Найти тему
Олег Цендровский

# 154. Кому должна принадлежать власть, как устроены иерархии и почему уважение есть основа отношений?

«Голос тишины». – Рене Магритт, 1928 г.
«Голос тишины». – Рене Магритт, 1928 г.

Ход жизни и индивидуальные различия живых существ порождают многочисленные асимметрии в их взаимоотношениях. Некоторые оказываются сильнее или удачливее, чем другие, и потому получают больше пищи и территории, получают преимущества по части безопасности, здоровья и размножения. Одни выказывают большую заинтересованность в лидерстве и готовность к конфликтам, а другие отличаются более мирным нравом и скромностью жизненных устремлений. Кто-то ведёт и направляет, а кто-то следует и уступает.

Хотя эти роли могут меняться, со временем асимметрии в отношениях и распределении ресурсов накапливаются и начинают носить постоянный характер. Затвердевая, они превращаются в систему асимметричных взаимоотношений – в иерархию. В иерархии у каждого её члена имеется неравный доступ к благам и неравный объём влияния на других, который называется статусом. Для животных, как и для людей, статус представляет собой желанный ресурс, поскольку он даёт приоритетный доступ ко всем остальным ресурсам группы.

В биологии одна из первых попыток научного описания животных иерархий была осуществлена в начале XX века на примере обыкновенных домашних кур. Учёные обнаружили, что для формирования иерархии в курином сообществе между всеми членами группы проводится серия коротких схваток – так называемых турниров. Разумеется, никто специально их не организовывает и арена для этого не нужна. Турниры между курицами происходят спонтанным образом, когда они встречаются друг с другом и, движимые видовыми инстинктами, начинают выяснять, кто из какого теста слеплен. Результат каждого турнира откладывается в мозге обеих куриц и формирует их статус относительно друг друга.

По итогу всей череды турниров в куриной группе выявляется одна триумфальная победительница, хотя в отдельных случаях их может быть и несколько. Альфа-курицы получают право безнаказанно клевать всех остальных, отгонять их от еды и вообще могут вести себя, как им вздумается. Второе место занимают бета-курицы. Они могут безнаказанно клевать и гнать в шею всех, кроме альф и друг друга. В самом хвосте иерархии плетутся омеги. Их может клевать и гнать, кто угодно, а они не смеют оказать им сопротивления. Эта система была названа «порядок клевания» (англ. pecking order). Аналогичный «порядок клевания» обнаруживается у множества других живых существ от птиц и приматов до млекопитающих.

Как в наиболее сложных животных сообществах, так и в человеческих можно выделить два типа иерархий: иерархии доминирования и иерархии компетенции. Критерием их отличия является то, какие именно способности нужны для повышения статуса в группе.

Главной характеристикой иерархий доминирования является то, что набор способностей, необходимых для приобретения власти, сильно отличается от набора способностей, которые необходимы для её эффективного применения во благо как сообщества, так и самих носителей статуса. Иерархии доминирования держатся на подавлении одних существ и их групп другими. При этом то, являются ли носители высокого статуса компетентными в использовании своей власти и исполнении сопряженных с ней обязанностей, либо не имеет никакого значения вообще, либо вторично.

Классическим примером иерархии доминирования является власть, взятая грубой силой в конкурентной борьбе. Статус получает тот, кто смог запугать, перебить, перехитрить и обдурить своих соперников. Здесь компетенция в применении власти не важна для её приобретения, а порой играет очень малую роль и в удержании приобретённого статуса. Он берётся и удерживается за счёт доминирования.

Другим примером иерархии доминирования является наследственная монархия. Монарх получает царскую власть по праву наследства, так как его группа сохраняет доминирование над остальными группами. Он может не обладать ни задатками правителя, ни знаниями и навыками правителя, ни даже желанием править, но он всё равно получает наивысший в сообществе статус. Компетенция не играет практически никакой роли. В человеческой истории было множество совершенно недееспособных, несовершеннолетних и даже умалишённых правителей.

Основным методом получения статуса в иерархиях доминирования является агрессия, то есть использование физической и интеллектуальной силы ради насилия, запугивания, психологического принуждения, хитрости и обмана. Хотя у животных доминирование чаще всего обеспечивает именно прямая физическая агрессия, в человеческих сообществах это не обязательно так. Мы широко используем образование союзов, обман, интриги и сложные махинации. Несмотря на самую тонкую интеллектуальную деятельность, она всё равно остаётся слепой и грубой силой. Подобная деятельность ума подчинена целям доминирования и потому лишена подлинного знания и своего блага, и своей природы.

Второй тип иерархий есть иерархии компетенции. Их главной характеристикой является то, что набор способностей, необходимых для приобретения власти, не сильно отличается от набора способностей, которые нужны для её применения как во благо сообщества, так и самих носителей высокого статуса.

