещё большую красоту и привлекательность придают прекрасно ухоженные густая и шелковистая грива и хвост. Плотная и мягкая шерсть, прекрасно защищающая от холода в зимннее время, выделяется своим  обилием. А широкие и прочные копыта позволяет им передвигаться по разным типам поверхностей легко и уверенно.

Сами владельцы этих лошадей подчёркивают высокую интеллектуальную способность своих питомцев. По их мнению, они легко адаптируются к новым условиям и быстро учатся.

Исследователь Камфарин Дмитрий Петрович  заключил, что вероятно именно эти особенности и позволяют использовать их в различных сферах деятельности, включая спорт, туризм или работа на фермах.

Можно сказать, что знакомство с условиями содержания ногайской местной породы лошадей, методами и способами обучения их у учёного состоялось.

В то же время, надо признать, что это первые попытки изучения, вернее, описания, признаков породности местной породы лошадей в Ногайской степи. Это требует большой кропотливой работы, которая без фундаментального участия научно-исследовательских учреждений практически невозможна.

-7