Здесь более высоким статусом и, соответственно, влиянием наделены те, кто могут продемонстрировать навыки и знания в эффективном применении власти в общих интересах. Эти иерархии держатся скорее на компетенции, чем на доминировании одних над другими. Умение одержать верх в конкурентной борьбе за счёт каких-либо иных средств либо имеет меньшее значение, либо не имеет практически никакого значения вообще.

Может показаться, что иерархии компетенции есть оторванный от суровых реалий жизни прекрасный романтический идеал, но на самом деле они довольно широко распространены. Более того, иерархии компетенции встречаются не только у людей. Их подобия имеются и у самых развитых животных.

Так, в группах шимпанзе лучше всего удерживает власть вовсе не самый сильный и злобный самец, который смог победить и запугать конкурентов. Прочнее всего удерживает трон мудрый – мудрый по обезьяним меркам, конечно. Альфа-самец должен уметь налаживать отношения с остальными, организовывать союзы, хорошо улаживать конфликты между членами группы и следить за порядком. Он может быть престарелым и довольно слабым в сравнении с молодыми самцами, но при наличии этих качеств всё равно продолжает сохранять своё положение. С ним сообщество процветает.

Если в группе шимпанзе к власти приходит глупая и агрессивная гора мышц, которая не умеет распорядиться своим статусом, то воцарение подобного правителя, как правило, длится недолго. Сообщество невротизируется, в нём растёт волнение, страх и внутренний беспорядок. Вскоре несколько бета- или гамма-самцов объединяются друг с другом и совокупными усилиями разрывают альфа-самца на части. Порой это разрывание на части происходит не метафорически, а вполне буквальным образом.

Хорошим примером иерархии компетенции у людей является иерархия в научном или медицинском сообществе. Старшим хирургом обыкновенно становится не тот, кто смог переиграть других и взять над ними верх. Он получает этот статус и сопутствующее ему влияние за счёт своих знаний и умений в хирургическом деле.

В отличие от пути доминирования, путь компетенции не предполагает невротической тяги одних членов группы забрать что-то у других. Мы стремимся дать, а не взять. Мы предлагаем свои знания и навыки, и если другие в них заинтересованы, они наделяют нас влиянием и ответственностью для их применения. Мы даём – и в процессе дарения своей деятельности мы с избытком получаем.

В иерархии компетенции власть нередко попадает в руки человеку, который не только не умеет за неё бороться, её завоевывать и удерживать, но даже не хочет этого. Ему буквально навязывают власть, ответственность и должность. Его упрашивают руководить и принять на себя бремя руководства. Власть здесь есть способ проявления нашей щедрости и форма самоотдачи, а не способ кражи ресурсов у других и доминирования над ними.

Иерархии доминирования основаны на невежестве, жажде и агрессии. В них всякая деятельность и творчество есть просто инструмент для получения приятных стимулов ради услаждения органов своего тела и получения ресурсов для потребления. Это обречённая попытка найти удовлетворение через обладание. Как следствие, иерархии доминирования преимущественно состоят из людей, которым нечего дать. Они не умеют давать и именно потому не способны получать. Они накапливают, отбирают и потребляют, но не обогащают ни сообщество, ни даже себя самих. Получая всё больше и больше, они активно разлагают внешнюю среду, обедняют и обкрадывают её.

Печальная участь их положения в том, что даже пребывая на самом верху социальной пирамиды, они остаются фундаментально бедными и обворованными самими собой. Не умея давать и не зная радости дарения, они не способны получить, как бы отчаянно они ни старались этого добиться.

Трагическая неспособность тех, кто ориентирован на доминирование, что-либо получить вызывает ассоциацию с голодными духами из буддистской иконографии. В Тибете голодных духов изображают монструозными существами с огромными животами, но крошечным ртом и очень тонкой шеей. Они бесконечно голодны, но не в состоянии насытиться. Их жажда забирать и поглощать неимоверна, но она не может быть удовлетворена. Это происходит именно из-за того, что они не умеют дарить.

В иерархиях доминирования конкуренция выстраивается за счёт умения забирать власть и удерживать власть независимо от того, может ли человек сделать с ней что-либо полезное. Потому люди, занимающие в них высокое положение, не умеют позаботиться ни о чужих интересах, ни о своих собственных.

Да, они могут быть чрезвычайно компетентны в конкурентной борьбе за статус и иные ресурсы. Но такая компетенция не есть подлинная компетенция, ибо она слишком узка. В ней нет ни понимания личного блага, ни осознания его прочной взаимосвязи с широким контекстом действительности и нашей творческой деятельностью во благо. По сути, компетенция доминирования есть компетенция в невежестве. Это высокоразвитое умение достигать ложных и пагубных целей пагубными средствами. Это хирург, который получил своё место за счёт полезных знакомств и интриг и теперь убивает своих пациентов.

В иерархиях доминирования те, кто знают и умеют, лишены влияния. Те же, кто не знают и не умеют, обладают наивысшим влиянием. Между навыками, нужными для приобретения и удержания власти, и навыками, нужными для её применения, наблюдается огромное расхождение.

Очевидно, что чем больше иерархии в сообществе основаны на доминировании, тем в больший упадок оно приходит. Те роли, которые должны исполняться ради общего блага, не исполняются. Они, однако, не пустуют. Всё хуже: их занимают люди, которые на них паразитируют.

Иерархии компетенции, напротив, состоят из людей, которые прошли процедуры отбора и показали, что умеют использовать свою власть во благо. Такое положение дел означает, что набор навыков, нужных для получения и удержания власти, близок к набору навыков, нужных для эффективного применения власти.

Компетентные люди используют статус не ради потребления и услаждения своих телесных органов и своих фантазий, а ради творчества. Они свободны от невротической тяги забирать и отбирать, ибо они богаты в своей деятельности и богаты своей деятельностью. Получая и потребляя, они обогащают и приумножают. В творческом процессе потребление, приобретение и изъятие воспринимаются как инвестиции. Всякое забирание и потребление, отдых и отвлечение в иерархиях компетенции есть возможность для большей отдачи, для большей щедрости. По этой причине блага свободно циркулируют в сообществе и приумножаются, а само сообщество процветает.

Мы уже говорили, что вопрос о справедливости есть один из самых сложных вопросов. Теперь мы можем дать на него более точный ответ. Справедлив такой баланс распределения, при котором больше влияния и ресурсов получают те, кто может распорядиться ими с наибольшей пользой. Этот ответ всё ещё является с неизбежностью общим, ибо охватывает множество разнородных ситуаций, но несмотря на это он даёт нам хорошую стартовую точку.

В иерархии доминирования чем больше человек берёт, тем беднее становятся окружающие. В иерархии компетенции они становятся только богаче.

Что бы мы ни думали на этот счёт, во многих отношениях между людьми присутствует значительная асимметрия. Это не вопрос выбора, таковы непреложные факты. Мы, однако, можем добиться того, чтобы эта асимметрия выстраивалась по линии иерархии компетенции, поскольку от этого выигрывают все.

Носителям наиболее высокого статуса их положение приносит максимальное удовлетворение, поскольку позволяет им быть максимально щедрыми. Они воплощают свои замыслы с большим размахом, и их творческая энергия свободно циркулирует и внутри, и снаружи. Те же, кто ниже в иерархии влияния, становятся участниками этих масштабных проектов и получателями идущих сверху даров. Получая, они сами и на своём месте реализуют те творческие задачи, которые им подходят. Они также проявляют щедрость и компетентность.

Иерархии необходимы и неизбежны. Но чтобы они держались, им, как и всем отношениям между людьми, требуется особое скрепляющее вещество – уважение. Для иерархий компетенции оно особенно необходимо, поскольку лишь уважение даёт людям возможность оценить чужую компетенцию и последовать ей.

Уважение

В Новом Завете есть поучительная история о том, как Христос возвращается на свою родину – в город Назарет. У него за спиной много странствий и испытаний, а весть о нём и его учении разошлась по всей Иудее. Теперь у Христа есть множество учеников и последователей, которые безмерно чтят его и внимают каждому слову пророка. В субботний день он приходит в синагогу, возле которой прошло его детство, и выступает там с проповедью. Вопреки ожиданиям, именно у себя дома Христос сталкивается с такими недоверием и пренебрежением, каких он более нигде не встречал.

Все собравшиеся в синагоге люди – его давние знакомые и его родственники. Они хорошо знают Христа. Они уверены, что уже давно его раскусили. Это же сын плотника Иосифа и Марии. Они помнят, как он мальчишкой бегал по улицам. Даже члены его семьи не принимают его всерьёз. Как сказано в Евангелии от Иоанна, «братья не верили Ему» (Ин 7:5).

В Евангелии от Матфея эпизод возвращения Христа на родину описывается так:

«И, придя в отечество Своё, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?
И соблазнялись о Нём. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём. И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф 13:54-58).

Слова Христа превратились в пословицу: «Нет пророка в своём отечестве». Похожие по смыслу выражения встречаются и в других культурах. За много столетий до рождения Христа великий древнегреческий врач и анатом Гиппократ сетовал на то, как тяжело врачу помочь близкому человеку исцелиться и как тяжело врачевать жителей родного города. Куда проще, говорил Гиппократ…

<…>

Получить доступ к полной версии статьи и подкаста

© Олег Цендровский

Заказать новую книгу автора (2023 г.)

Что такое «Письма к самому себе и как ими пользоваться»?

ВК // Telegram // YouTube